Приказ министра обороны Российской Федерации 15 страница
Выявляя особенности правосознания военнослужащих, можно достоверно прогнозировать их поведение. Это создает реальную основу для стимулирования законопослушного поведения и предупреждения правонарушений военнослужащих.
§ 4. Правовое воспитание в системе мер предупреждения воинских правонарушений
Значение правового воспитания в деле предупреждения правонарушений в сфере военной службы определяется тем, что эффективность предупредительной работы неразрывно связана с формированием высокого правосознания военнослужащих. Система правового воспитания в ее широком смысле (правовое обучение, правовая пропаганда, правоприменительная практика командиров, а также органов военной юстиции) является действенным средством укрепления законности, правопорядка и дисциплины, а следовательно, и предупреждения воинских правонарушений.
Решение задач формирования правового государства и создания отвечающих чертам такого государства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований предполагает кардинальное изменение отношения к праву, закону, существенное повышение правовой культуры военнослужащих, что, в свою очередь, требует принятия мер по перестройке правовоспитательной работы в войсках (силах флота).
Конкретные причины возрастания роли правовоспитательной работы и необходимости ее развития это: а) активный процесс совершенствования законодательства, в том числе военного; б) неблагополучное состояние воинской дисциплины; негативные тенденции в динамике преступности и судимости военнослужащих; в) ухудшение качественного состава призывного контингента за счет расширения доли лиц, ранее судимых либо подвергавшихся приводам в милицию, имевших пристрастие к алкоголю, наркотикам и т. п.; г) обострение проблемы социально-правовой защищенности военнослужащих; д) неудовлетворенность личного состава постановкой правовоспитательной работы, ее формализмом, отрывом от жизни и др. В этой связи можно предложить некоторые пути организации правовоспитательной работы:
— основное ее направление — организация правового обучения в сфере военной службы. Правовая учеба должна включать изучение военнослужащими основополагающих актов военного законодательства. Это необходимо для лучшего знания, понимания и исполнения служебных обязанностей. Повышение уровня правовых знаний в системе юридического всеобуча является необходимым условием формирования у военнослужащих уважения к правовым нормам надлежащего поведения в соответствии с их требованиями, воспитания высокой социально-правовой активности личного состава;
— качество и эффективность правовой учебы все более зависят от обновления форм и методов работы. Жизнь настоятельно требует внедрения форм, рассчитанных на диалог с аудиторией, — бесед, семинаров и собеседований, диспутов и дискуссий, вечеров вопросов и ответов и встреч за «круглым столом», юридических викторин, конкурсов и т. п. Диалогические формы позволяют демократизировать процесс мероприятий, вызвать заинтересованность слушателей, включить их в обсуждение проблем, добиться более качественного усвоения материала и, кроме того, лучше узнать настроения (запросы) слушателей для учета в последующей работе.
Необходимым условием преодоления формализма в правовоспитательной работе и усиления ее влияния на предупреждение воинских правонарушений является подкрепление всех воспитательно-правовых мероприятий четкой уставной организацией службы, строгим соблюдением принципа неотвратимости ответственности за правонарушения, а также мерами по улучшению уровня жизни военнослужащих, их материально-бытового обеспечения.
§ 5. Правовая подготовка военнослужащих в высших военно-учебных заведениях
Рассмотрение состояния правовой подготовки офицеров позволяет констатировать, что значительная часть офицеров, проходящих службу в войсках, имеет недостаточный для эффективного использования правовых средств в сфере служебной деятельности по укреплению дисциплины, законности и правопорядка уровень правовых знаний.
Возможности восполнения офицерами пробелов в правовых знаниях в войсках путем самостоятельной работы по усвоению правового минимума являются ограниченными ввиду недостаточности источников правовой информации и компетентных в правовом отношении специалистов, способных правильно разъяснить правовые нормы.
Офицеры признают необходимость и высокую практическую значимость совершенствования правового обучения в вузах как основы управленческой подготовки военных руководителей.
В настоящее время организация правового обучения в высших военно-учебных заведениях не в полной мере соответствует современным требованиям к управленческой подготовке руководящего состава и не в полной мере обеспечивает высокое качество правовой подготовки обучаемых.
К недостаткам организации правового обучения в вузах относятся:
— отсутствие достаточной преемственности и последовательности правового обучения в военных институтах (университетах) и академиях;
— недостаточная обеспеченность ВВУЗов учебными и справочными юридическими источниками;
— отсутствие в большинстве ВВУЗов учебно-методических кабинетов, а там, где они созданы, необеспеченность их штатами;
— неукомплектованность ВВУЗов достаточным количеством преподавателей-юристов;
— отсутствие учебно-методического центра, реально координирующего правовое обучение и воспитание в военных институтах (университетах) и академиях, как единой системы правовой подготовки офицеров.
Командиры частей и их заместители по воспитательной работе высоко оценивают полезность правовой подготовки в период службы в войсках и обусловливают необходимость совершенствования правового обучения в ВВУЗах как базы для последующей самостоятельной правовой работы.
Изучение и учет мнения обучаемых о состоянии и возможностях совершенствования правового обучения является обязательным условием рационального совершенствования учебного процесса.
В целом вышесказанное позволяет сделать вывод о необходимости повышения внимания к организации и осуществлению правового обучения в ВВУЗах как фактору повышения эффективности управленческой, правовоспитательной деятельности офицеров в войсках.
Задачами улучшения правовой подготовки выпускников, учитывающими требования к их личностным качествам, являются:
— формирование уважения к праву, принципам законности;
— привитие навыков правомерного поведения, принятия правомерных решений в сфере управления, чувства ответственности за их качество;
— формирование потребности и умения активно защищать, в установленном законом порядке, интересы государства, свои права и права подчиненных;
— воспитание активной позиции нетерпимости к правонарушениям.
Основной задачей правовой подготовки курсантов и слушателей является усвоение ими правовых норм, необходимых для успешного выполнения должностных функций, правильного применения норм законодательства, эффективного использования правовых средств в проведении организаторской и воспитательной работы в подразделениях и частях.
Следовательно, в понятие правовой подготовки курсантов и слушателей включается не только изучение законодательства, но и преодоление правового нигилизма, формирование позитивных установок и ориентаций на их исполнение в практике, т. е. формирование правосознания, правовой культуры как фактора поведения.
Важность такой работы в ВВУЗах предопределяется тем, что речь идет о воспитании воспитателей. Следовательно, в ВВУЗах необходима система усвоения правовых знаний, превращения их в убеждения и претворения в практику военной службы как целенаправленный процесс формирования у курсантов и слушателей высокой правовой культуры.
Под правовой культурой офицера понимается совокупность позитивных установок и ориентаций в правовой сфере как личностных качеств, выражающихся в личном правомерном поведении, организаторской и воспитательной деятельности, основанной на знании законодательства, его правильном понимании, исполнении и применении в соответствии с предусмотренными в правовых нормах целями.
Правовая культура офицера обусловливает качество исполнения им функциональных обязанностей, так как прямо связана с эффективностью исполнения и применения правовых норм, которыми военная служба регулируется. С правовой культурой офицеров тесно связана их деятельность по правовому воспитанию подчиненных военнослужащих. Это выдвигает задачу овладения выпускниками ВВУЗов методикой правового воспитания подчиненных и предупреждения правонарушений.
Выпускник ВВУЗа должен обладать знаниями и умениями в сфере анализа воинской дисциплины и дисциплинарной практики, определения реальных возможностей и конкретных задач повышения эффективности предупредительной правовоспитательной работы.
Организация правовоспитательной работы в воинском подразделении предполагает целенаправленную работу командира подразделения по воспитанию и использованию офицеров, сержантов и старшин, общественности подразделения. Осуществляя единоначалие, командир подразделения сплачивает коллектив и, используя его возможности, повышает эффективность воспитательного воздействия на подчиненных.
Система устойчивых психолого-правовых качеств, подлежащих формированию у военнослужащих, включает:
— убеждения в справедливости законодательства, важности законов, уставов, других правовых норм, в необходимости соблюдения требований воинского правопорядка;
— чувство уважения к закону, чувство долга, нетерпимости к правонарушениям;
— глубокое осознание своего воинского долга, правовой стороны в нем и ответственности за неисполнение служебного долга;
— повседневную привычку законопослушного поведения на основе точного соблюдения и исполнения требований Конституции Российской Федерации, законов и воинских уставов.
Формирование устойчивых качеств правосознания военнослужащих имеет общие закономерности:
— уровень правовой культуры военнослужащего определяется объективной логикой его правовой деятельности;
— устойчивые психологические качества правосознания формируются на основе воинского правопорядка и в зависимости от степени повышения социальной активности военнослужащих.
Правовая культура офицеров предполагает обладание ими необходимыми правовым знаниями. Усвоение теоретических вопросов призвано содействовать уяснению роли права в строительстве и укреплении Вооруженных Сил Российской Федерации.
Из конкретных правовых норм каждый офицер должен усвоить те, которые регламентируют выполняемые им функции, и в соответствующем объеме правового минимума. Таким образом, овладение всеми офицерами определенным объемом правовых знаний соответственно занимаемой должности — это вытекающая из законов и воинских уставов потребность и обязанность.
Представляется необходимым обеспечить преемственность правовой подготовки курсантов военных институтов и слушателей академий.
Система правовой подготовки курсантов (слушателей) на учебных занятиях и во внеучебное время должна включать совокупность средств и приемов формирования и развития правового сознания как фактора правового поведения и составной части качеств руководителя. Необходимым условием эффективности этой работы является изучение правосознания обучаемых на познавательном, оценочном и регулятивном уровнях, установление их суждений о правовой подготовке, что позволяет корректировать содержание работы.
Формирование и развитие правовых качеств личности осуществляется средствами и приемами убеждения, управления, стимулирования.
Воздействие первой группы средств и приемов убеждения направлено на развитие мотивов законопослушного, правомерного поведения курсантов (слушателей). К этой группе относятся различные средства правовой информации, занятия по правовой подготовке, личный пример командиров и преподавателей, опыт курсанта (слушателя), общественное мнение и другие информационные источники.
Вторая группа средств и приемов — упражнения — связана с созданием условий для тренировки в применении правовых норм в практике исполнения служебных обязанностей. Они представляют собой условия для выработки динамического стереотипа правомерного поведения. К этой группе относятся разного рода ситуации в учебном процессе, выполнении функциональных служебных обязанностей, разрешении проблемных ситуаций на практических занятиях по правовой подготовке. Подбор соответствующих упражнений, последовательное их изменение с постепенным усложнением позволяют наращивать навыки привычного правомерного поведения.
Действие третьей группы средств и приемов стимулирования обеспечивает выбор курсантом (слушателям) оптимального правомерного варианта разрешения ситуаций, регулируемых правовыми нормами, с учетом осознания реальности позитивных или негативных последствий. Практически это осуществимо путем создания и поддержания положительного эмоционального состояния курсантов (слушателей) в ситуациях, регулируемых правовыми нормами: поощрениями, влиянием коллектива, ослаблением отрицательного влияния неудач.
Правовое воспитание курсантов (слушателей) должно начинаться с выявления общего развития правовых качеств, недостатков в них и предполагает целенаправленное применение комплекса определенных приемов и средств в процессе обучения и воспитания, исходя из требований к их будущей деятельности в боевой и повседневной обстановке.
Методика правовоспитательной работы должна основываться на знании психологии правосознания. Следовательно, задачи, содержание и методы правового обучения должны преследовать цель не только юридического образования, но и предупреждения правонарушений, укрепления дисциплины, повышения качества учебы и службы курсантов (слушателей), социальной активности личности.
Система правовой подготовки офицеров, получающих высшее военное образование в академиях, должна обеспечить овладение ими методикой организации правовой работы в воинской части и соединении.
Значительное место в повышении научного и методического уровня правовой подготовки курсантов и слушателей принадлежит активной связи различных наук в преподавании.
Развитие межпредметных связей в процессе преподавания является одним из действенных средств устранения неоправданного дублирования; усиления логической стройности и завершенности курса обучения курсантов (слушателей). Ряд тем курса правовой подготовки близко соприкасается с соответствующими темами курса военной педагогики и психологии, общевоинских уставов и управления повседневной деятельностью войск.
Элементы правовой подготовки могут широко применяться на занятиях по специальным, техническим дисциплинам. Большие возможности для этого имеются на занятиях по оперативно-тактической подготовке, эксплуатации боевой и транспортной техники.
Таким образом, использование взаимосвязи способствует формированию правового подхода в сфере управления подчиненными и эксплуатации техники и вооружения.
Важное место в индивидуализации правовой подготовки слушателей и курсантов принадлежит военно-научной и самостоятельной работе. Методика этой работы в неюридическом ВВУЗе предполагает учет специфики военно-специальной подготовки и служебного предназначения. Наиболее высокие результаты в усвоении материала курса правовой подготовки имеют курсанты и слушатели, участвовавшие в работе групп правового актива. Это позволяет им уже в стенах ВВУЗа закрепить полученные знания и приобрести некоторые навыки правоприменительной и правовоспитательной работы.
Результативность правового обучения и воспитания выпускников в значительной степени зависит от состояния законности в деятельности ВВУЗов. Активную роль в обеспечении законности, правовом обучении и воспитании слушателей и курсантов призваны исполнять помощники начальников ВВУЗов по правовой работе.
Представляется, что условиями, способствующими улучшению качества правовой подготовки выпускников, являются: изучение и развитие правосознания курсантов и слушателей; совершенствование системы нормативно-правового обеспечения деятельности ВВУЗа; создание современной учебно-материальной базы правовой подготовки; активное использование правовых средств командирами и начальниками в служебной деятельности, преодоление правового нигилизма; обеспечение законного использования материальных ценностей; взаимодействие командования, юридической службы, органов военной прокуратуры в укреплении воинской дисциплины; обеспечение реальной социальной и правовой защиты военнослужащих и членов их семей в современных условиях.
Обобщающим показателем результативности правовой подготовки выпускников ВВУЗов можно считать уровень их компетентности, дисциплинированности, общественной активности в правовой сфере служебных отношений.
Правовая подготовка военнослужащих, особенно в высших военно-учебных заведениях, является важной функцией кадрового обеспечения правовой работы и ее криминологической направленности.
Постоянное совершенствование правовой подготовки, предупреждения и пресечения правонарушений является необходимым условием укрепления воинской дисциплины и правопорядка, повышения боевой готовности воинских частей, обеспечения обороноспособности Российской Федерации.
Глава 7. Правовая работа по укреплению воинской дисциплины и воинского правопорядка
§ 1. Понятие и сущность воинской дисциплины. Работа командиров (начальников) по ее укреплению
Под дисциплиной в широком смысле слова понимается «обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленному порядку, правилам»[77]. Составной частью общего понятия «дисциплина» является воинская дисциплина, которая представляет собой строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников). Известный российский военный мыслитель М.И. Драгомиров дает следующее определение воинской дисциплины: «Воинская дисциплина есть совокупность всех нравственных, умственных и физических навыков, нужных для того, чтобы офицеры и солдаты всех степеней отвечали своему назначению»[78].
По сравнению с другими видами государственной дисциплины воинской дисциплине присущи следующие особенности:
1) правила воинской дисциплины распространяются как на служебное, так и на внеслужебное время военнослужащих;
2) воинская дисциплина предъявляет более высокие требования к гражданам, чем другие виды государственной дисциплины, в частности: стойко переносить трудности военной службы; не щадить своей жизни для выполнения воинского долга; быть храбрым при выполнении воинского долга и т. д.;
3) за нарушение требований воинской дисциплины установлена более строгая юридическая ответственность. Так, например, за неповиновение, неисполнение приказа, самовольное оставление места службы военнослужащий может быть привлечен к уголовной ответственности, в то время как за аналогичные правонарушения государственных служащих предусмотрены только меры дисциплинарной ответственности.
Воинская дисциплина основывается на осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту своего Отечества и беззаветной преданности своему народу.
В своей работе по укреплению воинской дисциплины командиры (начальники) должны использовать, прежде всего, метод убеждения, под которым понимается такой способ воздействия на сознание, волю, чувства и поведение военнослужащих, который разъясняет факты и явления общественной жизни, формирует взгляды на окружающий мир. Данный метод в практической деятельности воинских должностных лиц реализуется в различных формах: разъяснение (беседа); обсуждение; внушение; совет; аргументированная рекомендация; личный или коллективный пример; примеры из других источников (литературы, кино и т. п.). Однако убеждение не исключает применение мер принуждения к тем, кто недобросовестно относится к выполнению воинского долга.
Высокая воинская дисциплина достигается:
— воспитанием у военнослужащих высоких морально-психологических и боевых качеств и сознательного повиновения командирам (начальникам);
— личной ответственностью каждого военнослужащего за выполнение своих обязанностей и требований воинских уставов;
— поддержанием в воинской части (подразделении) внутреннего порядка, строгим соблюдением распорядка дня всеми военнослужащими;
— четкой организацией боевой подготовки и полным охватом ею личного состава;
— повседневной требовательностью командиров (начальников) к подчиненным и контролем за их исполнительностью, уважением личного достоинства военнослужащих и постоянной заботой о них, умелым сочетанием и правильным применением мер убеждения, принуждения и общественного воздействия коллектива;
— созданием в воинской части (подразделении) необходимых материально-бытовых условий.
В целях обеспечения условий для соблюдения военнослужащими уставного порядка и требований воинской дисциплины командиры (начальники) проводят мероприятия:
а) по поддержанию установленных воинскими уставами правил взаимоотношений между военнослужащими;
б) по строгому соблюдению всеми военнослужащими твердого внутреннего порядка в подчиненных воинских частях (подразделениях);
в) по правильному размещению подразделений в военном городке и военнослужащих в помещениях;
г) по целесообразному распределению времени в повседневной деятельности воинской части;
д) по организации боевого дежурства (боевой службы);
е) по организации службы суточного наряда;
ж) по противопожарной охране;
з) по охране окружающей среды в районе деятельности воинской части (подразделения), целевому и рациональному использованию закрепленных земельных участков.
Применяя поощрение или налагая дисциплинарное взыскание, командиры и начальники должны учитывать данные, характеризующие личность военнослужащего: общий уровень его развития и подготовки, морально-психологические качества, продолжительность военной службы и другие обстоятельства.
Основными принципами применения поощрений и взысканий к подчиненным, обеспечивающими высокую эффективность их воспитательного воздействия, являются:
— обоснованность, т. е. поощрение должно быть применено за конкретные положительные результаты в военно-служебной деятельности или заслуги, а взыскание — за фактическое нарушение военнослужащим воинской дисциплины или общественного порядка;
— своевременность, т. е. промежуток между достижением военнослужащим высокого результата служебной деятельности, совершением подвига или отличия (совершения дисциплинарного проступка) и объявления ему за это поощрения (взыскания) должен быть сведен к минимуму (с учетом времени, необходимого для оценки степени заслуг поощряемого и степени вины и тяжести проступка наказываемого);
— справедливость (или соразмерность), т. е. мера поощрения должна соответствовать результату служебной деятельности или заслуге, а мера взыскания — тяжести совершенного дисциплинарного проступка и степени вины военнослужащего;
— постепенность в применении поощрений и взысканий, т. е. применение видов поощрений и взысканий от более низких до более высоких. Однако постепенность не исключает возможности поощрения особо отличившегося военнослужащего сразу же одним из высших видов поощрения либо применения к военнослужащему сразу наиболее строгого вида взыскания, но с учетом индивидуальных особенностей поощряемого (наказываемого), его дисциплинированности, а также степени воспитательного воздействия применяемых мер поощрения и взыскания;
— гласность, т. е. информация о поощрении или взыскании, объявленном одному военнослужащему, обязательно должна быть доведена до других военнослужащих подразделения (воинской части) в форме объявления приказа о поощрении (наказании) перед строем, на собрании личного состава, через средства массовой информации (печать, радио, телевидение) (с учетом требования о недопустимости объявления взысканий начальникам в присутствии их подчиненных);
— индивидуальность (или персонифицированность), т. е. за конкретные личные положительные результаты и заслуги (за совершение дисциплинарного проступка) поощрению (привлечению к дисциплинарной ответственности) подлежит конкретный военнослужащий, а не коллектив в целом, в штате которого он состоит. В то же время данный принцип не исключает возможности поощрения всего личного состава подразделения (воинской части, корабля), если высокий положительный результат достигнут в результате коллективной деятельности;
— исполнимость (или реализуемость) мер поощрения и взыскания, т. е. применение мер поощрения и взыскания должно завершиться совершением определенного действия (вручением грамоты, ценного подарка, отменой приказа о наказании, привлечением наказанного военнослужащего к работам, непредоставлением ему увольнения, внесением соответствующей записи в служебную карточку и т. д.).
За совершение проступков, связанных с нарушением воинской дисциплины или общественного порядка, военнослужащий привлекается к дисциплинарной ответственности, которая представляет собой предусмотренные законодательством меры дисциплинарного взыскания, применяемые к военнослужащим за совершение воинских дисциплинарных проступков[79]. Воинский дисциплинарный проступок[80] —это виновное противоправное нарушение военнослужащим требований воинской дисциплины или общественного порядка, влекущее применение дисциплинарных взысканий[81].
За нарушение воинской дисциплины или общественного порядка военнослужащий несет личную дисциплинарную ответственность. При нарушении военнослужащим воинской дисциплины или общественного порядка командир (начальник) может ограничиться напоминанием о его обязанностях и воинском долге, а в случае необходимости — подвергнуть дисциплинарному взысканию. При этом он должен учитывать, что налагаемое взыскание как мера укрепления дисциплины и воспитания военнослужащего должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины лица, его совершившего, установленным командиром в результате проведенного разбирательства.
В целях общественного осуждения нарушений воинской дисциплины или общественного порядка проступки военнослужащих по решению командира (начальника) могут рассматриваться и обсуждаться на собраниях личного состава: на собраниях сержантов и старшин, собраниях офицеров и прапорщиков и т. п.
В крайних, не терпящих отлагательства, случаях военнослужащие могут быть отстранены от должности. Военнослужащие отстраняются от должности теми командирами (начальниками), которым предоставлено право назначения их на должность.
На военнослужащего, нарушившего воинскую дисциплину или общественный порядок, могут налагаться только те дисциплинарные взыскания, которые определены в ДУ ВС РФ и которые соответствуют воинскому званию военнослужащего и дисциплинарной власти командира (начальника), принимающего решение о привлечении виновного к дисциплинарной ответственности.
Основным принципом привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности является принцип законности, который проявляется в следующем:
— во-первых, перечень дисциплинарных взысканий, которым могут быть подвергнуты военнослужащие, определен в нормативном правовом акте — ДУ ВС РФ; этот перечень является исчерпывающим и не подлежит произвольному расширению;
— во-вторых, перечень дисциплинарных взысканий, которые могут быть применены конкретным командиром (начальником), ограничен объемом предоставленной ему дисциплинарной власти;
— в-третьих, военнослужащий может быть подвергнут лишь тем дисциплинарным взысканиям, которые предусмотрены ДУ ВС РФ для соответствующего его воинскому званию состава военнослужащих.
§ 2. Содержание работы подразделений юридической службы по укреплению правопорядка и воинской дисциплины
Работа подразделений юридической службы по оказанию помощи командованию в укреплении воинской дисциплины направлена на обеспечение:
1) эффективного использования правовых средств в интересах укрепления правопорядка и воинской дисциплины;
2) применения должностными лицами поощрений и наложения взысканий в строгом соответствии с требованиями законодательства;
3) качественной организации и проведения правового обучения и разъяснения личному составу законодательства и практики его применения;
4) защиты прав, чести и достоинства военнослужащих;
5) соблюдения законности при издании актов военного управления.
Должностные лица юридической службы участвуют в организуемых командованием проверках состояния воинской дисциплины в подчиненных подразделениях и воинских частях. При этом изучается и анализируется:
— организация повседневной жизни и деятельности личного состава: выполнение распорядка дня, предоставление военнослужащим времени для личных потребностей, соблюдение порядка увольнения из расположения воинской части и т. д.;
— соблюдение законности при организации гарнизонной, караульной, дежурной, вахтенной и внутренней служб;
— обеспечение военнослужащих положенным довольствием; организация материального, торгово-бытового, медицинского обеспечения и культурного обслуживания личного состава;
— дисциплинарная практика;
— законность реагирования должностных лиц на факты преступлений, происшествий, утрат и порчи материальных ценностей;
— объективность докладов должностных лиц старшим начальникам о состоянии правопорядка и воинской дисциплины в подчиненных подразделениях и воинских частях;
— качество изучения причин и условий, способствующих правонарушениям, и эффективность мер по их устранению;
— реагирование командования на протесты и представления военных прокуроров, частные определения военных судов;