Государственное управление в области охраны и использования недр

Федеральное Агентство по Недропользованию-Роснедра (в ведении мин-ва природн ресурсов)

В общих чертах управление в сфере охраны и использования недр можно определить как совокупность осуществляемых уполномоченными субъектами действий, направленных на исполнение требований законодательства об использовании и охране недр.

Охрана недр заключается в наблюдении за надлежащим применением недропользователями:

технических методов и способов горных работ и соответствия геологическому строению месторождений, их особенностям и характеру залегания пород и полезных ископаемых;

правил, касающихся технической правильности и целесообразности ведения горных работ для полного использования месторождений ископаемых.

Под государственным управлением использования и охраны недр понимается нормативно определенная деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в правоустановительной, правоприменительной, регулятивной и правоохранной формах в целях обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов недр.

ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ: Федеральное агентство по недропользованию осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

1. осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества

2. организует:

5.2.1. государственное геологическое изучение недр;

5.2.2. экспертизу проектов геологического изучения недр;

5.2.3. проведение в установленном порядке геолого-экономической и стоимостной оценки месторождений полезных ископаемых и участков недр;

5.2.4. проведение в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования недрами;

5.2.5. проведение государственной экспертизы информациио разведанных запасах полезных ископаемых, геологической, экономической информации о предоставляемых в пользование участках недр;

3. осуществляет:

5.3.2. предоставление в пользование за плату геологической информации о недрах, полученной в результате государственного геологического изучения недр;

5.3.3. выдачу заключений об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки и разрешения на осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений;

5.3.6. принятие решений о предоставлении права пользования участками недр в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

5.3.7. принятие решений об утверждении итогов конкурсов или аукционов на право пользования участками недр в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

5.3.8. выдачу, оформление и регистрацию лицензий на пользование недрами;

4. осуществляет:

5.4.1. ведение государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых, обеспечение в установленном порядке постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса;

5.4.2. ведение государственного учета и обеспечение ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей, и лицензий на пользование недрами;

5. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Агентства и реализацию возложенных на него функций;

6. в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

6.1. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к сфере деятельности Агентства;

6.2. привлекать для проработки вопросов сферы деятельности Агентства научные и иные организации, ученых и специалистов;

6.3. создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;

6.5. запрашивать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к сфере деятельности Агентства.

7. Федеральное агентство по недропользованию не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, установленных указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.

региональных программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, рационального размещения предприятий по их добыче, а также в других народно-хозяйственных целях.

НА ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых должен:

*включать в себя сведения по каждого месторождения, характеризующие количество и качество основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, содержащиеся в них компоненты, горно-технические, гидрогеологические, экологические и другие условия разработки месторождения;

*содержать геолого-экономическую оценку каждому месторождению;

*включать в себя сведения по выявленным проявлениям полезных ископаемых.

С целью учета состояния минерально-сырьевой базы ведется Государственный баланс запасов полезных ископаемых. Он должен содержать сведения:

*о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющих промышленное значение;

*о размещении запасов каждого вида полезных ископаемых;

*о степени промышленного освоения, добыче, потерях;

*об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых на основе классификации запасов полезных ископаемых, которая утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

При пользовании недрами уплачиваются следующие платежи:

1) разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии;

2) регулярные платежи за пользование недрами;

3) плата за геологическую информацию о недрах;

4) сбор за участие в конкурсе (аукционе);

5) сбор за выдачу лицензий.

Кроме того, пользователи недр уплачивают другие налоги и сборы, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.


Наши рекомендации