Раздел 9 Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды

Международное сотрудничество государств с целью ох­раны среды обитания человека, растительного и животного мира организовано под эгидой ООН и на двухсторонней основе. Необходимость международного сотрудничества в области ох­раны окружающей среды диктуется тем, что

государства находятся в экологической зависимости друг от друга.

Поэтому в 1992 г. в Рио-де-Жанейро с трибуны Конферен­ции ООН по окружающей среде и развитию прозвучали слова ее Генерального секретаря Мориса Стронга:

«Мы выживем вместе, в противном случае не выживет никто».

Выбросы в атмосферу, загрязнение рек, морей и океанов и т. п. не могут быть ограничены государственными границами. Таким образом, ряд важнейших частей ОС относится к объек­там международного сотрудничества. Прежде всего это объек­ты, не входящие в юрисдикцию государств.

• Космос — самый характерный международный объект охраны — достояние всего человечества.

• Антарктида — материк мира и международного сотрудничества, принципы охраны и использования которого установлены еще в 1959 г. специальным Договором
об Антарктиде.

• Атмосфера Земли, в которой из-за природной циркуляции воздуха (см. разд. 7.2.2) возникли глобальные экологические проблемы: погодно-климатические измене­
ния; разрушение озонового слоя; трансграничный перенос загрязняющих веществ,

• Мировой океан — огромная кладовая природных ресурсов и общепланетарная транспортная система, давние попытки национальных притязаний на которые завершились лишь в 1973 г. с подписанием Конвенции ООНпо морскому праву, где подтверждена незыблемость принципа свободного мореплавания (кроме территори­альных вод, внешняя граница которых установлена на
расстоянии 12 миль от берега); признано суверенное право государств на биоресурсы в их прибрежных 200-мильных зонах .

Кроме того, это объекты, входящие в юрисдикцию госу­дарств:

• разделяемые природные ресурсы, находящиеся в пользовании двух и более государств (реки Дунай, Рейн, моря Балтийское, Средиземное и др.);

• редкие и исчезающие рас/пенил и животные, занесенные в международную Красную книгу;

• уникальные природные объекты, принятые на международный контроль (заповедники, национальные парки, памятники природы и др.), на содержание и охрану которых выделяются средства международными организациями за счет специальных фондов.

Важная роль сотрудничества государств и наций в разви­тии просвещения в сфере охраны природы была признана еще в начале XX в., когда в 1913 г. на Конференцию по междуна­родной охране природы в Берне (Швейцария) собрались уче­ные 18 стран.

Принципы сотрудничества

Впервые основные принципы международного экологи­ческого сотрудничества были обобщены в Декларации Сток­гольмской конференции ООН (1972). В современном понима­нии они изложены в Декларации конференции ООН в Рио-де-Жанейро (1992). Эти принципы включают, в частности, сле­дующие идеи:

• люди имеют право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с Природой;

• развитие на благо нынешнего поколения не должно осу­ществляться во вред интересам развития будущих поколений и во вред ОС;

• государства имеют суверенное право разрабатывать свои собственные ресурсы, но без ущерба ОС за пределами их границ;

• искоренение нищеты и неравенства в уровне жизни в различных частях мира необходимо для обеспечения устойчивого роста и удовлетворения потребностей большинства населения;

• государства сотрудничают в целях сохранения, защиты и восстановления целостности экосистем Земли;

• государства развивают и поощряют информированность и участие населения путем предоставления широкого доступа к экологической информации;

• государства принимают эффективные национальные за­
коны по ОС;

• экологическая политика не должна использоваться для неоправданного ограничения международной торговли;

• в принципе тот, кто загрязняет ОС, должен нести и финансовую ответственность за это загрязнение;

• государства уведомляют друг друга о стихийных бедст­виях или деятельности, которые могут иметь вредные трансграничные последствия;

• война неизбежно оказывает разрушительное воздействие на процесс устойчивого развития. Мир, развитие и охрана ОС взаимозависимы и неразделимы.

Международные организации

Международные организации позволяют объединить природоохранную деятельность заинтересованных государств независимо от их политических позиций, выделяя экологиче­ские проблемы из совокупности всех международных проблем. Россия активно участвует в работе многих международных экологических организаций.

Межправительственные экологические организации

Большой вклад в решение проблем охраны ОС вносит ООН.В природоохранной деятельности участвуют все ее глав­ные органы и специализированные учреждения.

Специализированные учреждения ООН в сфере охраны ОС: ЮНЭП (от англ. UNEP — United Nations Environmental Program -~ Программа ООН по окружающей среде) осуществ­ляется с 1972 г. и является основным вспомогательным орга­ном ООН. Через Экономический и Социальный совет ЮНЕП ежегодно представляет доклады о своей деятельности Гене­ральной Ассамблее ООН.

ЮНЕСКО (от англ. UNESCO — United Nations Education­al, Scientific and Cultural Organisation — Организация Объ­единенных Наций по вопросам образования, науки и культу­ры) существует с 1946 г. с целью содействия миру и между­народной безопасности, сотрудничества между государствами в области просвещения, науки и культуры. Наиболее извест­ным направлением в деятельности является научная програм­ма «Человек и биосфера», принятая в 1970 г.

ФАО (от англ. FAO — Food and Agricultural Organization UN — Продовольственная и сельскохозяйственная организа­ция ООН), образованная в 1945 г., занимается вопросами про­довольственных ресурсов и развития сельского хозяйства в це­лях улучшения условий жизни народов мира.

ВОЗ(Всемирная организация здравоохранения), создан­ная в 1946 г., имеет главной целью заботу о здоровье людей, что непосредственно связано с охраной ОС.

ВМО(Всемирная метеорологическая организация) — уч­реждена как специализированное учреждение ООН в 1951 г., природоохранные функции которой прежде всего связаны с глобальным мониторингом ОС, в том числе:

• оценка трансграничного переноса загрязняющих ве­ществ;

• изучение воздействия на озоновый слой Земли.

МОТ(Международная организация труда) — специализи­рованное учреждение ООН. Создано в 1919 г. при Лиге Наций с целью создания безопасных условий труда и уменьшения за­грязнения биосферы, возникающего часто из-за пренебрежи­тельного отношения к производственной среде.

МАГАТЭ(Международное агентство по атомной энергии) учреждено в 1957 г. Осуществляет свою деятельность по дого­вору с ООН, но не является ее специализированным учрежде­нием.

Международные региональные организации, осуществляю­щие природоохранную деятельность не под эгидой ООН: Евра­том, Европейский совет, Европейское экономическое сообще­ство, Организация экономического сотрудничества и развития,

Консультативный комитет, Хельсинкский комитет по охране Балтийского моря и др..

Неправительственные международные организации

 

В конце 90-х годов в мире насчитывалось несколько со­тен (по разным данным 200—500) неправительственных меж­дународных организаций, включивших в свою деятельность природоохранные мероприятия, а также проявляющих инте­рес кэкологическим проблемам.

Международный союзпо охране природы — МСОП (отангл. IUCN International Union for the Conservation of Na­ture) —- создан в 1948 г, в Фонтенбло (Франция). Работа МСОП способствует реализации Вашингтонской конвенции о между­народной торговле дикими видами фауны и флоры (CITES). МСОП — инициатор ведения Красных книг.

Всемирный фонд охраны дикой природы(от англ. WWF — World Wide Fund for Nature) — самая многочисленная част­ная международная экологическая организация, создана в 1961 г., объединяет 27 национальных отделений во всем мире (Российское представительство было открыто в 1994 г.), а так­же около 5 млн индивидуальных членов. Деятельность фонда заключается в основном в оказании финансовой поддержки природоохранным мероприятиям; в природоохранные проек­ты России уже вложено более 12 млн долл. США.

Международная юридическая организация (МЮО),со­зданная в 1968 г., уделяет большое внимание разработке пра­вовых вопросов охраны ОС.

Римскийклуб (РК)— международная неправительствен­ная организация, которая внесла значительный вклад в изуче­ние перспектив развития биосферы и пропаганду идеи необ­ходимости гармонизации отношений Человека и Природы. Основная форма ее деятельности — организация крупномасш­табных исследований по широкому кругу вопросов, преимуще­ственно в социально-экономической области.

Римский клуб положил начало работам по исследованию проблем, названных «Глобальной проблематикой».

Членство в Римском клубе ограничено (100 чел.). Это люди, не за­нимающие официальные правительственные посты и не представляющие интересы каких-либо стран.

Для ответа на поставленный вопрос ряду выдающихся ученых того време­ни была заказана серия «Докладов Римскому клубу» под об­щим названием «Трудности человечества». Полученные ре­зультаты прогнозирования перспектив развития мира по компьютерным моделям были опубликованы и обсуждались во всем мире. К началу 1980-х годов было создано более десятка крупномасштаб­ных моделей развития мира. Наиболее известны модели Дзк. Форрестера, Д. Медоуза с соавторами, Месаровича-Пестеля, Глобал-2000, латиноаме­риканская, британская, японская и мировая (ООН).

Первым в 1972 г. был доклад группы Д. Медоуза «Преде­лы роста ».

В период с 1973 по 1980 гг. (годы расцвета деятельности и международного влияния Римского клуба) были подготовлены еще несколько докладов, в том числе Я. Тинбергеном (1977), Э. Ласло (1977). В 1978—1980 гг. обсуждались проблемы пере­работки отходов, использования энергии, организации обще­ства, достижения изобилия и благосостояния. Важную роль сыграл доклад Боткина с соавторами «Нет пределов обуче­нию» (1980).

В 1994 г. Э. Вайцзеккер с соавторами подготовили обсто­ятельный доклад «Фактор четыре», наметивший основные пу­ти решения проблем энергосбережения. В настоящее время Римским клубом продолжаются исследования современного состояния мира, в котором произошли фундаментальные пере­мены, особенно в геополитике, при этом экологическая ситуа­ция на планете продолжает ухудшаться.

В работе Римского клуба участвовали и участвуют наши выдающиеся соотечественники. В разное время действитель­ными членами клуба были академики Д. М. Гвишиани, Е. К. Федоров, В. Е. Примаков, А. А. Логунов, Ч. Айтматов, почетными членами — М. С. Горбачев и Б. Е. Патон.

Международный экологический суд (МЭС)был учрежден по инициативе юристов на конференции в Мехико в ноябре 1994 г. В практической экологической деятельности мирового сообщества возникают споры, требующие соответствующего компетентного разрешения. Состав судей включает 29 юрис­тов-экологов из 24 стран, в том числе представителя России.

Споры в Международном экологическом суде рассматрива­ются на принципах третейского суда. Стороны сами принима­ют решение об обращении в суд и выбирают из его состава трех или более судей для рассмотрения дела, которое проводится на основании международного права ОС, национального законо­дательства сторон и прецедентов.

ГРИНПИС (Greenpeace — «Зеленый мир») — независимая международная общественная организация, ставящая своей целью предотвращение деградации окружающей среды, создана в Канаде в 1971 г. Она насчитывает около 1,5 млн членов, 1/3 которых — американцы. Гринпис имеет статус полноправ­ного члена или официального наблюдателя в ряде междуна­родных конвенций по охране ОС; имеет отделения в 32 странах мира, в том числе в России его официальное представительст­во действует с 1992 г.

Большинство международных неправительственных орга­низаций занимается вопросами охраны отдельных природных объектов или видов природных ресурсов. К ним относятся Международный совет по охране птиц, Международная феде­рация по охране альпийских районов, Европейская федерация по охране вод и т. п.

Конференции и соглашения

Ежегодно в мире проводятся сотни и даже тысячи кон­ференций экологического направления (многосторонние и дву­сторонние, правительственные и неправительственные), на ко­торых принимаются соответствующие документы: соглаше­ния, конвенции, декларации, договоры и др. Это одна из развитых форм международного сотрудничества.

Приняв международные обязательства СССР, Россия стала участницей всех соответствующих международных соглаше­ний. Особый интерес и особое международное значение, по мнению авторов, имеют следующие конференции и соглаше­ния, приводимые в хронологическом порядке:

Международная конвенция по борьбе с заразными болез­нями животных (Женева, 20 февраля 1935 г.);

Международная конвенция по регулированию китобойно­го промысла (Вашингтон, 2 декабря 1946 г.), дополнившая и развившая положения Соглашения по регулированию кито­бойного промысла (Лондон, 8 июня 1937 г.);

Первая Межправительственная конференция экспертов по научным основам рационального использования и сохранения естественных ресурсов биосферы (Париж, 4—13 сентября 1968 г.), подготовленная ЮНЕСКО в сотрудничестве с ООН, ФАО, ВОЗ, МСОП и др. Работа шла по трем направлениям: на­учные исследования, образование, политика;

Конференция ООН по окружающей среде (Стокгольм, 5—6 июня 1972 г.) при участии 113 стран приняла два основ­ных документа:

Декларацию принципов, включающую 26 основных положений;

План мероприятий, где обозначены пути решения органи­зационных, экономических и политических задач взаимо­отношений государств при сотрудничестве в области охра­ны ОС;

Конвенция об охране всемирного культурного и природно­го наследия (Париж, ноябрь 1972 г.);

Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, август 1975 г.) с участием стран Европы, США и Канады приняло Заключительный акт, в котором отражены вопросы политической и экологической безопасности. С целью реализации достигнутых соглашений позже приняты:

Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха (Же­нева, 13 ноября 1979 г.);

Конвенция о трансграничном воздействии промышлен­ных аварий (Хельсинки, 17 марта 1992 г.);

Международная конвенция о гражданской ответственнос­ти за ущерб от загрязнения нефтью (Брюссель, 29 ноября 1969 г. с изменениями и дополнениями от 18 декабря 1971 г. и от 19 ноября 1976 г.);

Конвенция о запрещении военного или любого иного враж­дебного использования средств воздействия на природную сре­ду (Женева, 18 мая 1977 г.);

Всемирная хартия природы, принятая Генеральной Ас­самблеей ООН (28 октября 1981 г.), определила приоритетные направления экологической деятельности международного со­общества и способствовала формированию экологической по­литики государств на то время;

Венская встреча представителей государств — участников Совещания в Хельсинки (Вена, 22 апреля 1985 г.), принявшая итоговый документ, содержащий, в частности, рекомендации: сократить выбросы в атмосферу серы на 30% до 1995 г., а также углеводородов и других загрязняющих веществ; разработать способы захоронения опасных отходов, аль­тернативных способу захоронения в море; сократить производство озоноразрушающих веществ;

Монреальская встреча (Монреаль, 16 сентября 1987 г.), на которой представители 98 стран приняли Соглашение (Монреальский протокол) о постепенном прекращении серийного про­изводства хлорфторуглеродов (ХФУ) и запрещении выброса их в атмосферу;

Лондонская встреча (Лондон, 27—29 июня 1990 г.), где представители почти 60 стран подписали дополнительный (к Монреальскому) протокол с требованием полностью прекра­тить производство ХФУ к 2000г.;

Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 3—14 июня 1992 г.), организованная для подведения итогов 20-летней деятельности после Стокгольм­ской конференции. В Конференции участвовали 179 госу­дарств и более 30 международных организаций; на ней встре­тились 114 глав государств, представители 1600 неправитель­ственных организаций. В Рио были обсуждены и приняты пять основных документов:

Декларация Рио по окружающей среде и развитию, 27 принципов которой определяют права и обязанности стран в деле обеспечения развития и благосостояния людей; Программа действий ООН «Повестка дня на XXI век»1 — программа того, как сделать развитие устойчивым с соци­альной, экономической и экологической точек зрения; Заявление «О принципах в отношении лесов», касающее­ся управления, защиты и устойчивого развития всех видов лесов, жизненно необходимых для обеспечения экономи­ческого развития и сохранения всех форм жизни; Рамочная конвенция «Об изменении климата», цель ко­торой — стабилизация концентрации в атмосфере газов, вызывающих парниковый эффект, на таких уровнях, ко­торые не вызовут опасного дисбаланса климата планеты;

Конвенция «О биологическом разнообразии», требующая, чтобы страны приняли меры для сохранения разнообразия живых существ и обеспечили справедливое распределение вы­год от использования биологического разнообразия;

Общеевропейская конференция министров окружающей среды (София, октябрь 1995 г.) приняла итоговые документы, основные из которых:

Декларация министров; Экологическая программа для Европы;

Конференция Сторон Рамочной Конвенции ООН по изме­нению климата (Киото, Япония, декабрь 1997 г.), на которой подписан Протокол к Конвенции или Киотский протокол.

Международный конгресс по устойчивому развитию (World Summit on Sustainable Development), 26.08 — 04.09.2002, Йоханнесбург, ЮАР.

Наши рекомендации