Концепция реализуется через систему конкретных программ, постоянно корректируемых в зависимости от экологической и экономической обстановки
Глава III. Проблемы охраны окружающей природной
Среды на муниципальном уровне
Эколого-экономические проблемы урбанизированных территорий
В больших и малых городах России проживает 74% населения республики. Площадь населенных пунктов составляет всего 0,4% площади страны, площадь же городской жилой застройки - менее 0,05%. Чрезмерная плотность населения в жилой застройке и гипертрофия промышленных и складских зон являются главными факторами неблагоприятной экологической ситуации. Загрязнение окружающей среды является постоянно действующим фактором, увеличивающим риск изменения здоровья населения. В связи с износом технологического оборудования, нарушением регламентной проверки сетей и затовариванием складских помещений экологически опасной продукцией возрастает риск возникновения аварийных ситуаций на закрывающихся и работающих неритмично предприятиях. Города являются основным источником антропогенного воздействия на окружающую среду.
Проблемы охраны окружающей среды в городе тесно смыкаются с проблемами экологической безопасности. Соседство жилых кварталов с зонами промышленной застройки, исторически сложившаяся система канализирования города, вывоза и обезвреживание отходов предполагают разработку системы норм и правил взаимодействия городской и промышленной инфраструктур. Эта система должна обеспечивать строгий контроль за предприятиями и одновременно быть достаточно и адаптируемой к текущей экономической ситуации, понуждая предприятия к принятию реальных мер по уменьшению выбросов и сбросов и повышению экологической безопасности производственных процессов.
Санкт-Петербургским Научно-исследовательским Центром экологической безопасности предпринята попытка разработки критериальной оценочной базы уровня техногенного воздействия на окружающую среду для городских условий. Оценка техногенного воздействия на природную среду урбанистических и медико-гигиенических характеристик выполнена на примере Санкт-Петербурга с использованием следующей системы показателей:
* плотность населения в районе;
* количество жителей, приходящееся на единицу площади зеленых насаждений;
* масса выбросов вредных веществ от стационарных источников, приходящаяся на единицу площади;
* масса выбросов вредных веществ от подвижных источников, приходящаяся на единицу площади;
* концентрация оксидов азота в воздухе;
* количество несанкционированных свалок на единицу площади;
* эмиссия тепла от хозяйственных объектов;
* шумовое загрязнение территории.
При решении задач обеспечения экологической безопасности приоритетным является принцип предотвращения экологической опасности, при котором любая хозяйственная или иная деятельность должна сопровождаться превентивными мерами по уменьшению потенциальной экологической опасности.
Для решения этих проблем экономические механизмы защиты окружающей среды должен базироваться на следующих принципах:
· самостоятельного экономического регулирования внутригородских проблем охраны окружающей среды и природопользования;
· платности природопользования (право пользования, сверхлимитное и несанкционированное использование ) и пропорциональной экономической ответственности;
· экономического стимулирования рационального природополь-зования путем экономически обоснованной кредитной и налоговой политики;
· квотирование средств и финансирования работ на восстановление и охрану природы из бюджета города;
· возмещение трансграничного ущерба окружающей среде;
· экологического страхования, предусматривающего ответственность предприятий - источников повышенного экологического риска за причинение ущерба и убытка третьим лицам от аварийного или внезапного загрязнения среды.
Набор конкретных программ и проектов для каждого из городов дает возможность охватить все наиболее актуальные градостроительные, социальные, экологические, технические и экономические проблемы.