Правовой режим территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Катастрофа на Чернобыльской АЭС нанесла огромный ущерб Республике Беларусь, явилась национальным радиационным экологическим бедствием, приведшим к неблагоприятным изменениям экологической ситуации и условий жизнедеятельности человека вследствие выпадения на территорию республики значительного количества радионуклидов, создала возможность возникновения последствий, представляющих опасность для населения и окружающей среды, в том числе отдаленных.

Закон Республики Беларусь от 26 мая 2012 г. «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС» устанавливает правовой режим территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее - территория радиоактивного загрязнения), регулирует вопросы отнесения части территории Республики Беларусь к территории радиоактивного загрязнения, отнесения территории радиоактивного загрязнения к зонам радиоактивного загрязнения, выполнения мероприятий по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в целях снижения радиационного воздействия на население и окружающую среду.

Нормирование в области радиационной безопасности в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС заключается в установлении норм и правил по обеспечению радиационной безопасности, которые определяются в соответствии с названным Законом и законодательством о радиационной безопасности.

Нормы и правила по обеспечению радиационной безопасности в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС устанавливают:

республиканские допустимые уровни содержания радионуклидов (далее - республиканские допустимые уровни) и иные уровни радиоактивного загрязнения, определяющие обращение с объектами контроля радиоактивного загрязнения;

другие нормативы радиоактивного загрязнения.

Для определения территории радиоактивного загрязнения используются следующие критерии:

величина средней годовой эффективной дозы облучения населения;

плотность загрязнения почв радионуклидами;

возможность производства продукции, содержание радионуклидов в которой не превышает республиканских допустимых уровней (определяется на основании данных радиационного мониторинга, контроля радиоактивного загрязнения с учетом характеристик почв, показателей миграции радионуклидов из почв в растения).

Для определения зон радиоактивного загрязнения используются следующие критерии:

величина средней годовой эффективной дозы облучения населения;

плотность загрязнения почв радионуклидами.

К территории радиоактивного загрязнения относятся часть территории Республики Беларусь с плотностью загрязнения почв радионуклидами цезия-137 либо стронция-90 или плутония-238, 239, 240 соответственно 37, 5,55, 0,37 кБк/кв.м (1,0, 0,15, 0,01 Ки/кв.км) и более, а также иные территории, на которых средняя годовая эффективная доза облучения населения может превысить (над уровнем естественного и техногенного фона) 1 мЗв.

К территории радиоактивного загрязнения относятся и другие территории с меньшей плотностью загрязнения почв радионуклидами, чем указано в части первой настоящей статьи, на которых невозможно или ограничено производство продукции, содержание радионуклидов в которой не превышает республиканских допустимых уровней.

На территории радиоактивного загрязнения в зависимости от плотности загрязнения почв радионуклидами и (или) средней годовой эффективной дозы облучения населения выделяются следующие зоны радиоактивного загрязнения:

зона эвакуации (отчуждения) - территория вокруг Чернобыльской АЭС, с которой в 1986 году было эвакуировано население (30-километровая зона и территория, с которой проведено дополнительное отселение населения в связи с плотностью загрязнения почв радионуклидами стронция-90 более 111 кБк/кв.м (3 Ки/кв.км) и плутония-238, 239, 240 более 3,7 кБк/кв.м (0,1 Ки/кв.км));

зона первоочередного отселения - территория с плотностью загрязнения почв радионуклидами цезия-137 от 1480 кБк/кв.м (40 Ки/кв.км) либо стронция-90 или плутония-238, 239, 240 соответственно 111, 3,7 кБк/кв.м (3, 0,1 Ки/кв.км) и более;

зона последующего отселения - территория с плотностью загрязнения почв радионуклидами цезия-137 от 555 до 1480 кБк/кв.м (от 15 до 40 Ки/кв.км) либо стронция-90 от 74 до 111 кБк/кв.м (от 2 до 3 Ки/кв.км) или плутония-238, 239, 240 от 1,85 до 3,7 кБк/кв.м (от 0,05 до 0,1 Ки/кв.км), на которой средняя годовая эффективная доза облучения населения может превысить (над уровнем естественного и техногенного фона) 5 мЗв, и другие территории с меньшей плотностью загрязнения указанными радионуклидами, на которых средняя годовая эффективная доза облучения населения может превысить 5 мЗв;

зона с правом на отселение - территория с плотностью загрязнения почв радионуклидами цезия-137 от 185 до 555 кБк/кв.м (от 5 до 15 Ки/кв.км) либо стронция-90 от 18,5 до 74 кБк/кв.м (от 0,5 до 2 Ки/кв.км) или плутония-238, 239, 240 от 0,74 до 1,85 кБк/кв.м (от 0,02 до 0,05 Ки/кв.км), на которой средняя годовая эффективная доза облучения населения может превысить (над уровнем естественного и техногенного фона) 1 мЗв, и другие территории с меньшей плотностью загрязнения указанными радионуклидами, на которых средняя годовая эффективная доза облучения населения может превысить 1 мЗв;

зона проживания с периодическим радиационным контролем - территория с плотностью загрязнения почв радионуклидами цезия-137 от 37 до 185 кБк/кв.м (от 1 до 5 Ки/кв.км) либо стронция-90 от 5,55 до 18,5 кБк/кв.м (от 0,15 до 0,5 Ки/кв.км) или плутония-238, 239, 240 от 0,37 до 0,74 кБк/кв.м (от 0,01 до 0,02 Ки/кв.км), на которой средняя годовая эффективная доза облучения населения не должна превышать (над уровнем естественного и техногенного фона) 1 мЗв.

Территории с меньшей плотностью загрязнения почв радионуклидами, чем указано в Законе, на которых невозможно или ограничено производство продукции, содержание радионуклидов в которой не превышает республиканских допустимых уровней, не относятся к зонам радиоактивного загрязнения (далее - территории, не относящиеся к зонам радиоактивного загрязнения).

Управление территорией радиоактивного загрязнения осуществляется Советом Министров Республики Беларусь, республиканским органом государственного управления, осуществляющим регулирование и управление в области преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, и местными исполнительными и распорядительными органами в пределах их компетенции.

Специальным органом управления, осуществляющим в пределах своей компетенции управление территориями зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения, с которых отселено население и на которых установлен контрольно-пропускной режим, является администрация зон отчуждения и отселения, подчиненная республиканскому органу государственного управления, осуществляющему регулирование и управление в области преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Основными задачами администрации зон отчуждения и отселения являются:

контроль за соблюдением правового режима территорий зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения, с которых отселено население и на которых установлен контрольно-пропускной режим;

организация контрольно-пропускного режима и выдача пропусков;

иные задачи, установленные законодательством.

Администрация зон отчуждения и отселения осуществляет свою деятельность на основании положения, утверждаемого республиканским органом государственного управления, осуществляющим регулирование и управление в области преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Проанализируем правовые режимы установленных законом зон радиоактивного загрязнения.

В зоне эвакуации (отчуждения) запрещается осуществление хозяйственной и иной деятельности, за исключением мероприятий, связанных с обеспечением радиационной безопасности, предотвращением переноса радионуклидов, проведением природоохранных мероприятий, техническим обслуживанием инженерных сетей, коммуникаций и иных объектов, а также научно-исследовательских и экспериментальных работ.

Проведение мероприятий, указанных в части первой настоящей статьи, в зоне эвакуации (отчуждения) допускается только с разрешения республиканского органа государственного управления, осуществляющего регулирование и управление в области преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, с соблюдением норм и правил по обеспечению радиационной безопасности при наличии разрешения на право работы с источниками ионизирующего излучения (санитарного паспорта), выдаваемого органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор.

В зоне эвакуации (отчуждения) также запрещаются:

проживание населения;

пребывание граждан без пропуска;

въезд без пропуска всех видов транспортных средств и другой техники;

привлечение к работе лиц без медицинской справки о состоянии здоровья с заключением о годности к работе в данной профессии в данной зоне, а также без их письменного согласия;

использование территории зоны эвакуации (отчуждения) в рекреационных целях.

В зоне первоочередного отселения допускается осуществление хозяйственной и иной деятельности (за исключением сельскохозяйственной) с соблюдением норм и правил по обеспечению радиационной безопасности и использованием технологий, обеспечивающих производство продукции, содержание радионуклидов в которой не превышает республиканских допустимых уровней.

В зоне первоочередного отселения проводятся мероприятия по радиационной защите, предусмотренные государственными программами по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В зоне первоочередного отселения запрещаются:

проживание населения;

пребывание граждан без пропуска;

въезд без пропуска всех видов транспортных средств и другой техники;

производство (заготовка) продукции, содержание радионуклидов в которой превышает республиканские допустимые уровни;

сбор дикорастущих растений (в том числе мха, лишайников и грибов) и (или) их частей (ягод, орехов, шишек, иных плодов, почек, листьев, цветов, коры, корней и др.) (далее - дикорастущие растения и (или) их части), охота, рыболовство, все виды водопользования, за исключением использования водных объектов для противопожарных целей, а также иное природопользование, не отвечающее требованиям норм и правил по обеспечению радиационной безопасности;

выполнение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, если это может привести к переносу радионуклидов;

использование территории зоны первоочередного отселения в рекреационных целях.

В зоне последующего отселения допускается осуществление хозяйственной и иной деятельности с соблюдением норм и правил по обеспечению радиационной безопасности и использованием технологий, обеспечивающих производство продукции, содержание радионуклидов в которой не превышает республиканских допустимых уровней.

В зоне последующего отселения проводятся мероприятия по радиационной защите, предусмотренные государственными программами по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В зоне последующего отселения запрещаются:

осуществление сельскохозяйственной деятельности на землях отчуждения;

производство (заготовка) продукции, содержание радионуклидов в которой превышает республиканские допустимые уровни;

природопользование, не отвечающее требованиям норм и правил по обеспечению радиационной безопасности.

На территориях зоны последующего отселения, с которых отселено население и на которых установлен контрольно-пропускной режим, также запрещаются:

пребывание граждан без пропуска;

въезд граждан для проживания;

въезд без пропуска всех видов транспортных средств и другой техники;

сбор дикорастущих растений и (или) их частей, охота, рыболовство;

использование территорий зоны последующего отселения в рекреационных целях.

В зоне с правом на отселение и зоне проживания с периодическим радиационным контролем проводятся мероприятия по радиационной защите, социально-экономическому развитию территорий указанных зон, предусмотренные государственными программами по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Хозяйственная и иная деятельность в зоне с правом на отселение и зоне проживания с периодическим радиационным контролем осуществляется с соблюдением норм и правил по обеспечению радиационной безопасности и использованием технологий, обеспечивающих производство продукции, содержание радионуклидов в которой не превышает республиканских допустимых уровней.

В зоне с правом на отселение и зоне проживания с периодическим радиационным контролем запрещаются:

осуществление сельскохозяйственной деятельности на землях отчуждения;

производство (заготовка) продукции, содержание радионуклидов в которой превышает республиканские допустимые уровни;

природопользование, не отвечающее требованиям норм и правил по обеспечению радиационной безопасности.

На территориях, не относящихся к зонам радиоактивного загрязнения, проводятся мероприятия по радиационной защите, предусмотренные государственными программами по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

На территориях, не относящихся к зонам радиоактивного загрязнения, запрещаются:

осуществление сельскохозяйственной деятельности на землях отчуждения;

производство (заготовка) продукции, содержание радионуклидов в которой превышает республиканские допустимые уровни.

На территории радиоактивного загрязнения проводятся комплексные мероприятия по ее радиологической реабилитации, предусмотренные государственными программами по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, направленные на снижение доз облучения проживающего на данной территории населения до основного предела доз облучения для населения, установленного законодательством о радиационной безопасности, и обеспечение производства продукции, содержание радионуклидов в которой не превышает республиканских допустимых уровней.

В целях планирования мероприятий по радиологической реабилитации и оценки их эффективности осуществляются:

определение критериев необходимости проведения таких мероприятий;

мониторинг доз облучения населения в порядке, установленном республиканским органом государственного управления в области здравоохранения;

радиационный мониторинг.

Наши рекомендации