Принципа воздержания от нанесения трансграничного ущерба
Вопрос предупреждения трансграничного воздействия отражен в ряде международных соглашений. Некоторые ученые склонны считать данный принцип основополагающим отраслевым принципом. Это не удивительно, учитываю хрупкость баланса между различными элементами экосистем и тот факт, что объекты международного экологического права невозможно зафиксировать в границах отдельного государства (атмосфера, воды мирового океана, мигрирующие виды животных и т.д.). Достаточно вспомнить такие прецеденты из практики Международного суда как дело о плотине Гат, дело «Трейл Смертл», дело «Фукуру-Мару»
При возникновение чрезвычайных экологических ситуаций государства обязаны предпринять меры для недопущения загрязнения пограничных территорий. Вопрос о предупреждении трансграничных загрязнений следует решать не в момент возникновения угрозы загрязнения, а заранее, предпринимая меры по контролю и разработке технологий, методов и способов, имеющих превентивный характер. Таким образом, прямо прослеживается связь рассматриваемого принципа с принципом предупреждения негативного воздействия на окружающую природную среду. В частности, п.6 ст3 Конвенции по защите природной морской среды района Балтийского моря от 1992года закрепляет, что государства-участники Конвенции «делают все возможное для обеспечения того, чтобы осуществление настоящей Конвенции не привело к трансграничному загрязнению районов, расположенных за пределами района Балтийского моря».
Возможны случаи трансграничного воздействия без вины конкретного государства. Это касается стихийных бедствий (землетрясений, извержений вулканов, наводнения, цунами и т.д.). Последствия и размер ущерба, причиненного подобными экологическими катастрофами предопределить и просчитать заранее подобные явления представляется весьма затруднительным и сложным. В таких случаях нельзя с одной стороны возложить ответственность на государство, где находился эпицентр стихийного бедствия, но с другой стороны, государство, зная о климатических, геологических или географических особенностях своего расположения, не только может, но и в состоянии предпринять ряд законодательных и практических мер, которые если не предотвратят, то хотя бы снизят степень тяжести негативных последствий.
Особое внимание должно быть уделено случаям загрязнения других районов в результате действий или бездействий конкретных государств. При таких обстоятельствах государства не только должно предпринимать активные меры по устранению нанесенного ущерба, но и компенсировать его.
Как и любой другой принцип, данный принцип также находится во взаимодействие с другими принципами международного права. В связи с этим можно отметить, что в Преамбуле Конвенции о трансграничном загрязнение воздуха на большие расстояния 1979г. указано, что, несмотря на свое суверенное право, государства несут ответственность «за обеспечение того, чтобы деятельность в рамках их юрисдикции или контроля не наносила ущерба окружающей среде других государств или районов за пределами действия национальной юрисдикции».
В Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер (Хельсинки, 1992г.) государства обязуются не только принимать «меры для предотвращения, ограничения и сокращения любого трансграничного воздействия», но и поднимает вопрос о принятие мер по предотвращению переноса «загрязнений на другие компоненты окружающей природной среды». Подобное положение закреплено и в Конвенции ООН по морскому праву 1982г., статья 195 которой закрепляет обязанность государств не переносить ущерб или опасность загрязнения из одного района в другой и не превращать один вид загрязнения в другой. Кроме того, в соответствии с данной Конвенцией государства принимают все меры, необходимые для обеспечения того, чтобы деятельность под их юрисдикцией или контролем осуществлялась таким образом, чтобы она не причиняла ущерба другим государствам и их морской среде путем загрязнения и чтобы загрязнение, являющееся результатом инцидентов или деятельности под их юрисдикцией или контролем, не распространялось за пределы районов, где они осуществляют суверенные права.