Царство грибы. лишайники 3 ч

Общая характеристика грибов как представителей осо­бого царства живой природы. Питание, дыхание, споровое раз­множение грибов. Плесневые грибы: мукор, пеницилл. Одно­клеточные грибы — дрожжи. Многоклеточные грибы. Шляпоч­ные грибы. Съедобные и ядовитые грибы.

Многообразие грибов. Понятие о микоризе. Значение грибов в природе и в жизни человека.

Лишайники, особенности их строения, питания и размножения. Многообразие Лишайников. Значение лишайников в природе и в хозяйстве человека. Индикаторная роль лишайников.

Лабораторные работы.Изучение строения плесневых грибов. Строение плодовых тел пластинчатых и трубчатых шляпочных грибов. Внешнее строение плодового тела гриба-трутовика. Строение слоевища лишайника.

Природные сообщества 6 ч

Жизнь растений в природе. Понятие о природном сооб­ществе. Природное сообщество как биогеоценоз — совокуп­ность растений, животных, грибов, бактерий и условий сред обитания. Ярусность.

Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Основные свойства растений разных ярусов. Участие животных в жизни природного сообщества. Понятие об экосистеме. Место и роль растительного сообще­ства в биогеоценозе (экосистеме).

Понятие о смене природных сообществ (биогеоцено­зов). Формирование и развитие природного сообщества на примере елового леса (березняк — смешанный лес — ельник). Причины, вызывающие смену природного сообщества.

Многообразие природных сообществ: естественные и культурные. Луг, лес, болото как примеры естественных природных сообществ. Культурные природные сообщества (поле, сад, парк). Отличие культурных сообществ от есте­ственных, зависимость их от человека.

Роль человека в природе. Понятия: рациональное природопользование, охрана растений, охрана раститель­ности, растительные ресурсы, охрана природы, экология, Красная книга. Роль школьников в изучении богатства род­ного края, в охране природы, в экологическом просвещении населения.

Экскурсии. Жизнь растений в весенний период года. Лес (или парк) как природное сообщество. Весна в жизни природного сообщества.

Система контроля

В рабочей программе предусмотрена система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. Контроль знаний, умений и навыков учащихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке учащихся.

Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, экспериментальная контрольная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль, анализ творческих, исследовательских работ.

Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты, контрольные работы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.

Для получения объективной информации о достигнутых учащимися результатах учебной деятельности и степени их соответствия требованиям образовательных стандартов; установления причин повышения или снижения уровня достижений учащихся с целью последующей коррекции образовательного процесса предусмотрен следующий инструментарий: мониторинг учебных достижений в рамках уровневой дифференциации; использование разнообразных форм контроля при итоговой аттестации учащихся, введение компьютерного тестирования; разнообразные способы организации оценочной деятельности учителя и учащихся.

Приложение №1

Тематическое планирование

№ п./п. Наименование разделов и тем Всего часов Из них
Лабораторные и практические (тема) Контрольные и диагностические материалы (тема) Экскурсии Сроки
I. Введение. Общее знакомство с растениями 7 ч. 1. Лабораторная работа № 1. «Знакомство с цветковым растением». 2. Лабораторная работа № 2. «Споры папоротника».   Мир растений вокруг нас. «Осенние явления в жизни растений»   сентябрь
II. Клеточное строение растений 5 ч. 1. Лабораторная работа № 3. «Приготовление микропрепарата» 2. Лабораторная работа № 4. «Изучение клеток кожицы лука».       октябрь
III. Органы цветковых растений 18 ч.
  1. Лабораторная работа № 5. «Изучение строения семени фасоли».
  2. Лабораторная работа № 6. «Строение корня у проростка тыквы».
  3. Лабораторная работа № 7. «Строение вегетативных и генеративных почек».
  4. Лабораторная работа № 8. «Внешнее строение листа».
  5. Лабораторная работа № 9. «Внешнее и внутреннее строение стебля».
  6. Лабораторная работа № 10. «Внешнее строение корневища и клубня».
  7. Лабораторная работа № 11. «Типы соцветий».
  8. Лабораторная работа № 12. «Изучение цветков насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений».
Диагностическая работа по теме «Корень» Жизнь растений зимой. «Деревья и кус­тарники в безлистном состоянии».   Мир растений на подоконнике. «Путеше­ствие с домашними растениями»   октябрь ноябрь декабрь
IV. Основные процессы жизнедеятельности растений 11 ч.
  1. Лабораторная работа № 13. «Растения разных экологических групп по отношению к воде».
  2. Лабораторная работа № 14. «Черенкование комнатных растений».
    декабрь   январь   февраль
V. Основные отделы царства растений 10 ч. 1. Лабораторная работа № 15. «Определение одноклеточных водорослей в аквариуме». 2. Лабораторная работа № 16. «Изучение внешнего строения моховидных растений». 3. Лабораторная работа № 17. «Изучение внешнего строения папоротниковидных растений». 4. Лабораторная работа № 18. «Изучение внешнего вида хвойных растений». 5. Лабораторная работа № 19. «Знакомство с разнообразием покрытосеменных на примере комнатных растений».   Представители отделов царства растений (в городском парке, лесопарке или уголке живой природы в школе). Весеннее пробуждение представителей царства растений.   февраль     март
VI. Историческое развитие многообразия растительного мира на Земле 4 ч.       март апрель
VII. Царство Бактерии 3 ч. Лабораторная работа № 20. «Изучение внешнего строения бактерии сенная палочка».     апрель
VIII Царство Грибы. Лишайники 3 ч. Лабораторная работа № 21. «Изучение строения плесневых грибов».     апрель май
IX. Природные сообщества 5 ч.     Жизнь растений в весенний период года. Лес (или парк) как природное сообщество. «Весна в жизни природного сообщества» май
X. Заключение по курсу биологии 2 ч.       май
  Итого 68 ч. 21 час 1 час. 5 ч.  

Приложение №2

      "Утверждено"  
      Решением Meтодического объединения
      28.08.2012  
Поурочно-тематический план
           
Этап обучения: 6 параллель
Предмет: Биология
Название: Биология 6 класс
           
Период Тема Домашнее задание Контроль № урока на который задано
IX Наука о растениях - ботаника. § введение    
  Мир растений. § 1, вопросы, выполнить рисунки в тетради    
  Строение растений. Лабораторная работа: "Знакомство с цветковыми растениями" § 2, вопросы, выполнить рисунки в тетрадь    
  Семенные и споровые растения. Лабораторная работа: "Споры папоротника" § 2, вопросы, подготовить сообщение о хвойных растениях    
  Растение - живой организм. § 3, вопросы    
  Условия жизни растений. § 4, вопросы    
  Среды жизни растений. § 5, вопросы    
  Увеличительные приборы и приготовление микропрепарата. § 6, вопросы, учить таблицу в тетради    
  Строение растительной клетки. Лабораторная работа: "Изучение клеток кожицы лука" § 7, вопросы, выполнить рисунок в тетради    
X Процессы жизнедеятельности. § 8, вопросы    
  Ткани растений и их виды. § 9, вопросы, учить таблицу в тетради    
  Обобщение, повторение. Подведение итогов. § 6-9, подготовиться к проверочной работе,    
  Семя и его строение. Лабораторная работа: "Изучение строения семени фасоли" § 10, выполнить рисунки в тетрадь, стр. 41    
  Условия прорастания семян. § 11, вопросы    
  Значение семян. § 12, повторить 10, 11, подготов. к проверочной работе    
  Корень и его внешенее строение. § 13, вопросы, выполнить рисунки в тетради    
  Внутреннее строение корня. § 14,вопросы, учить таблицу в тетради    
  Значение корней и их рахнообразие. § 15, вопросы, повторить § 13,14, подготовиться к проверочной работе    
XI Побег. Строение и значение побега для растения. § 16, вопросы, учить дополнительный материал в тетради    
  Почка- зачаточный побег. Лабораторная работа: "Строение вегетативных и генеративных почек" § 17, вопросы, выполнить рисунки в тетради    
  Лист - часть побега, его внешнее и внутреннее строение. Лабораторная работа: "Внешнее строение листа" § 18, вопросы, выполнить рисунки в тетрадь    
  Значение листа в жизни растения. § 19, вопросы    
  Стебель - часть побега, его внешнее и внутреннее строение. Лабораторная работа: "Внешнее и внутреннее строение стебля" § 20, вопросы    
  Многообразие стеблей. § 21, вопросы    
  Видоизменения подземных побегов. Лабораторная работа: "Внешнее строение корневища и клубня" § 22, вопросы, повторить § 16-21, подготовиться к проверочной работе    
XII Цветок, его строение и значение. §23, вопросы, выполнить рисунок в тетради    
  Цветение и опыление растений. Лабораторная работа: "Изучение цветков насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений" § 24, вопросы    
  Плод. Его значение и многообразие форм. § 25, вопросы, закончить таблицу    
  Растительный организм как живая система (биосистема) § 26, вопросы, повторить § 23-25    
  Обобщение, повторение, подведение итогов. § 23-26, подготовиться к проверочной работе    
  Корневое питание растений. § 27, вопросы    
  Воздушное питание растений - фотосинтез. § 28, вопросы    
  Космическая роль зеленых растений. § 29, вопрос 2 письменно, повт. § 28    
  Дыхание растений и обмен веществ § 30, вопрос 2 письменно    
I Значение воды в жизнедеятельности растений. Лабораторная работа: "Растения разных экологических групп по отношению к воде" § 31, повт. § 27-30, подгот. к проверочной работе    
  Размножение растений. Оплодотворение. § 32, вопросы, 2 вопрос письменно    
  Вегетативное размножение растений. § 33, вопросы    
  Использование вегетативного размножения человеком. Лабораторная работа: "Черенкование комнатных растений" § 34, вопросы, выполнить практическую часть работы    
II Рост и развитие растительного организма. § 35, вопросы    
  Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды. § 36, вопросы    
  Обобщение и повторение. Подведение итогов. § 32-36, подготовиться к проверочной работе    
  Классификация растений. § 37, вопросы, определить систематическо положение клевера белого.    
  Волоросли. Общая характеристика. § 38, выполнить рисунки в тетради, подготовить сообщение о красных водорослях    
  Многообразие водорослей. § 39, повторить §37, 38, подготовиться к проверочной работе    
  Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Лабораторная работа: "Изучение внешнего строения моховидных растений" § 40, вопросы, подготовить сообщение о сфагнуме    
  Отдел Папоротниковидные. Общая характеристика и значение. Лабораторная работа: "Изучение внешнего строения папоротниковидных растений" § 41, вопросы    
  Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение. Лабораторная работа: "Изучение внешнего строения хвойных растений" § 42, вопросы, сообщение о голосеменных    
III Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение. Лабораторная работа: "Знакомство с разнообразием покрытосеменных на примере комнатных растений" § 43, вопросы    
  Семейства класса Двудольные растения. § 44, вопросы,учить таблицу в тетради    
  Семейства класса Однодольные растения § 45, вопросы, учить таблицу в тетради    
  Обобщение, повторение, подведение итогов. § 40 - 45, повторить, подготовиться к проверочной работе.    
  Понятие об эволюции растительного мира. § 46, подготовить сообщение о вымерших растениях.    
  Эволюция высших растений. § 47, вопросы, сообщение о Н.И. Вавилове    
IV Многообразие и происхождение культурных растений. § 48, вопросы    
  Дары Старого и Нового света. § 49, вопросы, подготовиться к проверочной работе    
  Бактерии. Общая характеристика, строение. § 50, вопросы, выполнить рисунки в тетради    
  Многообразие бактерий. Лабораторная работа: "Изучение внешнего строения бактерии сенная палочка" § 51, вопросы    
  Значение бактерий в природе и жизни человека. § 52, повторить § 50-51, подготовиться к проверочной работе    
  Царство Грибы. Общая характеристика. Лабораторная работа: "Изучение встроения плесневых грибов" § 53, вопросы, выполнить рисунки в тетради.    
  Многообразие и значение грибов. § 53,54, вопросы    
V Лишайники. Общая характеристика и строение. § 55, повторить §53,54, подготовиться к проверочной работе    
  Понятие о природном сообществе, биогеоценозе, экосистеме. § 56, вопросы.    
  Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. § 57, вопросы    
  Смена природных сообществ. § 58, выполнить рисунки в тетради.    
  Многообразие природных сообществ. § 59, вопросы    
  Жизнь организмов в природе. § 60, повторить § 56-59, подготовиться к проверочной работе    
  Обобщение и повторение. Подведение итогов. конспект    
  Задания на лето      
           
      Лялина Наталия Владимировна    

Наши рекомендации