Карточка 2. Равнина, равнины холмистые и плоские
1 часть - задания для самостоятельной работы:
Прочитай текст на стр. 18
1. Найди в тексте что такое равнина. Верно ли, что равнина – это большое пространство на земной поверхности с небольшими возвышениями и понижениями.
2. Найди в тексте, как называется равнина:
- без заметных понижений и повышений;
- на которой встречаются холмы.
3. Дополни схему:
| |||||
2 часть – задания для самоконтроля:
1. Обведи кружком букву с правильным ответом.
Равнина – это:
А) небольшой участок земли с небольшими возвышениями и понижениями;
Б) большое пространство со значительными разницами высот;
В) большое пространство с незначительными разницами высот.
2. Закончи предложения.
Равнины бывают плоские и …
Равнины без заметных понижений и повышений – это …
Равнины, на которых встречаются холмы, это …
3.Ответь на вопросы.
Как называется форма поверхности, на которой расположена наша страна?
Задания для самоконтроля выполняются каждым учеником самостоятельно. После того, как пара проработала программу карточки, учащиеся ищут себе партнеров с карточками, отличающимися цветовым сигналом. В вновь созданной паре вначале один ученик прорабатывает с партнером первую часть свой карточки (объясняет ему усвоенный материал), а затем партнер прорабатывает с ним первую часть своей карточки. После этого партнеры обмениваются карточками, и каждый самостоятельно выполняет задания второй части. Выполнив задания, учащиеся обсуждают результаты, оказывают в случае необходимости помощь друг другу. Учащиеся благодарят друг друга и ищут новых партнеров по цвету карточки. Таким образом, каждый ученик усваивает все элементы знаний, работая в парах сменного состава.
5.Физкультпауза «Гора ». Люди с самого рожденья
Жить не могут без движения.
1. Руки опустите вниз, выровняйте спинку, голову не наклоняйте.
2. Медленно поднимайте руки вверх и сцепите их в замок над головой.
3. Представьте, что ваше тело – как гора. Одна половина горы говорит: «Сила во мне» и тянется вверх. Другая говорит: «Нет, сила во мне» и тоже тянется вверх.
4. Нет! – решили они – мы две половинки одной горы, и сила в нас обеих. Потянулись обе вместе, сильно-сильно.
5. Медленно опустите руки и улыбнитесь!
Закрепление изученного
Перед изучением последнего элемента выясняется, видели ли дети горы, где, чем горы отличаются от холмов.
Дальше ученики самостоятельно в парах читают текст «Горы» по карточке:
1 часть – задания для самостоятельной работы:
Прочитай текст на стр. 20
1. Найди в тексте, чем похожи гора и холм.
Верно ли, что гора и холм имеют одинаковые части? Какие?
2. Чем гора отличается от холма?
3. Какими бывают горы? Чем они отличаются?
4. Что такое горные хребты?
2 часть – задания для самоконтроля:
1. Обведи кружком букву с правильным ответом.
Гора – это возвышение, высота которого над окружающей местностью:
А) выше 200 метров;
Б) выше 150 метров;
В) выше 5000 метров.
2. Закончи предложения.
Гора, как и холм, имеет подошву, …, … .
Высокие горы имеют обычно острые … , крутые … .
Ряды гор со многими вершинами и общей подошвой называются …
3. Сделай правильный вывод: гора и холм подобны тем, что они имеют подошву, … . Гора отличается от холма тем, что высота ее над окружающей местностью выше …
В заключение урока при наличии времени ученики работают по карточке «Итоговый контроль»:
1.Опознай формы рельефа, изображенные на рисунках. Сделай необходимые подписи к ним. (Предлагается несколько рисунков: равнина плоская и холмистая, холм, горы ).
2. Закончи предложения, вставь пропущенные слова:
Равнина – это … пространство на Земле с почти …поверхностью.
Холм – это возвышение на равнине, высота которого …
Овраг – это … в рельефе, с … склонами и … дном.
Гора – это возвышение на Земле, высота которого …
3. Дополни схему:
4. Ответь на вопрос. Какая форма поверхности будет, если высота возвышения над окружающей местностью будет:
А) до 10 м – это … Б) до 200 м – это … В) свыше 300 м – это .. Г) свыше 1000 м – это …
Контроль результатов может осуществляться путем взаимопроверки и сверки с эталоном.
Подведение итогов урока
8. Домашнее заданиеСтр. 20, 21 ответы на вопросы
Тема: Равнинная поверхность Республики Беларусь, её значение. Равнины, возвышенности, низменности на карте Республики Беларусь
Цели: систематизировать и обобщить знания учащихся о формах поверхности, об особенностях поверхности республики, значении равнинного рельефа для хозяйственной деятельности человека; развивать умения работать с картой, учить работать с контурной картой (наносить на контурную карту крупнейшие формы поверхности Республики Беларусь); воспитывать чувство восхищения красотой просторов родной страны, ответственности за состояние ее природы, а также аккуратность, самостоятельность в работе.
Ход урока
Организационный момент