Стандарты и проекты по элементам системы качества
ИСО 9000-2. Общие руководящие указания по применению ИСО 9001, ИСО 9001 и ИСО 9003.
ИСО 9000 - 4. (МЭК 300 -1). Руководство по управлению программой надежности.
ИСО 9004 - 4. Руководящие указания по улучшению качества.
ИСО/ПМС 9004 - 5. Руководящие указания по программе качества.
ИСО/ПСК 9004 - 6. Руководство качеством при управлении проектом.
ИСО/ ПМС 9004 - 7.Руководящие указания по управлению конфигурацией.
ИСО/РП 9004 - 8. Руководящие указания по административным принципам качества.
ИСО 10012 - 1. Система подтверждения метрологической пригодности измерительного оборудования.
ИСО/ПМС 10012 - 2. Управление процессом измерения.
ИСО/ПМС 10013. Руководящие указания по разработке руководств по качеству.
ИСО/ПСК 10014. Руководство по экономическим аспектам качества.
ИСО/РП 10015. Руководящие указания по непрерывному обучению и подготовке кадров.
ИСО/РП 10016. Протоколы контроля и испытаний. Руководящие указания по представлению результатов.
Принципы дальнейшего развития систем управления качеством, построенные на идеологии TQM, получили свое признание на уровне международных организаций по стандартизации ИСО/МЭК.
Технический комитет №176 (ИСО/ТС 176) занимается разработкой и пересмотром стандартов в области качества. Стандарты в области качества имеют общее название – международные стандарты ИСО серии 9000, так как им отведены, в основном, 9000-е номера. Но в эту серию кроме 9000 стандартов ранее входил стандарт ИСО 8402:1994, а сейчас еще входят и стандарты серий 10 000, 19 000.
Первым из серии 9000 был принят стандарт МС ИСО 8402:1986. Он был издан в виде параллельного текста на трех официальных языках ИСО – английском, французском и русском. Стандарт представлял собой словарь основных терминов и определений в области обеспечения качества. Затем в 1987г. на основе британского стандарта BSI 5750 был разработан первый комплект стандартов требований к системам гарантии качества ИСО 9001:1987, ИСО 9002:1987, ИСО 9003:1987 (в нашей стране они были переведены и существовали под названиями ГОСТ 40.9001-88, ГОСТ 40.9002-88 и ГОСТ 40.9003-88).
Эти стандарты просуществовали семь лет и в 1994 г. были выпущены в откорректированном виде ИСО 9001:1994, ИСО 9002:1994, ИСО 9003:1994 (в России, соответственно, ГОСТ Р ИСО 9001-96, ГОСТ Р ИСО 9002-96 и ГОСТ Р ИСО 9003-96). К 1994 г. в серию 9000 входило 16 стандартов.
Стандарты ИСО 9001:1994 (ИСО 9002:1994, ИСО 9003:1994) предъявляли требования к системам ГАРАНТИИ качества. Действие этих стандартов закончилось 15 декабря 2003 г.
15 декабря 2000 г. Технический комитет 176 (ИСО/ТС 176) принял и утвердил новую версию стандартов.
Принципиальное отличие стандартов ИСО серии 9000 версии 2000 г. заключается в следующем:
• вместо трех стандартов для сертификации систем менеджмента качества используется только один ИСО 9001:2000 «Системы менеджмента качества. Требования»;
• вместо системы гарантии качества (Quality Assurance) – этот стандарт ориентирован на управление качеством (Quality Management);
• стандарт построен в соответствие с циклом Деминга-Шухарта (P-D-C-A);
• в стандарт введено требование процессного подхода к «управлению деятельностью и ресурсами».
Первоначально (15.12.2000 г.) были пересмотрены и утверждены три стандарта.
1. МС ИСО 9000:2000. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.
2. МС ИСО 9001:2000. Системы менеджмента качества. Требования.
3. МС ИСО 9004:2000. Системы менеджмента качества. Руководство по улучшению деятельности.
Затем в 2002 г. был принят стандарт МС ИСО 19011:2002. Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента.
МС ИСО 9000:2000. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.
Первое требование при проведении организационных изменений – все должны говорить на одном языке и использовать одни и те же термины для обозначения одних и тех же понятий, поэтому в числе первоочередных работ организации должны стоять разработка, утверждение и использование единого глоссария.
В тексте стандарта приведены восемь принципов менеджмента качества, которые «...были определены для того, чтобы высшее руководство могло руководствоваться ими с целью улучшения деятельности организации».
Принцип 1. Фокус на потребителя. Организации зависят от своих потребителей, поэтому они должны понимать текущие и будущие потребности потребителей, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.
Принцип 2. Лидерство руководства. Руководители устанавливают единство цели и направления деятельности организации. Они должны создавать и поддерживать атмосферу, в которой работники полностью вовлекаются в достижение целей организации.
Принцип 3. Вовлечение персонала. Основа деятельности любой организации – люди, и вовлечение персонала – ключевой фактор успеха организации.
Принцип 4. Процессный подход. Планируемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом.
Принцип 5. Системный подход к менеджменту. Выявление взаимосвязанных процессов, их понимание и управление ими как системой повышает результативность и эффективность организации в достижении ее целей.
Принцип 6. Постоянное улучшение. Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель.
Принцип 7. Принятие решений, основанное на фактах. Эффективные решения основываются на анализе данных и информации.
Принцип 8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками. Организация и ее поставщики взаимозависимы, взаимовыгодные отношения повышают способность обеих сторон создавать ценности.
Система сертификации ИСО и ее документация проходят регулярную доработку, модернизацию. 15 декабря 2000 года вышло официальное издание новой версии международных стандартов ISO 9001-2000, заменившее версию 1994г.
В Российской Федерации до 2009 года официально действовала версия стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (ISO 9001-2000).
В 2009 году официально вступил в силу стандарт ГОСТ Р ИСО 9001-2008, являющийся аналогом стандарта международной системы сертификации ISO 9001:2008. Принципиальные отличия новой версии:
1.Основным моментом становится определение ожиданий клиента и удовлетворенности клиента.
2.Подчеркивается ответственность руководства.
3.Стандарт направлен на реальные процессы деятельности предприятия.
4.Расширена возможность интеграции с другими системами менеджмента
5.Улучшена возможность применения стандартов любыми компаниями, независимо от их размеров, отрасли или продукции.
6.Появились дополнительные требования к измерениям показателей удовлетворенности клиента.
7.Выдвинуты новые требования относительно управления ресурсами.
8.Устранен ряд несоответствий в применении некоторых терминов.
Разрешена адаптация требований как ГОСТ Р ИСО 9001-2000 так и ГОСТ Р ИСО 9001-2008 таким образом, чтобы не использовать те из них, которые не применяются организацией.