Административная ответственность

Согласно КоАП РФ административным проступком признается действие, посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан. КоАП РФ группирует экологические правонарушения по нескольким направлениям и в нескольких главах.

К проступкам,посягающим на государственную собственность (гл. 7), в том числе нарушению прав на недра, воды, леса, животный мир, относятся, например:

• пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией) (ст. 7.3);

• самовольная добыча янтаря (ст. 7.5);

• самовольное занятие водного объекта или пользование им без

разрешения (лицензии) (ст. 7.6);

• самовольное занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд (ст. 7.9);

• пользование объектами животного мира без разрешения (лицензии) (ст. 7.11).

Как уже отмечалось выше, природные ресурсы могут находиться в разных формах собственности: государственной, муниципальной, частнойи др. Действующим законодательством определены объекты, которые могут находиться только в государственной форме собственности

- недра, кроме месторождений общераспространенных полезных ископаемых. Например, если на земельном участке, который является частной собственностью, находится нефтяная скважина, то она принадлежит государству. Если же на этом участке находится песчаный карьер (месторождение общераспространенного полезного ископаемого), то он является собственностью владельца участка, который может пользоваться карьером без специального разрешения. Таким образом, если владелец земельного участка будет пользоваться нефтяной скважиной без наличия лицензии, то это будет являться нарушением права государственной собственности на недра (ст. 7.3) и влечет за собой наложение штрафа.

Следует различать право собственности на природные ресурсы и право природопользования. Природопользование может осуществляться в двух формах: общей и специальной.

Общее природопользованиеосуществляется всеми гражданами свободно, т. е. граждане могут пользоваться водными объектами, лесами…

Специальное природопользованиеосуществляется при наличии лицензии, т. е. если водоем, например, используется для выращивания товарной рыбы или заготовительная организация занимается сбором лекарственных растений и грибов, то в первом случае необходимо наличие лицензии на водопользование, а во втором - наличие так называемого лесного билета. Таким образом, если эта деятельность будет осуществляться без соответствующего разрешения, это будет на рушением права государственной собственности на эти ресурсы и влечет за собой соответствующее взыскание - штраф.

Административные правонарушенияв области охраны окружающей природной среды предполагают посягательства на ряд природных ресурсов (гл. 8):

• в отношении земель (ст. 8.6-8.8);

• в отношении недр (ст. 8.10, 8.17);

• в отношении водных ресурсов - нарушение правил их охраны, водопользования (ст. 8.13, 8.14);

• в отношении лесных ресурсов (ст. 8.24-8.31);

• в отношении атмосферного воздуха (ст. 8.22, 8.23);

• в отношении животного мира (ст. 8.36-8.39).

На руководителей или собственников предприятий, деятельность которых можно квалифицировать как административное правонарушение,

могут накладываться следующие взыскания: предупреждение или штраф, максимальный размер которого составляет 200 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ).

Штраф с предприятий, учреждений, организаций может достигать 2000 МРОТ. Крайними мерами наказания являются приостановление или закрытие предприятия, а также ограничение или лишение права природопользования, т. е. лицензии. Безусловно, такие низкие суммы штрафов не являются эффективной мерой наказания, хотя наложение штрафа неосвобождает нарушителя от обязанности возмещения ущерба, причиненного загрязнением.

К административной ответственности имеют право привлекать специально уполномоченные органы по охране окружающей природной среды, т. е. городские и областные комитеты по охране окружающей среды, рыбоохрана, лесная охрана, морские инспекции и т. д. Должностные лица органов экологического контроля имеют право посещать предприятия независимо от форм собственности, проверять соблюдение предприятиями нормативов сбросов и выбросов, работу очистных сооружений. В случае обнаружения каких-либо нарушений службой экологического контроля принимаются соответствующие меры.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность предусмотрена Уголовным кодексом Российской Федерации (УК РФ) за экологические преступления.

Экологическое преступление- это виновное, противоправное, общественно опасное деяние, посягающее на установленный в России экологический правопорядок, экологическую безопасность общества и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека.

Экологические преступления выделены в отдельную главу - гл. 26 "Экологические преступления" (ст. 246-262 УК РФ) Составы преступлений можно подразделить на две группы.

1. Нарушения экологических требований, норм и правил, которые относятся к окружающей среде в целом:

• нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246);

• нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247);

• нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248);

• нарушение ветеринарных правил и правил установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249).

2. Нарушение экологических норм и правил, которыми регулируется использование и охрана отдельных природных ресурсов и объектов:

• загрязнение вод (ст. 250);

• загрязнение атмосферы (ст. 251);

• загрязнение морской среды (ст. 252);

• нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ (ст. 253);

• порча земли (ст. 254);

• нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255);

• незаконная добыча водных животных и растений (ст. 256);

• нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 257);

• незаконная охота (ст. 258);

• уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную Книгу Российской Федерации (ст. 259);

• незаконная порубка деревьев и кустарников (ст. 260);

• уничтожение или повреждение лесов (ст. 261);

• нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262).

Высокая степень общественной опасности этого вида правонарушений обусловлена тем, что объектом их посягательства является стабильность окружающей среды и природно-ресурсный потенциал, а также гарантированное ст. 42 Конституцией РФ право каждого на благоприятную окружающую среду.

Большинство экологических преступлений относятся к категории преступлений небольшой или средней тяжести и соответственно предусмотрены максимальные меры наказания в виде лишения свободы на срок до двух лет или на срок до пяти лет. Самым тяжким экологическим преступлением, предусмотренным УК РФ, является экоцид(ст. 358), т. е. массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу. За экоцид предусмотрен максимальный срок лишения свободы до двадцати лет.

Экоцид- преступление против мира и безопасности человечества, т. е. экологическая катастрофа в масштабах государства.

Гражданско-правовая ответственность

Гражданско-правовая ответственность предполагает имущественную ответственность предприятия-загрязнителя за вред, который может быть нанесен вследствие его хозяйственной деятельности окружающей природной среде или здоровью человека.

При рассмотрении экономического механизма охраны окружающей природной среды говорилось о плате за природопользование и за загрязнение окружающей природной среды. Однако эти платежи не освобождают от возмещения вреда, возникшего в результате экологического правонарушения, т. е. по вине его причинителя.

Вопрос о возмещении вреда регулируется гражданским законодательством, которое предусматривает полное возмещение вреда, причиненного противоправным и виновным поведением, т. е. правонарушением.

Причинителями вреда являются юридические и физические лица, предприниматели независимо от ведомственной принадлежности и форм

собственности, совершившие экологические правонарушения. Причинителем вреда может быть и сама природа: ее стихийные силы, катастрофы (землетрясения, извержения вулканов, оползни и т. п.). Потерпевшими также могут быть юридические и физические лица, сама окружающая природная среда с ее объектами, ресурсами.

Если вред нанесен окружающей природной среде, то от имени "потерпевшей" природы истцами выступают соответствующие органы власти, экологические органы, которые в судебном порядке взыскивают с причинителя вреда денежную компенсацию на восстановление природных объектов.

Если вследствие загрязнения окружающей среды нанесен ущерб здоровью людей, то пострадавшие имеют право на компенсацию, которая выплачивается либо государством, либо причинителем вреда. Порядок возмещения ущерба, сумма компенсации зависят от конкретных условий и будут рассмотрены далее.

Вопросы

1. Какие предусмотрены формы юридической ответственности за нарушения экологического законодательства?

2. В каких нормативно правовых актах определены условия применения юридической ответственности за нарушения экологического законодательства?

3. Какие виды ответственности применяются к гражданам?

4. Какие виды ответственности применяются к юридическим лицам?

5. Какая максимальная сумма штрафа установлена КоАП РФ за экологические правонарушения для юридических лиц?

6. В каких случаях предусмотрено возмещение вреда здоровью граждан со стороны государства?

7. Кто имеет право предъявить исковые требования в случае причинения вреда окружающей среде?

Наши рекомендации