Внутригосударственные (государственно-правовые) договоры
Заключаются между РФ и субъектами РФ о разграничении предметов ведения и полномочий.
Например, в 1996 году был заключён такой договор между РФ и Свердловской областью сроком на 5 лет (ни та, ни другая сторона не изъявили желания ни о прекращении действия договора, ни о перезаключении его на иных условиях).
Речь идёт о земельных ресурсах, лесных ресурсах, ресурсах животного мира.
В этом договоре была сделана попытка решить вопросы собственности (однако они не решены, договор содержит только принципы при разграничении).
Договоры между органами исполнительной власти (административно-правовые договоры)
Заключаются по вопросам компетенции и о сотрудничестве. Их много. Например, между Министерством природы и Министерством здравоохранения и его санитарно-эпидемиологической службой.
ФЗ от 24 июня 1999 года «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами гос. власти РФ и органами гос. власти субъектов РФ» (ст.13, 14).
Такие соглашения допускаются только по вопросам совместного ведения.
Источники ЭП в устной форме (т.е. правовые обычаи)
Данный вид источников стимулирует органы гос. власти принимать нормативно-правовые акты, нормативно-правовые договоры.
Источники ЭП в устной форме (правовые обычаи) отличаются отсутствием принудительной силы государства, но они признаются государством (признание должно быть выражено в актах).
Например, ФЗ «О территориях традиционного природопользования малочисленных народов крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока» 2001 года – в нём государство признаёт правовые обычаи в качестве источника ЭП.
2. Законодательство об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов. Основные этапы правового регулирования экологических отношений и особенности их регулирования в условиях федеративного устройства РФ.
Законодательство в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов
В соответствии со ст.2 ФЗ «Об охране окружающей среды» (п.1, 5, 6) данное законодательство состоит из 2-х крупных блоков:
Законодательство
Законодательство в области охраны окружающей среды
Понимается в широком смысле, т.е. включает в себя все виды нормативно-правовых актов. Не включены договоры и обычаи. Международные договоры, которые имеют форму ФЗ, включаются в систему законодательства.
Законодательство в области охраны и рационального использования природных ресурсов
Для определения этого понятия необходимо обратиться к соответствующим статьям природноресурсных законов.
Понимается в широком смысле, т.е. включает в себя все виды нормативно-правовых актов, исключая договоры (кроме международных договоров в форме ФЗ).
Исключение составляет земельное право – оно понимается в узком смысле (ст.2 Земельного кодекса).
Т.е. понятие законодательства об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов не совпадает с понятием источников ЭП. Понятие источников шире. Почему? Это тенденция к тому, чтобы понимать законодательство в узком смысле. Это наиболее ярко проявляется в земельном праве. Законодатель считает нужным регулировать наиболее важные вопросы на уровне ФЗ и законов субъектов РФ.
Основные этапы в развитии регулирования экологических отношений
Совпадают с этапами ЭП.
Этапы развития экологического законодательства:
С октября 1917 по 1991 гг.
(этап советского законодательства о природных ресурсах и об охране природы)
На данном этапе выделяются подэтапы:
1) с октября 1917 до 60 – 70-х гг.
В 60-70-х гг. произошла вторая кодификация советского законодательства.
Экологические отношения регулировались в рамках земельного законодательства и права. Однако были и отдельные источники в области ЭП:
- Лесной кодекс РСФСР 1923 г.
- Горный устав 1922 г.
В 1960 году принят закон СССР «Об охране природы» - это первый кодифицированный документ, в котором предметом регулирования (объектом охраны) была природа в целом. Этот закон декларировал охрану природы, но не содержал механизма реализации, т.е. носил отсылочный и бланкетный характер.
2) с 60 – 70-х гг. до 1991 г.
Совместное постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР от 7 января 1988 года «О коренной перестройке дела охраны природы в стране». В нём предусматриваются меры экономического регулирования охраны природы (стимулирование природопользователей, планирование и финансирование мероприятий по охране природы).
Помимо данного документа в этот же период проводится вторая кодификация советского законодательства. Принимаются:
- «Основы законодательства о недрах» 1975 г.
- «Основы земельного законодательства» 1968 г.
- «Основы водного законодательства» 1970 г.
- «Основы лесного законодательства» 1977 г.
В 1980–82 гг. принимаются закон «Об охране атмосферного воздуха» и закон «О животном мире». Эти акты закрепили выделение ресурсных отраслей.