Предпосылки возникновения науки БЖД
ЛЕКЦИЯ №1
О НАУЧНОЙ И УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ БЖД
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ – область знаний, изучающая опасные факторы, угрожающие человеку, закономерности их проявления, воздействия на человеческий организм, а также – способы защиты от этих факторов
БЖД – наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека и окружающей среды.
История возникновения научной и учебной дисциплины. Объекты и цели.
Гиппократ: «Здоровье человека зависит от образа жизни и среды обитания».
Плиний: проблемы качества образа жизни; исследовал влияние пыли на здоровье человека.
Парацельс (1493-1551гг.) – родоначальник фармакологии.
Б.Ромаццини (конец XVII – начало XVIII в.) работал в области металлургии; описал проф. заболевания; заметил, что существует определённая связь между характером труда и здоровьем человека.
Бенджамин Франклин изобрел молниеотвод.
Ломоносов: исследовал условия работы «горных людей», «Работа об условиях движения вольного воздуха» (устройство вентиляции).
Петров – изобретатель батареи постоянного тока (1801 г.); разрабатывал средства защиты от электрического тока; изобрёл изоляцию.
В начале XX в. стала формироваться русская школа безопасности (Кирпичев и др.). В России появились курсы безопасности, тогда же появился термин «техника безопасности».
Первая публикация на русском языке по проблеме безопасности вышла в свет в 1808 г в г. Дерпт (Таллинн). Это был перевод с немецкого книги А. Берхтольда «Краткое наставление разного рода ремесленникам как предохранить себя от разного рода угрожающих здоровью опасностей».
Сеченов: «Физиология труда», в ней он рассматривает нагрузки, обосновывает восьмичасовой рабочий день.
Эрисман: «Руководство по гигиене».
В 1965 г. был введен предмет «охрана труда» в ВУЗах, а также читались курсы «Охрана окружающей среды», «Гражданская оборона» – предпосылки для создания единого учения. В 90-х годах появилась дисциплина БЖД.
Предпосылки возникновения науки БЖД
функциональная неграмотность (термин ООН)…
Растёт производственный травматизм, множится число техногенных аварий и катастроф. Ярчайший тому пример - авария на Припятской АЭС (ЧаЭС). Нарушено святое правило инструкций, согласно которому запрещены любые эксперименты на реакторе при отключенной защите...
Особый «шик» у россиян (молодежи это свойственнее) – пренебрегать требованиями инструкций по технике безопасности: молодой шахтер бахвалится пронесенной в шахту сигаретой...
Многочисленные опросы свидетельствуют: 95 % опрошенных верят, что прогресс техники со временем сам собой ликвидирует производственный травматизм, т.е. взрослое население не склонно менять стереотип отношения к выполнению требований безопасности, а ведь в 80 % несчастных случаев повинен именно человеческий фактор.
Значит, в мировоззренческих и поведенческих стереотипах взрослого населения преобладает житейско-обывательское небрежение к феномену опасности, а это одна из форм инфантилизма, социальной незрелости.
Истоки этого следует искать, кроме всего, и в господстве тоталитарного мышления категориями «масс», исторических эпох, когда отдельно взятый человек - лишь винтик, цена его жизни - копейка.
1. Ситуация с травматизмом на производстве в России очень неблагоприятная. Вот цифры: уровень травматизма в нашей стране в 2,5 раза выше, чем в США, и в 7 раз – выше японского (о японском опыте – позже). При этом особенно тревожная ситуация на частных предприятиях (даже по официальным данным на 1000 работающих число травм превышает общегосударственный уровень почти вдвое, а сколько несчастных случаев скрывается…).
В последнее время ежегодно получают травмы на производстве около 130000 человек, из них – 14000 становятся инвалидами, 7000 погибает.
Каждый миллион тонн угля «оплачен» шахтёрской жизнью, каждый миллион тонн зерна – двенадцатью жизней крестьян!!
2. Очень сложная ситуация с технической безопасностью. Едва ли не каждый день приходят сообщения о крупном пожаре, взрыве, авиакатастрофе и т.д… О причинах поговорим позже.
3. Экологическая ситуация в России в последние годы стабилизировалась (правда, на неблагоприятном уровне). Причины этого очевидны. В 1999-2000 годах с началом промышленного роста наметилась тенденция ухудшения экологической обстановки. Вообще, экология – удел богатых.
4. По-прежнему остро стоит проблема личной безопасности – угрозы со стороны преступного мира, потребительская безопасность. Особая проблема – безопасность внутреннего мира человека – проблема «зомбирования», религиозные секты, психотехники разного рода…
Основные термины и определения.
Проблема безопасности человека - комплексная, в центре её - ЧЕЛОВЕК.
БЖД – это интеграция традиционных ВУЗовских курсов ОТ + ГО + ПЭ.
БЖД - молодая междисциплинарная наука, пока это конгломерат имеющихся методологических и фактических научных заделов: промышленной санитарии, теория катастроф, теории риска, гигиенического нормирования и др.
Слабостью БЖД является отсутствие универсальных количественных подходов в оценке опасности, безопасности. Правда, есть бурно развивающаяся теория риска, балльные системы измерения масштабов ЧС и др. Но полноценно количественными эти разработки назвать нельзя. Это делает невозможным построение математических моделей...
Основная цель БЖД – выработка общих правил, закономерностей безопасности, т.е. получение знаний о методах и средствах обеспечения безопасности и комфортных условий деятельности человека на всех стадиях жизненного цикла.
Предметом исследования в науке о БЖД являются опасности и их совокупности (поле опасностей), действующие в системах «объект защиты – источник опасности», средства и системы защиты от опасности
Объект изучения дисциплины БЖД – комплекс явлений и процессов в системе “Человек- Среда обитания” негативно действующих на человека и среду обитания.
Опасность – центральное понятие науки о безопасности жизнедеятельности. Это явления, процессы, объекты, свойства объектов, которые в определенных условиях способны наносить вред жизнедеятельности человека. Сама опасность обусловлена неоднородностью системы “Человек - Окружающая среда” и возникает, когда их характеристики не совпадают.
Остаточный риск- свойство систем, объектов быть потенциально опасными.
Безопасность – свойство систем «Человек – Машина – Среда» сохранять при функционировании в определенных условиях такое состояние, при котором с заданной вероятностью исключаются происшествия, обусловленные воздействием опасности на незащищенные компоненты систем и окружающую природную среду, а ущерб при этом от энергетических и материальных выбросов не превышает допустимого.
Признаки опасности.
1. Угроза для жизни.
2. Возможность понесения ущерба здоровью.
3. Возможность нарушения нормального функционирования экологических систем.
Источники формирования опасности.
1. Сам человек, его труд, деятельность, средства труда.
2. Окружающая среда.
3. Явления и процессы возникающие в результате взаимодействия человека с окружающей средой.
В БЖД существуют 2 понятия:
1. Ноксосфера (“ноксо”(лат.) – опасность);
2. Гомосфера (сфера, в которой присутствует человек).
Опасность реализуется на пересечении этих 2 сфер.
Методы обеспечения БЖД:
1. А–методы – разделение гомосферы и ноксосферы (работа с радиоактивными веществами, испытание авиа. двигателей);
2. Б-методы – нормализация ноксосферы (снижение уровня негативных воздействий, привести её характеристики до возможных);
3. В-методы – приведение характеристик человека в соответствие с характеристиками ноксосферы (приспособление человека, профессиональный отбор, тренировка, обучение, снабжение человека эффективными средствами защиты);
4. Г-методы – комбинирование А, Б, Вметодов.
Средства обеспечения БЖД:
1. Средства коллективной защиты (СКЗ).
2. Средства индивидуальной защиты (СИЗ).
СКЗ – классифицируются в зависимости от опасных и вредных факторов, от которых они защищают (от вибрации, шума, ионизирующих излучений).
СИЗ – в зависимости от защищаемых органов человека (скафандры, противогазы, респираторы, шлемы, маски, рукавицы, резиновые коврики и т.д.), применяются тогда, когда нет других средств защиты. Приспособления для организации безопасности: лестницы, трапы, леса, люки.
Аксиомы БЖД:
1. Всякая деятельность (бездеятельность) потенциально опасна.
2. Для каждого вида деятельности существуют комфортные условия, способствующие её максимальной эффективности.
3. Все естественные процессы, антропогенная деятельность и объекты деятельности обладают склонностью к спонтанной потере устойчивости или к длительному негативному воздействию на человека и среду его обитания, т.е. обладают остаточным риском.
4. Остаточный риск является первопричиной потенциальных негативных воздействий на человека и биосферу.
5. Безопасность реальна, если негативные воздействия на человека не превышают предельно допустимых значений с учетом их комплексного воздействия.
6. Экологичность реальна, если негативные воздействия на биосферу не превышают предельно допустимых значений с учетом их комплексного воздействия.
7. Допустимые значения техногенных негативных воздействий обеспечивается соблюдением требований экологичности и безопасности к техническим система, технологиям, а также применениям систем экобиозащиты (экобиозащитной техники).
8. Системы экобиозащиты на технических объектах и в технологических процессах обладают приоритетом ввода в эксплуатацию и средствами контроля режима работы.
9. Безопасная и экологичная эксплуатация технических средств и производств реализуется при соответствии квалификации и психофизических характеристик оператора требованиям разработчика технической системы и при соблюдении оператором норм и требований безопасности и экологичности.
Этапы решения конкретных задач безопасности:
1. Идентификация (подробный анализ) опасностей, присущих каждой конкретной деятельности.
2. Разработка мероприятий по защите человека и среды обитания от выявленных опасностей.
3. Разработка мер ликвидации последствий реализации опасности.
Принципы БЖД
1. Ориентирующая (общее направление поиска).
2. Организующая (организация рабочего дня).
3. Управленческий (контроль за соблюдением норм, ответственность).
4. Технический (направлен на реализацию защитных средств технических устройств).
К ориентирующим принципам можно отнести учет человеческого фактора, принцип нормирования, системный подход.
К управленческим – стимулирование, принцип ответственности, обратных связей и другие.
К организационным - принцип рациональной организации труда, зонирования территорий, принцип защиты времени (ограничение пребывания людей в условиях, когда уровень вредных воздействий находится на грани допустимого).
К техническим – принципы, которые предполагают использование конкретных технических решений для повышения безопасности: принцип защиты количеством (например, максимальное снижение вредных выбросов), принцип защиты расстоянием (воздействие вредного фактора снижается вследствие увеличения расстояния), защитное заземление, изоляция, ограждения, экранирование, герметизация, принцип слабого звена (использование его в системах, работающих под давлением: разрывные мембраны, скороварки и т.д.).
Все эти принципы взаимосвязаны и дополняют друг друга.
В принципе, универсальная мера ущерба – рубль, но главная трудность – количественное выражение здоровья человека (стоимость жизни) ... Как измерить социальные ущербы?
Цель любой науки - получение максимально полного и точного априорного знания…(a priori, a posteriori). Любая зрелая наука опирается на модели. В частности, это умение предсказывать стихийные бедствия, социальные волнения. Есть и альтернативный путь - предсказания (Ванга, Нострадамус…)
Схема БЖД:
Человек
ГЗ ОТ
Природа Техника
ПЭ
Принципы курса:
1. Системность
2. Совместимость человека и техники;
3. Аспекты проблемы БЖД:
ü мировоззренческий,
ü исторический,
ü физиологический,
ü психологический,
ü экологический,
ü эргономический,
ü правовой,
ü экономический….
4. «сквозной подход», означающий выполнение требований безопасности на всех этапах реализации проекта:
идея ® НИОКР ® проект ® изготовление ® эксплуатация ® утилизация.
5. Максимальное применение количественных подходов.
6. Вариантный принцип принятия решений.
современный специалист должен знать и уметь в области БЖД:
ü идентифицировать ОВФ;
ü знать принципы нормирования ОВФ;
ü знать основные виды НТД;
ü знать технические решения, позволяющие снизить уровень оВФ;
ü при ЧС организовать спасение людей и материальных ценностей.