Перечень условных обозначений

Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего образования

«Астраханский государственный технический университет»

Система менеджмента качества в области образования, воспитания, науки и инноваций сертифицирована DQS

По международному стандарту ISO 9001

Институт рыбного хозяйства, биологии и природопользования

Кафедра «Гидробиология и общая экология»

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ И ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ
КУРСОВЫХ РАБОТ

Методические указания для бакалавров направления
05.03.06. «Экология и природопользование» и 06.03.01 «Биология»,
для магистров направления
05.04.06. «Экология и природопользование» и
06.04.01. «Биология»

Астрахань, 2016

Составители:

Д.б.н., проф. кафедры «Гидробиология и общая экология» АГТУ И.В. Волкова,

Рецензент: к.б.н., доц. кафедры «Прикладная биология и микробиология» АГТУ В.И. Егорова.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ И ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ
КУРСОВЫХ РАБОТ:метод. указания / АГТУ; Сост.: И.В. Волкова. – Астрахань, 2016.

Изложены основные рекомендации и требования по подготовке и оформлению курсовых работ. Приводятся все необходимые образцы основных составных частей курсовых работ, а также перечень обязательных материалов к ним. Предназначено для студентов экологических и биологических направлений. Общие требования и правила оформления курсовых работ могут быть использованы студентами других факультетов.

Методические указания рассмотрены и одобрены на кафедре «Гидробиология и общая экология», протокол № ___ __________ 2016.

Методические указания утверждены на заседании учебно-методического совета ___________2016 года, протокол №____.

АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ, 2016
Содержание

  Стр.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ . . . . . . . . . . 2.1. Титульный лист . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.2. Содержание. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.3. Перечень условных обозначений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.4. Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.5. Основная часть. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.5.1. Обзор литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.5.2. Материалы и методы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.5.3. Результаты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.5.4. Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.6. Выводы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.7. Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.8. Приложения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ КУРСОВЫХ РАБОТ. . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.1. Текст. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.2. Рубрикация, нумерация глав и страниц. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.3. Иллюстрации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.4. Таблицы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.5. Формулы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.6. Ссылки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.7. Оформление списка литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.8. Оформление приложений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4. ПОДГОТОВКА ДОКЛАДА и представление КУРСОВОЙ работы к защите. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5. ПРОЦЕДУРА ЗАЩИТЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Приложения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Курсовая работапредставляет собой обязательный вид учебной работы, выполняемой студентами в течение учебного года. Курсовая работа является самостоятельной исследовательской работой студента и представляет собой логически завершенное и оформленное в виде текста научное исследование по одной из проблем в соответствующей области знаний.

Курсовая работа выполняется с целью формирования у студента навыков научно-исследовательской работы, повышения уровня его профессиональной (теоретической и практической) подготовки, более глубокого усвоения учебной дисциплины, развития умений и навыков, позволяющих ему самостоятельно решать профессиональные задачи.

Основная задача курсовой работы состоит в том, чтобы продемонстрировать умение студента на основе проведенного анализа делать теоретические обобщения и выводы, разрабатывать обоснованные предложения возможности дополнения, проверки или пересмотра известных данных или теорий и предлагать практические рекомендации для принятия эффективного решения исследуемой проблемы.

Курсовая работа является средством контроля самостоятельной работы студента и одним из способов проверки его подготовленности как будущего

специалиста

1.2. Тема курсовой работы предлагаются студентам на выбор.

Выбор темы осуществляется на основе тематического списка, представленного в рабочей программе дисциплины. Тематика курсовых работ, требования к ним и рекомендации по их выполнению доводятся до сведения студентов в начале соответствующего семестра.

Студент имеет право выбрать одну из заявленных кафедрой тем (Приложение 1) или предложить собственную с обоснованием выбора, руководствуясь своими научными интересами и склонностями. Изменение темы курсовой работы допускается в исключительных случаях по обоснованному ходатайству самого студента или по инициативе научного руководителя. В случае если студент в установленные сроки не избрал тему курсовой работы, кафедра вправе определить ее по собственному усмотрению.

Тематика курсовых работ строится на фактическом материале, на итогах практик, научных работах преподавателей кафедры, с широким привлечением литературы (в т.ч. и иностранной), освещающей новейшие достижения российской и зарубежной науки.

В тематике курсовых работ выделяются следующие основные направления:

1. Общетеоретические (реферативные) работы представляет собой теоретическое исследование одной из актуальных тем в изучаемом предмете и выполняться в форме обобщенного научного обзора с анализом новейших научных работ, связанных единой тематикой. Итогом такой работы должны быть обобщающие выводы, имеющие научное или практическое значение. Примеры: «Организация экологического мониторинга на территории Астраханской области», «Приоритетные химические загрязнения воздушной среды помещений и их влияние на здоровье людей», «Эколого-исторические аспекты изменения природного ландшафта г. Астрахани и их последствия».

2. Теоретико-прикладные работы. В них решаются конкретные практические задачи на основе теоретического анализа. Примеры: "Водный баланс Луховского водохранилища", "Ландшафты окрестностей озера Инерка и их изменение под воздействием рекреации", "Использование крупномасштабных аэрофотоснимков для уточнения численности каспийского тюленя", "Аэрокосмический мониторинг качества атмосферного воздуха в РФ").

3. Экспериментально-исследовательские работы включают научные исследования с использованием технических приборов, пакетов программ для ПЭВМ, математических (или каких-либо других) моделей. Примеры:"Математическое моделирование процесса загрязнения атмосферы в г. Астрахани", "Разработка геоинформационной системы "Водные ресурсы Астраханской области", "Оценка фитотоксичности почвы различных районов города с использованием кресс-салата".

1.3. Закрепление темы курсовой работы за студентами осуществляется распоряжением по кафедре на основании письменного заявления студента на имя заведующего кафедрой.

1.4. Курсовая работа должна выполняться самостоятельно. Представление в качестве результата собственного труда курсовой работы, подготовленной другим автором или извлеченной из Интернет-ресурсов, служит основанием для выставления оценки «неудовлетворительно», которая проставляется в экзаменационной ведомости.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовая работа выполняется как самостоятельное исследование по ряду дисциплин и имеет целью закрепление и углубление знаний, получение навыков самостоятельной работы.

Курсовая работа (проект) имеет следующую структуру:

- титульный лист;

- содержание;

- введение (обоснование выбора темы, актуальность проблемы, постановка целей и задач);

- литературный обзор (исследованность темы в литературных источниках, преимущественно за последние 5-7 лет);

- материалы и методы (характеристика объектов исследования, описание использованных методик, включая анализ ошибок измерений) (для аналитических и теоретических работ содержание главы может быть иным);

- результаты и их обсуждение (для аналитических и теоретических работ содержание главы может быть иным);

- заключение;

- выводы

- список литературы;

- приложения (при необходимости).

В курсовых работах в зависимости от их специфики могут быть исключены или объединены некоторые из вышеназванных разделов.

Общий объем курсовой работы должен составлять 40-50 страниц. Приложения (протоколы, рисунки, графики, схемы, таблицы, первичные эмпирические данные, описание методик) не входят в общий объем курсовой работы. Недостатком курсовой работы считается значительно увеличенный или уменьшенный объем. Превышение объема интерпретируется как неумение выделять существенную информацию, отсутствие способности кратко и ясно излагать мысли. Малый объем работы свидетельствует о поверхностно проведенном исследовании, о недостаточной глубине раскрытия темы.

Абзац - это часть текста, объединенная одной микротемой, он не может состоять из одного предложения. Абзац всегда начинается с отступа («красной строки»).

В тексте курсовой работы (проекта) могут использоваться лишь общепринятые сокращения.

Титульный лист

На титульном листе должно быть указано следующее: ВУЗ, Институт, кафедра, тема квалификационной работы, фамилия, имя, отчество студента полностью, научный руководитель дипломной работы – фамилия, имя, отчество полностью, ученое звание и ученая степень (Образец рекомендуемого оформления титульного листа представлен в Приложении 2). На титульном листе должны стоять подписи заведующего кафедрой, научного руководителя и студента.

Содержание

Содержание структурирует текст и отражает логику изложения. В содержании указываются названия всех разделов и подразделов работы с номером страницы, с которой они начинаются. Рекомендуемый вариант оформления содержания приведен в Приложении 3.

Перечень условных обозначений

Если в работе принята специфическая терминология, а также употребляется мало распространенные сокращения, новые символы, обозначения и т.п., то их перечень должен быть представлен в работе в виде отдельного списка. Перечень должен располагаться столбцом, в котором слева приводят сокращение, справа – его детальную расшифровку. Если в работе специальные термины, сокращения, символы, обозначения и т.п. повторяются не более трех раз, перечень не составляют, а их расшифровку приводят в тексте при первом упоминании.

Введение

Во введении дается характеристика и обосновывается актуальность проблемы, к которой относится тема работы, дается краткий обзор современного состояния данной проблемы (критический анализ изученной литературы и заключение по этому анализу), ставится цель исследования и задачи, позволяющие достичь поставленной цели, по возможности отражается теоретическая и практическая значимость.

Введение должно составлять 2 - 3 страницы текста. Написанию этого раздела следует уделить особое внимание, так как он в решающей степени формирует общее представление о смысле работы и ее месте в ряду исследований, выполненных по общей проблеме, к которой относится ее тема.

Основная часть

Основная часть работы делится на разделы (главы) и подразделы (параграфы) и включает: «Обзор литературы», «Материалы и методы исследований», «Результаты исследований» и «Заключение». Если этого требует специфика выполняемой работы, в основную часть может быть включена глава «Географическая характеристика района исследований», «Характеристика промышленного предприятия», например.

Обзор литературы

Теоретическая часть работы выполняется студентом на основании изучения литературы и содержит историю вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике. На данном этапе студент должен самостоятельно, грамотно, своими словами изложить знания, не допускается при этом поверхностного и упрощенного толкования тех или иных вопросов темы. Дословное копирование прочитанной литературы не допускается. Однако это не исключает возможности цитирования источников с обязательной в этом случае ссылкой на используемый источник.

Обзор литературы должен раскрывать основные вопросы темы курсовой работы. Обзор литературы может состоять из нескольких подразделов, логически связанных с основной темой исследования.

Студенту настоятельно рекомендуется вести сбор и анализ литературы регулярно, в течение всего семестра. При конспектировании статей следует сразу правильно оформлять ссылки (выписывать название журнала, год, том, номер, интервал страниц, всех авторов с инициалами и название статьи) с тем, чтобы не создавать дополнительных трудностей и спешки на стадии оформления работы.

Перед тем как приступить к написанию литературного обзора, полезно познакомиться с обзорами, публикуемыми в отечественных журналах. Начать нужно с тщательного обдумывания и составления плана обзора. Следует стремиться к тому, чтобы обзор не был формальной сводкой литературных данных и содержал не только их изложение, что часто является недостатком литературных обзоров, но и обсуждение с анализом и индивидуальной критической оценкой с позиций проблематики выполненного студентом исследования, степени новизны и актуальности выполняемой работы.

Реферативная часть должна отражать общую профессиональную эрудицию студента и включать по возможности не только отечественные, но и зарубежные работы.

Использование в качестве основы при написании литературного обзора иностранных монографий и обзоров не освобождает автора от изложения материала на литературном русском языке.

Обзор литературы не должен превышать 1/3 текста дипломной работы.

Материалы и методы

В этом разделе разъясняется выбор объекта исследований, характеризуются особенности использованных методик, отмечаются детали, существенные для обоснования корректности выводов о полученных результатах. Для работ, выполненных экспериментальным методом, указывается схема проведения опытов. В этом разделе также указываются способы статистической обработки и анализа данных.

Для объекта исследований необходимо приводить систематическое положение (в частности и на латыни), экологическую характеристику, пол, для лабораторных животных – линию. Обязательным является указание сроков проведения исследований и забора экспериментального материала.

Раздел, посвященный описанию объектов и методов, включает:

- для работ регионального плана (выполненных на основе полевых исследований или обработке фондовых материалов): историю изученности района, географическую, геологическую и экологическую характеристику района;

- для работ, написанных на основе лабораторных исследований: характеристика объекта исследования, состояние вопроса, обоснование выбора цели и методики исследования;

- для работ, выполненных на основе критического анализа заимствованных материалов (экспертиз, разделов ОВОС проектов, отчетов контролирующих органов, отчетов государственных и негосударственных организаций, лесоустройств и пр.): исчерпывающее описание используемых источников, права на их использование, метода определения достоверности полученной информации, метода критического анализа и решения поставленных в работе задач.

Следует помнить, что если работа была выполнена с помощью хорошо известных и описанных в литературе методов, то следует указать только принцип их действия и дать ссылку на литературный источник, где подробно изложена используемая в квалификационной работе методика. Напротив, в том случае, если в методике сделаны существенные уточнения, замены реактивов и т.п., следует приводить ее описание полностью.

Результаты

Практическая часть курсовой работы должна быть основана на практических исследованиях, статистических данных и, желательно выполнятся на материалах конкретных предприятий (организаций) или основываться на собственном экспериментальном и собранном материале.

Глава «Результаты и их обсуждение» должна содержать новые данные, полученные автором после проведения полевых исследований или лабораторных опытов, или благодаря моделированию, использованию ГИС-технологий, или критического анализа заимствованных документов. В последнем случае автор обязан убедительно доказать весомость собственного вклада в решение поставленной задачи.

Полученные данные желательно свести в таблицы, проиллюстрировать рисунками и графиками. Их обсуждение должно основываться на проведении четкой грани между собственными и литературными данными, носить характер сравнительного анализа и завершаться авторской оценкой новизны и значимости полученных в работе результатов. При этом следует привлекать как сведения, приведенные в литературном обзоре, так и иные литературные данные.

Если приводятся данные, полученные совместно с другими исследователями или предоставленные ими, это должно быть четко отмечено.

Написание главы рекомендуется начинать с экспериментальной части, так как это способствует осмыслению всей совокупности экспериментальных данных и дает ключ к их обсуждению.

Заключение

Раздел «Заключение» должен свидетельствовать об уровне профессиональной подготовки и об умении автора оценивать выбранную методику получения, обработки, анализа и интерпретации материала, способности критического сопоставления собственных результатов и данных, полученных другими авторами, аргументированности и глубины представленных выводов.

В конце раздела подводится итог проведенного исследования. В нем должны содержаться оценка результатов работы, предложения по использованию полученных результатов. Можно указать пути и цели дальнейшей работы или обосновать нецелесообразность ее продолжения.

В заключении по возможности даются прогнозы развития изученных объектов и явлений, рекомендации и предложения, имеющие научно-познавательный или практический интерес.

Выводы

Выводы должны отражать основные результаты исследований и соответствовать поставленным задачам. Выводы не должны быть простой констатацией того, что выполнены те или иные исследования, а должны выразить существо защищаемых результатов с акцентом на их новизну и значимость. Они должны быть сформулированы максимально сжато и конкретно.

Выводы должны быть написаны предельно лаконично и четко и содержать 3 – 5 пунктов (согласно количеству задач). Пояснения и рассуждения в выводах неуместны, все это должно быть в тексте. Выводы отвечают только одному положению: "В результате выполненной работы установлено (получено, подтверждено и т.д.)...".

Выводами являются защищаемые оригинальные положения, изложенные лаконично и ответственно. Выводы нумеруют. Каждое составляющее защищаемых положений должна быть аргументировано и методически безупречно доказано в предыдущих разделах.

Результаты исследований, их обсуждение и сделанные в результате работы выводы должны занимать не менее половины объема курсовой работы.

Список литературы

Библиографический список включает только те литературные источники, которые использованы в работе. Не следует включать в библиографический источник те источники, на которые нет ссылок в тексте, и которые фактически не были использованы. Следует ссылаться только на те статьи и монографии, с которыми автор лично ознакомился. В противном случае приводится ссылка на источник, из которого она взята, например, на реферативный журнал. Следует обратить внимание на единообразие оформления ссылок.

Библиографический список составляется в алфавитном порядке и помещается после выводов в исследовательской работе. Первыми в списке приводятся нормативно-правовые акты, далее следуют источники на русском языке, затем – иностранные.

Список оформляется на отдельной странице и имеет заголовок СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Приложения

Приложение включает дополнительные и вспомогательные материалы, на которые автор не претендует как на свой личный вклад в науку, и которые при помещении в основную часть загромождают работу. Это могут быть:

· промежуточные результаты расчетов;

· инструкции;

· информационно-справочные таблицы;

· таблицы вспомогательных цифровых данных;

· иллюстрации вспомогательного характера;

· программы и результаты решения задач на ЭВМ;

· калибровочные графики;

· карты места исследований;

· копии актов о внедрении, копии протоколов решений и т.д.

Приложение оформляется как продолжение работы. Каждое приложение начинается с новой страницы и имеет заголовок с указанием вверху справа страницы слова «Приложение» и его обозначения (арабскими цифрами).

На приложения должны быть даны ссылки в соответствующих разделах, подразделах или пунктах работы.

Работа может содержать одно или несколько приложений. Если приложений больше десяти, их рекомендуется объединить по видам: промежуточные математические расчеты, результаты исследований и т.д.

3. Правила оформления КУРСОВЫХ работ

Написание и оформление курсовой работы должно проводиться в строгом соответствии с требованиями к оформлению текстовой документации (с соблюдением основных положений Госстандартов). Общими требованиями к работе являются:

· четкость и логическая последовательность изложения материала;

· убедительность аргументации;

· корректность формулировки задач и выводов;

· краткость и точность формулировок, исключающих возможность неоднозначность толкования;

· конкретность изложения результатов работы;

· обоснованность рекомендаций и предложений.

Текст

Текст работы должен быть четким и кратким, не допускающим неоднозначных толкований.

Не разрешается произвольное сокращение слов, замена слов буквенными обозначениями и математическими знаками.

Работа должны быть написана научным языком в строгом, классическом научном стиле и тщательно отредактирована. Следует избегать повторений и логических пропусков, с тем, чтобы она читалась легко и с интересом.

В научной литературе не принято вести изложение от первого лица, поэтому употребление местоимений «я», «мы», «мне» и выражений «по моему мнению» запрещено. Повествование ведется от первого лица множественного числа, так называемый безличный стиль («Мы полагаем», «По нашему мнению», "На наш взгляд") или от имени третьего лица («Автор курсовой (настоящей) работы считает необходимым», «По мнению авторов»).

Исправления в тексте (отдельные слова, формулы, знаки препинания) вносятся чернилами, тушью или пастой черного цвета.

В работе должны отсутствовать:

- двойные пробелы (легко убрать, заменив пустое пространство на один пробел во вкладке замены);

- разрывы строки (заменить на абзацы);

- лишние абзацы;

- полупустые страницы.

Все кавычки должны быть единообразными - или «елочки» или "лапки".

До знаков препинания не должно быть пробелов, зато они должны обязательно присутствовать после знака препинания.

Работа должна иметь мягкий переплет по установленному образцу (типография АГТУ).

Рекомендуемые параметры оформления текстового документа:

Параметры страницы: поле слева – 30 мм, справа – 20 мм, сверху и снизу – 20 мм, переплет – 0, от края до колонтитула (верхнего и нижнего) – 1,25.

Формат абзаца: выравнивание для основного текста – по ширине, для заголовков и подписей иллюстраций – по центру. Отступ для основного текста – 1,25. Междустрочный интервал – полуторный. Отступы справа, слева, до и после абзаца – 0. Выравнивание текста - по ширине

Формат шрифта: шрифт Times New Roman, для основного текста – 14 пт, для заголовков глав – 16 пт, для содержимого таблиц, подписей к иллюстрациям – 12 или 14. Масштаб шрифта – 100%, интервал – обычный, смещение – нет.

Поставьте автоматическую расстановку переносов, переносы в словах из прописных букв запретите.

Наши рекомендации