Структура экологической культуры
Лекция 4. Методика формирования экологической культуры у младших школьников.
План.
1. Понятие «экологическая культура», ее структура и уровни развития.
2. Методика ознакомления младших школьников с законодательством РФ об охране природы.
3. Требования к экологической подготовке младших школьников.
4. Критерии, методы и методика изучения сформированности отношений младших школьников к природе.
Литература
1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. пед. профиля. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 240с.
2. Григорьева Е.В. Методика преподавания естествознания: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности « Педагогика и методика начального образования»/ Е.В. Григорьева. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 253 с.
3. Козина Е.Ф. Методика преподавания естествознания: Учеб. пособ. для высш. пед. учеб. заведений / Козина Е.Ф., Степанян Е.Н. – М.: Академия, 2006. – 496 с.
4. Лободина Н. Экологическое воспитание в начальной школе. М.: Учитель, 2007. – 272с.
1. Одна из важнейших задач современной школы — повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, т.е. воспитание у школьников экологической культуры.
С позиции культурологии экологическая культура(возделывание, воспитание, развитие, почитание) — такое «осознанное отношение к природе у человека, которое обеспечивает сохранение, обогащение окружающей среды и создает благоприятные условия для жизни и совершенствования человека». Действительно, знания о природе, ее взаимосвязях с обществом, способах сохранения, интерес к ее компонентам, нравственно-эстетические чувства по отношению к ней, позитивная разнообразная деятельность по ее охране (в том числе достойное поведение, ее познавательные, санитарно-гигиенические, эстетические мотивы) — все это в разной степени присуще всем человеческим поколениям.
Экологическая культура рассматривается некоторыми учеными как культура единения человека с природой, гармоничного слияния социальных нужд и потребностей людей с нормальным существованием и развитием среды. Л. П. Симонова-Салеева характеризует человека, овладевшего такого рода культурой, как подчиняющего все силы своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботящегося об улучшении окружающей среды, не допускающего ее разрушения и загрязнения. Поэтому в процессе обучения учащиеся долджны овладеть научными знаниями, усвоить моральные ценностные ориентации по отношению к природе, а также выработать практические умения и навыки по сохранению благоприятных условий окружающей среды.
Являясь неотъемлемым компонентом мировоззрения человека, экологическая культура по своей структуре представляет сложное синтетическое образование, все составляющие которого находят отражение в современном образовательном процессе начальной школы. До сих пор не существует единой точки зрения на многообразие структурных компонентов экологической культуры. В частности, Б.Т. Лихачев, рассматривает сущность экологической культуры как «органическое единство экологически развитых сознания, эмоционально-практических состояний и научно обоснованной волевой утилитарно-практической деятельности».
Структура экологической культуры
Компоненты экологической культуры | |||||||
Экологическая образованность, или система экологических знаний и умений | : ! | Экологическое мышление, сознание, убеждения, мировоззрение | Ценностные ориентации (система ценностей), культура чувств, экологические отно- шения | Культура экологически оправданного поведения, природоохранительная деятельность | |||
Экологические знания и умения формируют экологическое сознание.
Экологические убеждения и мировоззрение нередко рассматриваются как
фундаментальная основа экологической культуры.
Система экологических ценностей: человек — органическая часть природы;
уникальность жизни; универсальная ценность природы; согласование потребностей человека с экологическими требованиями. Ценностные ориентации эпохи
глобальной экологической опасности формируют экологические запреты: войны, исключение силовых приемов разрешения противоречий; разрушения обмена между океаном — атмосферой и условий жизни в любом обитаемом участке
биосферы.
Экологическая культура выступает в качестве органической части мировоззрения, которая объединяет духовные основания отношения человека к миру (цели его устремлений, представления о смысле своего существования, принципы деятельности), предполагающие наличие экологического сознания. В работах Г. В. Шейнис, И. В. Кряж и др. экологическое сознание — единство знаний о природе и отношения к ней как к ценности (Н.Н.Вересов). Такой подход позволяет выделить реальность не только знания, но и смыслов — ценностно-смысловой уровень: для того чтобы формируемая у ребенка система понятий стала фактором становления его личностного отношения, она должна включать ценностное содержание предмета. В целом же экологические знания детей формируют осознанный характер отношения к живым существам и дают начало экологическому сознанию.
Экологическую культуру можно рассматривать как показатель уровня экологического сознания человека, новый способ соединения его с природой, примирения с ней на основе более глубокого ее познания. Происходит осознание человеком своего отношения к миру, себя как личности, неотъемлемой части природы, своих поступков, желаний, интересов, направлений самосовершенствования, что составляет суть экологического самосознания, аспекта сознания, входящего в экологическую культуру личности.
Вместе с тем экологическое сознание отражает взаимоотношения человека с действительностью и складывается под влиянием общественного экологического сознания — духовно-практического компонента общественной экологической культуры, имеющего свои особенности для каждой исторической эпохи.
Внешним выражением экологического сознания являются: 1) экологические взгляды — суждения человека, касающиеся отношений с природой, его понимание экологических связей человечества и среды, определенная точка зрения на сущность важнейших явлений действительности;
2) экологические потребности, являющиеся фундаментом для построения системы требований к окружающему;
3) экологические ориентации — направленность человека на определенные ценности, определяющие мотивацию его поведения;
4) их действенное выражение — целеполагание в деятельности.
По мнению Н. М. Мамедова, могут быть обозначены основные группы ценностных установок человека по отношению к природе,которые в отдельные периоды истории человечества доминировали в общественном сознании, но полностью не исключали друг друга:
1) прагматическая, противопоставляющая человека природе, присутствовала в общественном сознании со времен поздней Античности, хотя стала ведущей с Нового времени благодаря идеологии христианства и становлению капиталистической формации. Ее основной постулат: природа — средство для достижения социального благополучия. Преобладание утилитарного отношения к природе до сих пор фиксируется у 43 % дошкольников, у 48 % второклассников, у 62 % учащихся четвертых классов;
2) более древняя — романтизация, анимизация природы. Обе группы характеризуются внешней позицией человека по отношению к природе, обусловливающей преобладание у большинства в отношении с ней антропоцентричности — антропоцентрического экологического сознания,характеризующегося тем, что: а) в системе «природа — человек» последний представляет наивысшую ценность, поэтому все остальное играет вторичную роль, напрямую связанную со значимостью для его жизнедеятельности; б) картина мира иерархична: верхнюю позицию в пирамиде занимает человек, ниже в порядке убывания располагаются вещи, созданные им и для него, объекты природы, место которых в данной иерархии определяется пользой для человека; в) «прагматический императив» выступает как мерило взаимодействия человека с природой, т.е. правильным и допустимым является то, что полезно именно ему или обществу в целом; г) природоохранная деятельность продиктована дальнейшим прагматизмом — необходимостью сохранять природную среду для пользования будущих поколений (С.Д. Дерябо, в.а. ясвин).
Современное же стремление видеть в окружающем ценность культуры, связанное с пониманием коэволюции природы и общества, привело к изменению позиции — снятию противопоставления двух полноправных субъектов — природы и общества, включению человека в сферу ее взаимодействий, рассмотрению природной среды как продолжения культуры. Это и обусловило постепенное изменение антропоцентрического сознания в отношениях «человек — природа» в сторону их экологизации в исконном смысле данного слова — становления эксцентрического экологического сознания:1) гармоничное развитие человека и природы как высшая ценность в системе их отношений: природа изначально рассматривается как самоценность, имеющая право на существование вне зависимости от оценки со стороны приносимой ею пользы (вреда, бесполезности); люди — как члены природного сообщества; 2) отказ от иерархичной картины мира: человек не признается царем природы с правом привилегий только из-за наличия разума; напротив, разумность налагает на него дополнительные обязанности по отношению к окружающей среде, т.е. исчезает противопоставление природного и социального миров; 3) «экологический императив» — своего рода определитель характера взаимоотношений человека с природой: правильным и разрешаемым считается все, что не нарушает существующего в мире экологического равновесия; 4) природоохранная деятельность вызвана необходимостью сохранения природы ради ее самой. Именно отказ от непосредственного наивного антропоцентризма и переход к биосфероцентрической системе взглядов являются одним из ключевых признаков экологической культуры..
С психолого-педагогической точки зрения важнейшее значение имеет определение типа отношений ребенка к природе, поскольку в нем зафиксированы главные характеристики такого рода отношений, дающие ключ к построению наиболее адекватной стратегии педагогической деятельности. В последние годы проведены исследования, в которых рассматриваются определенные аспекты формирования у детей отношения к природе:
1) характер восприятия школьниками природных объектов, возможность их влияния на личность при восприятии как субъектов, динамика субъективного отношения к природе в онтогенезе;
2) формирование ответственного отношения к среде, носящего социальный и одновременно индивидуальный характер (И.Д.Зверев); форма принятия системы ответственной зависимости человека и природы — связывается с
такими качествами школьника, как целеустремленность, собранность, умение мобилизовывать свои возможности, самоконтроль, предвидение ближайших и отдаленных последствий своих действий в природе, критическое отношение к себе и другим;
3) переориентировка процесса экологического образования с начальной негативной позиции на деятельностный (уметь найти способ устранения причины): при построении системы на ознакомлении детей с отрицательным опытом не учитываются эмоциональная восприимчивость, подражательность, непосредственность поведения младших школьников; данная модель не определяет реализацию нравственной нормы (знать — еще не иметь представление о правильных нормах), поэтому многие выпускники начальной школы теряются при просьбе оказать помощь, проявить заботу, внимание к природному объекту, т.е. не совершают негативных поступков, но и не видят необходимости помочь (Н. Ф. Виноградова);
развитие представлений о живой природе у дошкольников в основном в процессе их непосредственного контакта с объектами, через «живое» общение (М.Ю.Попова): формирование гуманно-ценностного отношения к объектам природы как к живым существам, развитию познавательного, эмоционально-действенного компонентов, составляющих основу экологического образования.