Структура экологической культуры

Лекция 4. Методика формирования экологической культуры у младших школьников.

План.

1. Понятие «экологическая культура», ее структура и уровни развития.

2. Методика ознакомления младших школьников с законодательством РФ об охране природы.

3. Требования к экологической подготовке младших школьников.

4. Критерии, методы и методика изучения сформированности отношений младших школьников к природе.

Литература

1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. пед. профиля. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 240с.

2. Григорьева Е.В. Методика преподавания естествознания: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности « Педагогика и методика начального образования»/ Е.В. Григорьева. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 253 с.

3. Козина Е.Ф. Методика преподавания естествознания: Учеб. пособ. для высш. пед. учеб. заведений / Козина Е.Ф., Степанян Е.Н. – М.: Академия, 2006. – 496 с.

4. Лободина Н. Экологическое воспитание в начальной школе. М.: Учитель, 2007. – 272с.

1. Одна из важ­нейших задач современной школы — повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, т.е. вос­питание у школьников экологической культуры.

С позиции культурологии экологическая культура(возделывание, воспитание, развитие, почитание) — такое «осоз­нанное отношение к природе у человека, которое обеспечивает сохранение, обогащение окружающей среды и создает благопри­ятные условия для жизни и совершенствования человека». Действительно, знания о природе, ее взаимосвязях с обществом, способах сохранения, интерес к ее компонентам, нравственно-эстетические чувства по отношению к ней, позитивная разнообразная деятельность по ее охране (в том числе достойное поведение, ее познавательные, санитарно-гигиенические, эстетические мотивы) — все это в разной степе­ни присуще всем человеческим поколениям.

Экологическая культура рассматривается некоторыми учены­ми как культура единения человека с природой, гармоничного слияния социальных нужд и потребностей людей с нормальным существованием и развитием среды. Л. П. Симонова-Салеева ха­рактеризует человека, овладевшего такого рода культурой, как подчиняющего все силы своей деятельности требованиям рацио­нального природопользования, заботящегося об улучшении ок­ружающей среды, не допускающего ее разрушения и загрязнения. Поэтому в процессе обучения учащиеся долджны овладеть научными знаниями, усвоить моральные ценностные ориентации по отношению к природе, а также выработать практические умения и навыки по сохранению благоприятных условий окружающей среды.

Являясь неотъемлемым компонентом мировоззрения человека, экологическая культура по своей структуре представля­ет сложное синтетическое образование, все составляющие кото­рого находят отражение в современном образовательном процес­се начальной школы. До сих пор не существует единой точки зрения на многообразие струк­турных компонентов экологической культуры. В частности, Б.Т. Ли­хачев, рассматривает сущность экологической культуры как «орга­ническое единство экологически развитых сознания, эмоциональ­но-практических состояний и научно обоснованной волевой ути­литарно-практической деятельности».

Структура экологической культуры

    Компоненты экологической культуры      
     
     
   
Экологическая об­разованность, или система экологиче­ских знаний и уме­ний : ! Экологиче­ское мыш­ление, со­знание, убе­ждения, ми­ровоззрение   Ценностные ориен­тации (система ценностей), куль­тура чувств, эко­логические отно- шения   Культура эколо­гически оправдан­ного поведения, природоохрани­тельная деятель­ность  
   
   

Экологические знания и умения формируют экологическое сознание.

Экологические убеждения и мировоззрение нередко рассматриваются как
фундаментальная основа экологической культуры.

Система экологических ценностей: человек — органическая часть природы;
уникальность жизни; универсальная ценность природы; согласование потребно­стей человека с экологическими требованиями. Ценностные ориентации эпохи
глобальной экологической опасности формируют экологические запреты: вой­ны, исключение силовых приемов разрешения противоречий; разрушения обме­на между океаном — атмосферой и условий жизни в любом обитаемом участке
биосферы.

Экологическая культура выступает в качестве орга­нической части мировоззрения, которая объединяет духовные основания отношения человека к миру (цели его устремлений, представления о смысле своего существования, принципы деятельности), предполагающие наличие экологического сознания. В работах Г. В. Шейнис, И. В. Кряж и др. эко­логическое сознание — единство знаний о природе и отношения к ней как к ценности (Н.Н.Вересов). Такой подход позволяет выделить реальность не только знания, но и смыслов — ценност­но-смысловой уровень: для того чтобы формируемая у ребенка система понятий стала фактором становления его личностного отношения, она должна включать ценностное содержание пред­мета. В целом же экологические знания детей формируют осоз­нанный характер отношения к живым существам и дают начало экологическому сознанию.

Экологическую культуру можно рассматривать как показатель уровня экологического сознания человека, новый способ соеди­нения его с природой, примирения с ней на основе более глу­бокого ее познания. Происходит осознание человеком своего от­ношения к миру, себя как личности, неотъемлемой части при­роды, своих поступков, желаний, интересов, направлений са­мосовершенствования, что составляет суть экологического само­сознания, аспекта сознания, входящего в экологическую культу­ру личности.

Вместе с тем экологическое сознание отражает взаимоотно­шения человека с действительностью и складывается под влия­нием общественного экологического сознания — духовно-прак­тического компонента общественной экологической культуры, имеющего свои особенности для каждой исторической эпохи.

Внешним выражением экологического сознания являются: 1) эко­логические взгляды — суждения человека, касающиеся отноше­ний с природой, его понимание экологических связей человече­ства и среды, определенная точка зрения на сущность важней­ших явлений действительности;

2) экологические потребности, являющиеся фундаментом для построения системы требований к окружающему;

3) экологические ориентации — направленность че­ловека на определенные ценности, определяющие мотивацию его поведения;

4) их действенное выражение — целеполагание в дея­тельности.

По мнению Н. М. Мамедова, могут быть обозначены основные группы ценностных установок человека по отношению к природе,которые в отдельные периоды истории человечества доминирова­ли в общественном сознании, но полностью не исключали друг друга:

1) прагматическая, противопоставляющая человека при­роде, присутствовала в общественном сознании со времен поздней Античности, хотя стала ведущей с Нового времени благодаря идео­логии христианства и становлению капиталистической формации. Ее основной постулат: природа — средство для достижения соци­ального благополучия. Преобладание утилитарного отношения к природе до сих пор фиксируется у 43 % дошкольников, у 48 % второклассников, у 62 % учащихся четвертых классов;

2) более древняя — романтизация, анимизация природы. Обе группы ха­рактеризуются внешней позицией человека по отношению к при­роде, обусловливающей преобладание у большинства в отноше­нии с ней антропоцентричности — антропоцентрического эколо­гического сознания,характеризующегося тем, что: а) в системе «природа — человек» последний представляет наивысшую цен­ность, поэтому все остальное играет вторичную роль, напрямую связанную со значимостью для его жизнедеятельности; б) карти­на мира иерархична: верхнюю позицию в пирамиде занимает че­ловек, ниже в порядке убывания располагаются вещи, созданные им и для него, объекты природы, место которых в данной иерар­хии определяется пользой для человека; в) «прагматический им­ператив» выступает как мерило взаимодействия человека с при­родой, т.е. правильным и допустимым является то, что полезно именно ему или обществу в целом; г) природоохранная деятель­ность продиктована дальнейшим прагматизмом — необходимо­стью сохранять природную среду для пользования будущих поко­лений (С.Д. Дерябо, в.а. ясвин).

Современное же стремление видеть в окружающем ценность культуры, связанное с пониманием коэволюции природы и об­щества, привело к изменению позиции — снятию противопос­тавления двух полноправных субъектов — природы и общества, включению человека в сферу ее взаимодействий, рассмотрению природной среды как продолжения культуры. Это и обусловило постепенное изменение антропоцентрического сознания в отно­шениях «человек — природа» в сторону их экологизации в ис­конном смысле данного слова — становления эксцентрического экологического сознания:1) гармоничное развитие человека и при­роды как высшая ценность в системе их отношений: природа изначально рассматривается как самоценность, имеющая право на существование вне зависимости от оценки со стороны при­носимой ею пользы (вреда, бесполезности); люди — как члены природного сообщества; 2) отказ от иерархичной картины мира: человек не признается царем природы с правом привилегий толь­ко из-за наличия разума; напротив, разумность налагает на него дополнительные обязанности по отношению к окружающей сре­де, т.е. исчезает противопоставление природного и социального миров; 3) «экологический императив» — своего рода определи­тель характера взаимоотношений человека с природой: правиль­ным и разрешаемым считается все, что не нарушает существую­щего в мире экологического равновесия; 4) природоохранная деятельность вызвана необходимостью сохранения природы ради ее самой. Именно отказ от непосредственного наивного антро­поцентризма и переход к биосфероцентрической системе взгля­дов являются одним из ключевых признаков экологической куль­туры..

С психолого-педагогической точки зрения важнейшее значе­ние имеет определение типа отношений ребенка к природе, по­скольку в нем зафиксированы главные характеристики такого рода отношений, дающие ключ к построению наиболее адекватной стратегии педагогической деятельности. В последние годы прове­дены исследования, в которых рассматриваются определенные ас­пекты формирования у детей отношения к природе:

1) характер восприятия школьниками природных объектов, воз­можность их влияния на личность при восприятии как субъектов, динамика субъективного отношения к природе в онтогенезе;

2) формирование ответственного отношения к среде, носящего социальный и одновременно индивидуальный характер (И.Д.Зве­рев); форма принятия системы ответственной зависимости человека и природы — связывается с
такими качествами школьника, как целеустремленность, собран­ность, умение мобилизовывать свои возможности, самоконтроль, предвидение ближайших и отдаленных последствий своих действий в природе, критическое отношение к себе и другим;

3) переориентировка процесса экологического образования с начальной негативной позиции на деятельностный (уметь найти способ устранения причины): при построении системы на ознакомлении детей с отрицательным опытом не учитываются эмоциональная восприимчивость, подражательность, непосредственность пове­дения младших школьников; данная модель не определяет реали­зацию нравственной нормы (знать — еще не иметь представление о правильных нормах), поэтому многие выпускники начальной школы теряются при просьбе оказать помощь, проявить заботу, внимание к природному объекту, т.е. не совершают негативных поступков, но и не видят необходимости помочь (Н. Ф. Виноградова);

развитие представлений о живой природе у дошкольников в основном в процессе их непосредственного контакта с объекта­ми, через «живое» общение (М.Ю.Попова): формирование гуманно-ценностного отношения к объектам природы как к живым существам, развитию познава­тельного, эмоционально-действенного компонентов, составляю­щих основу экологического образования.

Наши рекомендации