Критерии оценки знаний и практических навыков студентов
Оценка «отлично», «зачтено»
- систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам дисциплины, а также по основным вопросам, выходящим за пределы учебной программы;
- точное использование научной терминологии систематически грамотное и логически правильное изложение ответа на вопросы;
- безупречное владение инструментарием учебной дисциплины, умение его эффективно использовать в постановке научных и практических задач;
- выраженная способность самостоятельно и творчески решать сложные проблемы и нестандартные ситуации;
- полное и глубокое усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой по дисциплине;
- умение ориентироваться в теориях, концепциях и направлениях дисциплины и давать им критическую оценку, используя научные достижения других дисциплин;
- творческая самостоятельная работа на практических/семинарских/лабораторных занятиях, активное участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий;
- высокий уровень сформированности заявленных в рабочей программе компетенций.
Оценка «хорошо», «зачтено»
- достаточно полные и систематизированные знания по дисциплине;
- умение ориентироваться в основном теориях, концепциях и направлениях дисциплины и давать им критическую оценку;
- использование научной терминологии, лингвистически и логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы;
- владение инструментарием по дисциплине, умение его использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач;
- усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой по дисциплине;
- самостоятельная работа на практических занятиях, участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий;
- средний уровень сформированности заявленных в рабочей программе компетенций.
Оценка «удовлетворительно», «зачтено»:
- достаточный минимальный объем знаний по дисциплине;
- усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой;
- умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по дисциплине и давать им оценку;
- использование научной терминологии, стилистическое и логическое изложение ответа на вопросы, умение делать выводы без существенных ошибок;
- владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать в решении типовых задач;
- умение под руководством преподавателя решать стандартные задачи;
- работа под руководством преподавателя на практических занятиях, допустимый уровень культуры исполнения заданий;
- достаточный минимальный уровень сформированности заявленных в рабочей программе компетенций.
Оценка «неудовлетворительно», «незачтено»:
- фрагментарные знания по дисциплине;
- отказ от ответа (выполнения письменной работы);
- знание отдельных источников, рекомендованных учебной программой по дисциплине;
- неумение использовать научную терминологию;
- наличие грубых ошибок;
- низкий уровень культуры исполнения заданий;
- низкий уровень сформированности заявленных в рабочей программе компетенций.
Приложение 1
Тесты.
Тема 1. Предмет, задачи и методы геологии. История развития геологии как науки.
1) Какая из геологических наук изучает особенности вещественного состава Земли?
(?) палеология
(!) петрография
(?) геохронология
(?) тектоника
2) Какой ученый разработал первую классификацию минералов?
(?) Менделеев
(?) Вернадский
(!) Авиценна
(?) Стено
3) Ученый впервые высказавший мысль о том, что горные породы образуются из горячей расплавленной массы, из которой из которой когда-то состояла Земля?
(!) Лейбниц
(?) Пуанкре
(?) Мохоровичич
(?) Ломоносов
4) Ученый, разработавший палеонтологический методы определения относительного возраста горных пород.
(?) Вернер
(?) Вагнер
(!) Смит
(?) Геттон
Тема 2. Земля во Вселенной. Особенности внутреннего строения планеты.
1) Какие планеты относятся к планетам земной группы?
(?) Сатурн, Меркурий
(!) Венера, Марс
(?) Марс, Уран
(?) Нептун, Плутон
2) Самая крупная геосфера Земли
(?) ядро
(?) литосфера
(!) мантия
(?) астеносфера
3) Как называется граница, разделяющая ядро и мантию?
(!) граница Вихерта-Гутенберга
(?) граница Мохоровичича
(?) граница Голицына
(?) граница Гутенбурга
4) Из чего состоит внутреннее ядро планеты?
(?) силикатного расплава
(?) железо-силикатного сплава
(!) железо-никелевого сплава
(?) железо-сернистого расплава
5) Какие слои выделяются в строении континентальной земной коры?
(?) осадочный и базальтовый
(!) осадочный, базальтовый и гранито-гнейсовый
(?) базальтовый, габбро-серпентинитовый и гранито-гнейсовый
(?) осадочный и гранулито-базальтовый.
Тема 3. Структурные элементы земной коры.
1) Укажите древнюю платформу
(!) Восточно-Европейская
(?) Западно-Европейская
(?) Западно-Сибирская
(?) Сарматская
2) Крупные и пологие погребенные поднятия фундамента, в сотни километров в поперечнике
(?) синеклиза
(?) плита
(!) антеклиза
(?) кратон
3) Системы сейсмически активных прогибов континентальной земной коры, возникших в результате растяжения и уплотнения литосферы.
(!) континентальные рифты
(?) эпиплатформенные орогены
(?) складчатые пояса
(?) авлакогены.
4) Как называются осевые зоны СОХ?
(?) антиклинории
(!) рифтовые долины
(?) глубинные разломы
(?) синклинории.
5) Укажите складчатую систему
(?) Средиземноморско-Гималайская
(?) Восточно-Сибирская
(!) Кавказская
(?) Монголо-Охотская
Тема 4. Минералы
1) Минерал, входящий в шкалу Мооса, имеет твердость 7?
(?) тальк
(?) пирит
(!) кварц
(?) апатит
2) Укажите минералы, образующиеся в результате пегматитового процесса
(?) пирит, халькопирит
(!) мусковит, полевой шпат
(?) галенит, сфалерит
(?) гематит, опал
3) Как называются сростки более менее правильных кристаллов, нарастающих на единое основание?
(!) друза
(?) секреция
(?) опока
(?) монокристалл
4) Укажите минералы, относящиеся к классу сульфидов?
(?) ярозит, халькопирит
(?) киноварь, сильвин
(!) пирит, галенит
(?) молибденит, лабрадорит
5) укажите минералы, относящиеся к классу силикатов?
(?) кварц, кальцит
(!) тальк, мусковит
(?) ортоклаз, барит
(?) оликоклаз, лимонит
Тема 5. Горные породы.
1) Укажите мономинеральную горную породу
(?) глина
(?) гнейс
(!) кварцит
(?) кальцит
2) Как называется особенность строения горной породы, определяемая характером размещения минеральных зерен в горной породе и их ориентировкой?
(?) структура
(!) текстура
(?) полиморфизм
(?) изоморфизм
3) Какова доля кремнезема в составе основных горных пород?
(?) более 65%
(?) 52 – 65%
(!) 45 – 52%
(?) менее 45%
4) Укажите пример органогенной горной породы осадочного происхождения
(?) глина
(?) ангидрит
(?) антрацит
(!) алигофит
Тема 6. Современные тектонические движения
1) Как называются колебательные тектонические движения, связанные с возникновением или исчезновением дополнительной нагрузки на литосферу
(?) пликативные
(!) изостатические
(?) вертикальные
(?) разрывные
2) Как называются обширные территории, сложенные наклонно падающими в одном направлении слоями?
(?) флексуры
(!) моноклинали
(?) дислокации
(?) складчатые области
3) Как называется разрыв с вертикальным или наклоенным сместителем в сторону наклоненного крыла?
(!) сброс
(?) взброс
(?) надвиг
(?) горст
4) В результате какого процесса возникает взброс?
(?) растяжение слоке земной коры
(!) сжатие слоев земной коры
(?) надвига слоев земной коры
(?) раздвига слоев земной коры
5) Поднятый участок земной коры, отделенный сбросами или взбросами от соседних участков земной коры?
(?) грабен
(!) горст
(?) сдвиг
(?) раздвиг
Тема 7. Возраст Земли и геохронологическая шкала.
1) Какой метод используется для определения относительного возраста горных пород
(?) радиологический
(!) литологический
(?) геологический
(?) палинологический
2) В каком году была принята первая геохронологическая шкала?
(?) 1981
(!) 1881
(?) 1859
(?) 1959
3) Как называется самое крупное геохронологическое подразделение?
(?) век
(?) период
(?) эра
(!) эон
4) Укажите эру, предшествующую кайнозойской?
(?) архейская
(?) палеозойская
(!) мезозойская
(?) протерозойская
5) Укажите период, располагающийся после ордовика
(?) кембрий
(!) силур
(?) триас
(?) рифей
Тема 9. Процессы внутренней динамики (эндогенные)
1) В каком регионе мира сосредоточено наибольшее количество действующих вулканов?
(?) Средиземноморско-гималайский пояс.
(!) Тихоокеанское кольцо
(?) Австралия
(?) Урало-Монгольский пояс.
2) Какой вид магмы обладает наименьшей вязкостью?
(?) кислые
(?) щелочные
(!) основные
(?) средние
3) Как называются интрузивные тела, образующиеся на небольшой глубине от земной поверхности и имеющие куполообразную форму?
(?) батолиты
(?) факолиты
(!) лакколиты
(?) лополиты.
4) Тип метаморфизма, возникающий при воздействии высокотемпературных растворов, образующихся путем конденсации водяных паров магмы и несущих с собой различные компоненты
(?) динамометаморфизм
(?) контактовый метаморфизм
(!) гидротермальный метаморфизм.
5) К какому типу относятся самые разрушительные землетрясения?
(?) техногенные
(!) тектонические
(?) экзогенные.
Тема 9. Процессы внутренней динамики (экзогенные)
1) Совокупность процессов сноса продуктов разрушения горных пород с возвышенных участков суши в понижения рельефа.
(?) выветривание
(!) денудация
(?) аккумуляция
2) Один из типов выветривания, наиболее активное протекающий в областях, характеризующихся резкими контрастами температур, особенно суточных.
(!) температурное
(?) морозное
(?) физическое
(?) механическое.
3) Как называются продукты перевевания отложений рек, морей, озер и элювиальных образований.
(?) аллювиальные пески
(!) эоловые пески
(?) делювиальные пески
(?) коллювиальные пески.
4) Какой тип эрозии преобладает на начальной стадии заложения и развития реки?
(?) плоскостная эрозия
(?) боковая эрозия
(!) донная эрозия
5) Узкие длинные гряди, или валы, вытянутые в направлении движения ледника, сложенные хорошо промытыми слоистыми разнозернистыми песками, гравием и галькой.
(?) камы
(!) озы
(?) друмлины
(?) ледниковые валы.
Приложение 2.
Вопросы для самоконтроля
Тема 1. Предмет, задачи и методы геологии. История развития геологии как науки.
1). Назовите основные задачи геологии.
2) С какими естественными науками связана геология?
3) Назовите основные методы геологических исследований.
4) Укажите основные этапы развития геологии.
Тема 2. Земля во Вселенной. Особенности внутреннего строения планеты.
1) Значение материалов, получаемых из космоса о составе, строении Земли и планет.
2) Что такое метеориты? Какова их роль в изучении химического состава Земли?
3) Из чего состоят каменные метеориты?
4) Что такое астероиды и кометы?
5) Почему все планеты Солнечной системы разделены на две группы: планеты земной группы и планеты-гиганты?
6) Приведите основные гипотезы происхождения Земли.
7) Дайте краткую характеристику континентальной земной коры (особенности строения, происхождения, возраста).
8) Дайте краткую характеристику океанической земной коры (особенности строения, происхождения, возраста).
9) Дайте краткую характеристику мантии и ядра Земли.
10) Что такое литосфера?
11) Что такое геотермический градиент и геотермическая ступень? Перечислите главные источники тепловой энергии.
Тема 3. Структурные элементы земной коры.
1) Назовите основные структурные элементы континентальной земной коры.
2) Платформы – особенности строения и основные этапы образования.
3) Подвижные пояса – особенности строения и основные этапы эволюции.
4) Кристаллические щиты, антеклизы, синеклизы.
5) Назовите основные структурные элементы океанической земной коры.
6) Срединно Океанические Хребты (СОХ) – особенности строения и геологические процессы, протекающие в пределах СОХ.
Тема 4. Минералы
1) Назовите виды минеральных соединений и укажите их значение.
2) Расскажите о кристаллических и аморфных свойствах вещества.
3) расскажите о структурных связях кристаллических веществ.
4) Что вы знаете о кристаллической решетке? Назовите основные типы структурных связей у породообразующих минералов.
5) Назовите основные физические свойства минералов.
6) Назовите основные морфологические формы залегания минеральных агрегатов.
7) Что такое полиморфизм и изоморфизм?
8) Назовите основные классы минералов.
Тема 5. Горные породы.
1) Расскажите о роли горных пород в жизни человека, народном хозяйстве, почвообразовании.
2) Что такое структура, текстура, прочность пород.
3) Что такое диагенез и эпигенез?
4) Охарактеризуйте магматические горные породы – форма залегания, минеральный состав, условия образования.
5) Охарактеризуйте метаморфические горные породы – форма залегания, минеральный состав, условия образования.
6) Охарактеризуйте осадочные горные породы – форма залегания, минеральный состав, условия образования.
7) Дайте определение понятию «горная порода».
Тема 6. Современные тектонические движения
1) Что такое медленные тектонические движения?
2) Что такое вертикальные колебательные движения? Горизонтальные тектонические движения?
3) Что такое быстрые тектонические движения?
4) Что такое пликативные дислокации?
5) Складка. Основные элементы складки, основные виды складок.
6) Что такое дизъюнктивные дислокации?
7) Основные виды разрывных нарушений.
8) Глубинные разломы.
Тема 7. Возраст Земли и геохронологическая шкала.
1) Что такое абсолютная геохронология?
2) Что такое относительная геохронология?
3) Основные методы, используемые для определения абсолютного возраста горных пород.
4) Основные методы, используемые для определения относительного возраста горных пород.
5) Что такое геохронологическая шкала?
6) Основные структурные подразделения геохронологической шкалы?
7) Какие принципы лежат в основе выделения таких структурных подразделений геохронологической шкалы как эоны, эры и периоды?
8) Назовите возраст Земли.
Тема 8. Процессы внутренней динамики (эндогенные).
1) Какова сущность магматизма?
2) Основные виды магматизма.
3) Расскажите об основных факторах метаморфизма.
4) Геостатическое и направленное давление. Их роль в процессах метаморфизма.
5) Расскажите о контактовом метаморфизме.
6) Расскажите о региональном метаморфизме.
7) Где распространены землетрясения?
8) Расскажите о механизме возникновения землетрясений.
Тема 9. Процессы внешней динамики (экзогенные).
1) Что такое экзогенные процессы? Назовите основные виды экзогенных процессов.
2) Расскажите о механическом выветривании.
3) Расскажите о химическом выветривании.
4) Что такое кора выветривания?
5) Дайте характеристику основным видам континентальных отложений (коллювий, делювий, пролювий, аллювий, морена).
6) Расскажите о геологической работе ветра
7) Расскажите о геологической работе поверхностных текучих вод
8) Расскажите о геологической работе ледника
9) Расскажите о гравитационных процессах.
Приложение 3
Тематика рефератов
1. Земля во Вселенной.
2. Основные космогонические гипотезы происхождения Земли.
3. Солнечная система.
4. Классификация минералов.
5. Основные породообразующие и рудные минералы. Класс самородные элементы.
6. Основные породообразующие и рудные минералы. Класс сульфиды.
7. Основные породообразующие и рудные минералы. Класс сульфаты.
8. Основные породообразующие и рудные минералы. Класс галоиды.
9. Основные породообразующие и рудные минералы. Класс окислы.
10. Основные породообразующие и рудные минералы. Класс гидроокислы.
11. Основные породообразующие и рудные минералы. Класс силикаты.
12. Основные породообразующие и рудные минералы. Класс карбонаты.
13. Основные породообразующие и рудные минералы. Класс фосфаты.
14. Основные типы магматических горных пород.
15. Осадочные горные породы обломочного происхождения.
16. Осадочные горные породы хемогенного происхождения.
17. Осадочные горные породы биогенного происхождения.
18. Наиболее распространенные метаморфические горные породы.
19. Минералы и горные породы и их роль в народном хозяйстве.
20. Основные формы залегания горных пород.
21. геологические процессы в мерзлой зоне литосферы.
22. Озера и болота и их геологическая роль.
23. Колебательные движения и неотектоника.
24. Основные этапы развития геологии.
25. Геологическая деятельность человека и проблемы экологии.
26. Геология переходных зон «континент – океан»
27. Общие сведения о геологических картах и разрезах.
28. Принципы построение геологических разрезов.
29. Закономерности развития земной коры.
30. Возраст Земли.
Приложение 4