Специальные предписания, регулирующие окружающей среды
Общегосударственный уровень. Конституция РФ в ч. 1 ст. 9 провозглашает: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». Данная норма содержит оценку природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов и указывает на два вида отношения к природным ресурсам — их использование и охрану. Конституционная оценка имеет абсолютный характер, юридически объявляя землю, воду, воздух, равно как и леса, животный мир, недра тем, без чего невозможна человеческая жизнь, т. е. необходимым, неотъемлемым условием поддержания жизни, объектом деятельности человека и средством обеспечения его потребностей. Адресатом данной нормы являются народы, проживающие на территории РФ - суверенного государства. Поэтому использование и охрана природных ресурсов - неотъемлемое право и обязанность Российской Федерации. Именно эта норма самым непосредственным образом обосновывает экологическую функцию государства.
Часть 2 этой же статьи устанавливает, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Эта норма имеет чрезвычайное, специфически конституционное значение, поскольку впервые с 1917 г. признает существование различных форм собственности, восстанавливает право частной собственности на землю и в определенном объеме —на другие природные ресурсы. При этом специальное экологическое законодательство последовательно решает вопрос о формах собственности в пользу установления государственной собственности на подавляющее большинство природных объектов (водные, лесной фонд, недра, животный мир), оставляя «на долю» частной и муниципальной собственности только обособленные объекты (их участки) и (или) предоставляя возможность на определенных условиях пользоваться ими. Такая политика не отличается принципиально от принятой в зарубежных странах, где, например, водные объекты, как правило, также являются государственной собственностью.
В целом значение положений ст. 9 усиливается тем, что она помещена в главу 1 «Основы конституционного строя». Тем самым статус природных ресурсов и формы собственности на них отнесены к важнейшим составляющим функционирования общества и государства.
Статья 36 Конституции определяет: «1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими
природными ресурсами осуществляются их собственниками свобод
но, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает
прав и законных интересов иных лиц.
3. Условия и порядок пользования землей определяются на ос
нове Федерального закона».
Эта статья во многом дополняет ч. 2 ст. 9. Она подчеркивает важнейшую сторону права собственности на природные ресурсы — его связь с основными правами и свободами человека и гражданина. Тем самым она создает основание для целого ряда юридически значимых действий и их последствий - вплоть до обращения в национальные и международные судебные инстанции для защиты данного права.
Иногда обращают внимание на то, что возникает определенная коллизия правовых норм: в ч. 1 ст. 36 и ч. 2 ст. 9 как объект права частной собственности упоминается только земля. Одновременно в ч. 2 ст. 36 говорится о трех полномочиях права собственности, т. е. о владении, пользовании и распоряжении в отношении всех природных ресурсов. Отсюда споры о том, равнозначно ли указание на эти три правомочия признанию права собственности на природные ресурсы или их совокупность не означает наличия права собственности как такового. Связан этот спор со стремлением специалистов в области гражданского права переосмыслить содержание и роль института права собственности (Е. А. Суханов). В действительности смысл данной формулировки с эколого-правовой точки зрения состоит в определении крайне важных конституционных ограничений права собственника на природные ресурсы, что относится и к государству в лице управомоченных его органов, осуществляющих от имени народа РФ владение, пользование и распоряжение природными ресурсами, и к гражданам, их объединениям и к другим субъектам права собственности. Эти ограничения при принципиальном установлении свободы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами состоят из двух групп: 1) запрещается нанесение вреда окружающей среде и 2) запрещается нанесение вреда правам и законным интересам иных лиц. Вторая группа ограничений более известна в российском законодательстве. Первая вво-
дится на таком высоком — конституционном — уровне впервые, хотя, конечно, нормы специального экологического законодательства вплоть до ведомственного устанавливали их, предусматривая ответственность за нарушение правил пользования, например, земельными участками, приведшее к эрозии почв, запрещая совершение сделок с природными ресурсами и пр. Действующая Конституция РФ придает новый статус этим ограничениям, отражая возросшее значение экологических ценностей и охраны окружающей среды.