Повышение квалификации и переподготовка кадров, работающих в системе экологического образования и воспитания

Задачи повышения квалификации и переподготовки кадров, работающих в системе экологического образования и воспитания:

совершенствование комплекса педагогических условий для овладения слушателями теоретическими и методическими основами проблемы формирования экологической культуры – важной составной частью общей экологической подготовки;

формирование профессиональных ценностей, развитие профессиональных способностей, необходимых для реализации Концепции;

развитие мотивов, потребностей, связанных с заинтересованностью в достижении более высоких результатов своей работы, в росте своего профессионального мастерства.

Решаются через:

повышение квалификации преподавателей и специалистов по актуальным вопросам экологического образования и воспитания;

развитие междисциплинарного комплексного подхода при создании образовательных программ в области формирования экологической культуры населения;

подготовку слушателей к использованию инновационных методов обучения по реализации основных положений Концепции;

формирование системы методических умений, навыков и компетенций, обеспечивающих высокий уровень практической деятельности слушателей по реализации основных положений Концепции;

развитие творческих и профессиональных способностей слушателей.

При составлении конкретных образовательных программ необходимо учитывать федеральный государственный образовательный стандарт, а также положения настоящей Концепции. При этом в учебных материалах необходимо акцентировать внимание не только на воздействие окружающей среды, но и на социально-экономические последствия такого воздействия, на взаимосвязь местных, региональных, национальных и глобальных экологических проблем.

Образовательные программы курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки должны включать:

традиционные формы работы – лекции, семинары;

активные методы обучения, ориентированные на конкретные процессы и нахождение решений, адаптированных к потребностям обучающихся, интерактивные, тренинговые формы работы – дискуссии, деловые и ролевые игры, работа в малых группах, мозговые штурмы, проектирование, моделирование, создание «карт знаний», методы ценностного выбора и др.;

полевые практики, экскурсии (посещение промышленных, административных, консалтинговых, научных, исследовательских, образовательных, общественных организаций и предприятий).

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка должны включать:

обеспечение более глубокого осознания и понимания вопросов, относящихся к экологической культуре, в областях формального и неформального образования;

распространение сведений о новаторском опыте;

расширение доступа к информации по состоянию окружающей среды в регионе;

совершенствование средств электронного обучения;

оказание поддержки учреждениям, активно занимающихся вопросами формирования экологической культуры населения;

усиление внимания на отношениях между экологическими системами;

ознакомление с экономическими структурами и динамикой развития региона;

освоение методов, инструментов, с помощью которых преподаватели могут добиваться положительных изменений в формировании экологической культуры;

интеграцию различных учебных дисциплин (математика, естествознание, техника, искусство и т.д.), интеграцию традиционных и инновационных ("Экологическое образование в средней школе", "Охрана окружающей среды и рациональное природопользование", "Экологический контроль и управление", "Экологический менеджмент" и т.д.) программ обучения;

методику обучения через обсуждение и диалог, выявление и согласование разнообразных интересов, разностороннюю оценку спорных тем и принятие сложных решений;

использование инновационных образовательных технологий.

Мероприятия:

1.9.1. Разработка местного стандарта на квалификацию педагога-эколога на основе государственного образовательного стандарта;

1.9.2. Разработка конкретных образовательных программа и курсов (включающих учебные и учебно-методические издания, наглядные пособия, примеры передового опыта, электронные, аудио- и видеосредства), способствующих формированию экологической культуры в образовательных учреждениях;

1.9.3. Разработка и издание учебно-методического комплекса для преподавания междисциплинарного учебного курса «Экология родного края» в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов. Именно этот специализированный междисциплинарный курс призван дать полное системное и систематизированное освещение основ экологии Челябинской области и обеспечить формирование экологической культуры у каждого выпускника школы;

1.9.4. Подготовка и распространение средств наглядной агитации и информационной поддержки экологического образования в учреждениях общего, среднего, дополнительного и высшего образования;

1.9.5. Совершенствование профессионального мастерства специалистов в области экологии путем организации мастер-классов.

Наши рекомендации