Агроландшафтная (территориальная) экосистема – базовый таксономический ареал для проектирования ландшафтных систем земледелия
Продуктивность земледелия зависит от квалифицированного управления на полях питательным, водным, тепловым, световым и другими режимами. От них же зависит сохранение черноземов, (в том числе защита почв от эрозии), сокращение ущерба от засухи, сохранность рек и водоемов и, в конечном счете - состояние агросреды и природных агроресурсов в целом.
Однако успешно управлять названными режимами результативнее не в целом по всей территории сельхозпредприятия, а локально, дифференцированно. Дело в том, что эти режимы разные на отдельных частях территории, что зависит от разнообразия рельефа, почв и т.д. Вот почему при формировании устойчивых систем земледелия на экологическом уровне надо на территории предприятия выделять относительно обособленные «ландшафтные экосистемы» (по типам агроландшафтов), в рамках которых будут дифференцированно решаться вопросы управления водным, питательным и тепловым режимами, прежде всего методами ландшафтной.
Напомним некоторые понятия по теме:
Экосистема = биотоп + биоценоз, где под биотопом понимается относительно однородное по абиотическим факторам среды пространство (местообитание), занятое биоценозом. Применительно к агроландшафтоведению это относительно обособленный ландшафтный участок (массив) с совокупностью разных компонентов. Биоценоз – системная совокупность средостабилизирующих компонентов, характеризующаяся балансом между ними и адаптированная к условиям биотопа (ландшафтного участка).
Агроландшафт – земельный массив, состоящий из комплекса взаимосвязанных природных компонентов, элементов системы земледелия и организации территории, с относительно автономной совокупностью водного, теплового и других режимов, с признаками общей (единой) экологической системы (экосистемы).
В понятии «агроландшафтная экосистема»присутствуют функциональные связи между компонентами ландшафта, причем связи как между живыми так и неживыми компонентами.
«Агроэкосистема» пока еще слабо используется как категория познания, как инструмент научного исследования и проектирования, а также и для восприятия окружающей агросреды в целом.
Категория «агроэкосистема» должна занять надлежащее место как в методологии научного познания, так и при проектировании ландшафтов и земледелия наряду с такими категориями, как «технология», «интенсификация», «плодосмен», «поле», «рентабельность» и т.д.
При изучении того или другого явления или процесса, а также при проектировании, приступая к работе, прежде всего следует выстроить, описать соответствующую экологическую систему, в рамках которой осуществляется научный поиск, или изыскивается оптимальное проектное решение.
Исследователь должен руководствоваться правилом:взялся за изучение вопроса, опиши вначале исходную экосистему исследуемого явления.Это необходимо для того, чтобы показать всю совокупность компонентов, составляющих процесс, показать связи предмета исследования со всеми факторами агросреды. В этом-то и заключается экосистемный подход в исследовании. Такой подход, кроме того, дает возможность лучше видеть, какие экологические компоненты (факторы) научный работник исследовал достаточно глубоко, а какие нуждаются в дальнейшем изучении.
В понятие «ландшафтной экосистемы» входят цельные объекты (поле, лес, луг и т.д.), а также совокупности отдельных объектов (звенья), представляющих элементарные экосистемы («дорога-лесополоса», «луг-поле» и т.д.). Другими словами, экосистема такого уровня предполагает большое разнообразие природных и антропогенных компонентов, органически взаимосвязанных между собой, где имеют место относительно самостоятельные круговороты и обмен веществом и энергией, обеспечивающие саморегулирующуюся ландшафтную экологическую систему (экосистему).
На практике такими, относительно обособленными и самостоятельными ландшафтными экосистемами, являются земельные массивы, балочно-полевые водосборы, ограниченные водораздельными линиями, где в рамках территориальных единиц (поландшафтно) решаются вопросы организации системы земледелия (водного, питательного, теплового и др. режимов).
Лекция №5.