Экологическая стандартизация
Стандартизация в природопользовании предусматривает разработку и внедрение в производство научно обоснованных, обязательных для выполнения технических требований и норм (стандартов), регламентирующих деятельность человека по отношению к окружающей природной среде.
Под стандартом качества окружающей среды понимается установление компетентными органами государства научно обоснованных предельно допустимых норм состояния окружающей среды, превышение которых создает угрозу для человечества и окружающей среды. Их устанавливает Госкомстандарт совместно с Министерством здравоохранения и Министерством природных ресурсов РФ.
Требования к охране окружающей среды регламентируются в общетехнических стандартах, стандартах на группу однородной продукции и стандартах на конкретные виды продукции.
В общетехнических стандартах отражены требования государства по рациональному использованию природных объектов и обеспечению таких параметров деятельности, при которых исключалось бы или сводилось к минимуму негативное воздействие человеческой деятельности на природу. При внедрении в производство научно-технических новинок действующие стандарты пересматриваются и разрабатываются новые.
Закон РФ О стандартизации вменяет в обязанность компетентным органам по стандартизации ежегодно составлять программу по разработке новых и пересмотру действующих стандартов в области охраны природы.
Программа состоит из комплекса стандартов по:
защите атмосферы (атмосфера);
охране и рациональному использованию вод (гидросфера);
рациональному использованию биологических ресурсов (биосфера);
охране и рациональному использованию почв (почвы);
использованию земли (земли);
охране флоры (флора) и фауны (фауна);
охране и рациональному использованию недр (недра);
природопользованию и охране ландшафтов (ландшафт);
утилизации промышленных и бытовых отходов (отходы) и др.
Разработаны основные положения в области охраны природы, установления ПДК вредных веществ и их выбросов, правил по охране вод при бурении морских скважин, мер по охране недр, защите атмосферы, охране флоры и фауны, разработке технических средств мониторинга и т. д.
42. Экологическое сертифицирование
Это форма осуществления подтверждения соответствия объектов требований технических регламентов и стандартов. Выделяют два вида сертификаций:
1. Обязательная сертификация устанавливается ФЗ «О защите прав потребителей», ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ФЗ «О государственном регулировании земель сельхоз назначения». Осуществляется в форме непосредственной сертификации или в форме непосредственной декларации о соответствии. Обязательная сертификация осуществляется органом аккредитованном в порядке установленном правительством РФ, срок действия сертификата определяется соответствующим техническим регламентом. Сертификаты подлежат включению в единый реестр сертификатов.
2. Добровольное подтверждение соответствия. Объектами добровольного подтверждения является продукция, процессы производства и тд. Система добровольной сертификации может быть создана ЮЛ или ИП. Лицо или лица создавшие систему добровольной сертификации устанавливают перечень объектов и характеристики на соответствие которым проводится проверка
Экологическое аудирование
Под экологическим аудитом понимается проверка и оценка состояния деятельности ЮЛ и предпринимателей по обеспечению рационального природопользования. Правовой основой является ФЗ «Об аудиторской деятельности». Аудиторская деятельность проводится в отношении:
· Приватизируемых предприятий и банкротстве ЮЛ
· Проведение экологического страхования в целях определения ставки или размера страховых платежей и возмещений
· Кредитовании ЮЛ и предпринимателей госбанками
· Оценка деятельности по ликвидации экологических последствий и аварий и стихийных бедствий
· Принятие решений о продлении экологических лицензий
· Исполнений международных обязательств
По виду экологический аудит можно подразделить на обязательный и инициативный (добровольный).
Инициативный экологический аудит проводится на добровольной основе по решению руководства хозяйствующего субъекта.
Обязательныйэкологический аудит проводится по решению и поручению государственных органов (суд, арбитраж, природоохранные органы) в соответствии с действующим законодательством, при осуществлении деятельности, затрагивающий интересы экологической безопасности, при лицензировании видов деятельности в области охраны окружающей среды и в других случаях.
Кроме того, обязательный экологический аудит в установленном порядке может проводиться при реализации международных обязательств, например, конвенций и соглашений, для учета экологического фактора при действующей программе приватизации и реструктуризации государственных и муниципальных предприятий, при реализации процедуры банкротств хозяйствующих субъектов, экологической санации производства, при проведения обязательного экологического страхования, при подготовке инвестиционных проектов и программ в том случае, когда это предусмотрено условиями инвестирования, а также при обосновании и реализации экологических программ различного уровня.
Следует учитывать, что обязательное экологическое аудирование может осуществляться по решению органов государственной власти для видов деятельности, оказывающих существенное воздействие на состояние экологической обстановки различных объектов, территорий и здоровье населения.
В зависимости от исполнителя экоаудита общепризнанны следующие виды экоаудита:
внутренний (аудит «первой стороны»): проводится специалистами из состава персонала проверяемой организации или иной организации от ее имени; экоаудиторское заключение имеет юридическую значимость только в рамках проверяемой организации;
внешний:
· аудит «второй стороны», проводимый сторонами, заинтересованными в деятельности аудируемой организации предприятия (например: органом управления корпоративного объединения в отношении организации, входящей в корпоративное объединение; органом административного управления юридического лица в отношении его филиала); экоаудиторское заключение имеет юридическую значимость в рамках корпоративного объединения;
· аудит «третьей стороны», проводимый независимой экоаудиторской организацией или индивидуальным аудитором-экологом; экоаудиторское заключение имеет юридическую значимость во взаимоотношениях проверяемой организации с заинтересованными сторонами, включая природоохранные органы, судебные органы, граждан и их объединения, инвесторами, страховщиками и т.д.;
комплексный: всех видов основной производственной деятельности и Деятельности по жизнеобеспечению аудируемой организации;
совместный: проводится одновременно несколькими независимыми экоаудиторскими организациями или индивидуальными аудиторами-экологами;
плановый (внеплановый).
Экологическое страхование
Экологическое страхование - новая правовая мера охраны окружающей среды. Оно является разновидностью страхования, регулируемого Законом РФ от 27 ноября 1992 г. "Об организации страхового дела в Российской Федерации". Некоторые общие требования об экологическом страховании установлены Федеральным законом "Об охране окружающей среды" (ст. 18).
Экологическое страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических лиц и организаций на случай экологических рисков за счет средств специальных страховых фондов.
Объектами экологического страхования могут быть не противоречащие законодательству РФ имущественные интересы:
- связанные с жизнью, здоровьем страхователя или застрахованного лица (личное страхование);
- связанные с владением, пользованием, распоряжением природными ресурсами и иным имуществом (имущественное страхование);
- связанные с возмещением страхователем причиненного им вреда личности или имуществу физического лица, а также вреда, причиненного юридическому лицу (страхование ответственности)
В Российской Федерации может осуществляться обязательное государственное экологическое страхование. Такое страхование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Так, в соответствии с Федеральным законом "Об использовании атомной энергии" определенный круг лиц подлежит обязательному бесплатному страхованию личности от риска радиационного воздействия за счет средств собственников или владельцев (пользователей) объектов использования атомной энергии (ст. 18). В этот круг входят работники ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, командированные на указанные объекты, а также граждане, проживающие, осуществляющие трудовую деятельность или проходящие военную службу в пределах зоны наблюдения ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения. По Закону гражданам России обеспечивается право заключения договора добровольного страхования личности и имущества от риска радиационного воздействия. Выплаты страховых сумм по этому виду страхования должны производиться независимо от выплат сумм по государственному социальному страхованию и социальному обеспечению.
Страхователями являются предприятия любой формы собственности, являющиеся юридическими лицами, расположенные на территории России, а также за ее пределами, но имеющие производственные мощности на территории России.
Объектом экологического страхования является риск гражданской ответственности, выражающийся в предъявлении страхователю имущественных претензий физическими или юридическими лицами в соответствии с нормами гражданского законодательства о возмещении ущерба за загрязнение земельных угодий, водной среды или воздушного бассейна на территории действия конкретного договора страхования.
Страховым событием (случаем) служит внезапное, непреднамеренное нанесение ущерба окружающей среде в результате аварий, приведших к неожиданному выбросу загрязняющих веществ в окружающую среду