Глоссарий 20 страница
Под тяжкими последствиями понимаются срыв мероприятий по обеспечению постоянной боевой готовности части, подразделения, корабля; гибель людей; вывод из строя боевой техники; причинение значительного материального ущерба воинской части и т. п.
Часть 3 статьи 367 УК предусматривает ответственность за совершение деяний, указанных в части первой или второй статьи, в военное время или боевой обстановке.
Часть 4 статьи 367 УК определяет ответственность за неисполнение приказа вследствие небрежного или недобросовестного отношения к службе, повлекшего тяжкие последствия.
Из диспозиции части 4 статьи 367 УК следует, что неисполнение подчиненным приказа начальника совершается здесь только по неосторожной в силу преступной небрежности либо преступного легкомыслия.
Виновный не предвидит, что вследствие его небрежного отношения к службе не исполняется приказ начальника (командира), т.е. не совершаются действия, предписанные приказом, в результате чего наступают тяжкие последствия, однако он при необходимой внимательности и предусмотрительности должен и мог все это предвидеть. Либо виновный предвидел возможность наступления тяжких последствий недобросовестного отношения к службе, но без достаточных к тому оснований легкомысленно рассчитывал на их предотвращение.
По конструкции состав преступления, предусмотренного статьей 367 УК, материальный. Преступление считается оконченным в момент причинения существенного вреда или наступления тяжких последствий.
Часть 5 ст. 367 УК определяет ответственность за совершение деяния, предусмотренного частью четвертой настоящей статьи, в военное время или в боевой обстановке.
Преступления, направленные против порядка прохождения военной службы.
Порядок прохождения военной службы в вооруженных силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан строго регламентируется. Каждый военнослужащий обязан нести службу в течение установленного законом срока и безотлучно находиться в расположены части, гарнизона или иного места службы.
Этот порядок основан на Законе Республики Казахстан «О всеобщей воинской обязанности и военной службе», 06-щевоинских Уставах Вооруженных Сил Республики Казахстан, приказах Министерства обороны РК. Он является непосредственным объектом преступлений
Самовольное оставление части или места службы (ст. 372 УК)
Объективная сторона этого преступления изложена в диспозиции части 1 статьи 372 УК, где сказано: «Самовольное оставление части или места службы, а равно неявка в срок без уважительных причин на службу при увольнении из части, при назначении, переводе, из командировки, отпуска или лечебного учреждения продолжительностью свыше двух суток, но не более десяти суток совершенные военнослужащим, проходящим военную службу по призыву...».
Самовольное оставление части или места службы означает выбытие военнослужащего из воинской части или места службы без разрешения на то соответствующего командира (начальника). Воинская часть, которую оставляет незаконно военнослужащий, может располагаться на определенной территории или иных помещениях, находиться в лагерях или походах. Место службы определяется местом фактического выполнения военнослужащим обязанностей военной службы. Неявка в срок на службу имеет место в случаях, когда военнослужащий при увольнении из части, при назначении, переводе, возвращении из командировки, отпуска или лечебного учреждения не является в установленный срок в часть без уважительных причин.
Уважительными причинами неявки обычно признаются болезнь военнослужащего или его близких родственников, стихийное бедствие или событие, характеризующееся крайней необходимостью, препятствующие своевременной явке в часть или к месту службы.
Состав данного преступления формальный. Преступление считается оконченным, если виновный незаконно находился вне части или места службы, а равно не явился в часть в срок свыше двух суток, но не более десяти суток.
Субъективная сторона оставления части или места службы характеризуется прямым умыслом. Неявка в срок на службу может быть совершена как умышленно, так и неосторожно.
Субъект преступления - военнослужащий, проходящий военную службу по призыву.
Квалифицированный вид данного преступления (часть 2 статьи 372 УК) имеет место в случае совершения деяния, предусмотренного частью 1 настоящей статьи военнослужащим, отбывающим наказание в дисциплинарной воинской части.
Часть 3 статьи 372 УК предусматривает ответственность за самовольное оставление части или места службы, а равно неявку в срок без уважительных причин на службу продолжительностью свыше десяти суток, но не более одного месяца, совершенные военнослужащим, проходящим воинскую службу по призыву или по контракту.
Отличие данного состава преступления от деяния, предусмотренного первой частью этой нормы, состоит в различных сроках отсутствия военнослужащего в части. Кроме того, субъектом преступного деяния по части 3 статьи 372 УК может быть военнослужащий, проходящий службу не только по призыву, но и по контракту.
Часть 4 статьи 372 УК устанавливает ответственность за деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, если самовольное отсутствие продолжалось свыше одного месяца, а равно за эти же деяния, совершенные военнослужащим, отбывающим наказание в дисциплинарной воинской части, если самовольное отсутствие продолжалось свыше десяти суток.
часть 5 статьи 372 УК определяет ответственность за деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в военное время, если
самовольное отсутствие продолжалось свыше одних суток.
Часть 6 статьи 372 УК устанавливает ответственность за самовольное оставление части или места службы в боевой обстановке, независимо от продолжительности.
Самовольное оставление части или места службы, а равно неявка в срок без уважительных причин на службу во всех случаях исключает цель уклонения от прохождения военной службы и тем самым отличается от дезертирства.
Статья 372 УК имеет примечание, согласно которому военнослужащий, совершивший деяния, предусмотренные частями первой или третьей настоящей статьи, может быть освобожден от уголовной ответственности, если самовольное оставление части явилось следствием стечения тяжелых обстоятельств и если он добровольно явился для дальнейшего прохождения военной службы. Такими обстоятельствами могут быть признаны: внезапное тяжкое заболевание родителей или других близких военнослужащему лиц, требующее от него срочно прибыть к месту нахождения больного, оказание незамедлительной помощи близким родственникам, пострадавшим от стихийного бедствия, пожара и т.п.
2. Преступления, посягающие на порядок несения специальных служб. Нарушение правил несения боевого дежурства (ст. 375 УК)
Суть этого преступления состоит в нарушении правил несения боевого дежурства (боевой службы) по своевременному обнаружению и отражению внезапного нападения на Республику Казахстан либо по обеспечению ее безопасности, если это деяние повлекло или могло повлечь причинение вреда интересам безопасности государства (часть 1 статьи 375 УК).
Непосредственный объект преступления - порядок несения боевого дежурства (боевой службы), определенный
Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Республики Казахстан, другими нормативными актами командования и обеспечивающий неприкосновенность сухопутного, морского и воздушного пространства Республики Казахстан. Боевое дежурство (боевая служба) является выполнение боевой задачи. Оно осуществляется дежурными силами и средствами, назначенными от воинских частей и подразделений видов вооруженных сил и родов войск. В состав дежурных сил и средств входят боевые расчеты, экипажи кораблей и летательных аппаратов, дежурные смены пунктов управления, сил и средств боевого обеспечения и обслуживания.
Объективная сторона преступления состоит в любом нарушении правил несения боевого дежурства по охране неприкосновенности сухопутного, морского и воздушного пространства либо по предотвращению внезапного нападения на Республику Казахстан. Нарушение может выразиться в самовольном оставлении боевого поста, в прекращении наблюдения за появившейся целью, в оставлении без внимания включенной радиотехнической и иной аппаратуры, обеспечивающей выполнение боевого задания, в невыполнении подаваемых команд, в распитии во время дежурства спиртных напитков и т.п. В каждом конкретном случае необходимо установить, какие именно правила нарушены. Состав преступления, сформулированный по конструкции, формально-материальный, поскольку преступление признается оконченным, если нарушение правил повлекло или могло повлечь причинение вреда интересам безопасности государства. Причинен ли вред интересам безопасности государства, определяется в каждом случае в зависимости от конкретных обстоятельств происшествия. Должна быть установлена причинная связь между нарушением и причиненным вредом либо возможностью причинения вреда.
Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной виной в виде прямого или косвенного умысла.
Часть 2 статьи 375 УК устанавливает ответственность при наличии квалифицирующего признака наступления тяжкого последствия. Тяжкими последствиями могут быть признаны: проникновение на территорию Республики Казахстан иностранных военных, разведывательных самолетов, кораблей, гибель людей, вывод из строя боевой техники, срыв важного боевого мероприятия и т.п. Между деянием виновного и тяжкими последствиями должна быть установлена причинная связь.
Субъект преступления специальный - военнослужащий, назначенный приказом соответствующего командира (начальника) для несения боевого дежурства (боевой службы).
Часть 3 статьи 375 УК определяет ответственность за деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в военное время.
Статья 375 УК имеет примечание: Военнослужащий, впервые совершивший деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, при смягчающих обстоятельствах может быть освобожден судом от уголовной ответственности.
3. Преступления, нарушающие порядок обращения с оружием, боеприпасами, другим военным имуществом и специфику эксплуатации военной техники.
Оставление погибающего военного корабля (ст. 382 УК)
Непосредственный объект преступления - установленный Корабельным уставом Военно-Морского Флота Республики Казахстан порядок несения воинской службы на корабле, обеспечивающий организованное оставление военного корабля в обстановке, угрожающей его гибели.
Объективная сторона преступления состоит в противоправном оставлении погибающего военного корабля командиром, не исполнившим до конца свои служебные обязанности, а равно иным лицом из состава команды корабля без надлежащего на то распоряжения командира. Состав преступления - формальный. Преступление признается оконченным с момента неправомерного оставления указанными лицами погибающего корабля.
Субъективная сторона преступления - только прямой умысел.
Субъект преступления специальный - командир корабля либо любой военнослужащий, входящий в состав команды корабля.
Часть вторая статьи 382 УК устанавливает ответственность за деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, если они совершены в военное время или в боевой обстановке.
3. Преступления, посягающие на нормальную деятельность военного управления и престиж Вооруженных Сил.
В период реформы Вооруженных Сил Республики Казахстан весьма важная роль принадлежит органам военного управления. От четкости его функционирования, честности и ответственности его работников зависит решение крупномасштабных задач по укреплению обороноспособности республики. В связи с этим повышенную опасность представляют преступные проявления среди самих работников органов военного управления.
Между тем преступность проникла и в органы управления Вооруженных Сил нашей страны. Своими противоправными действиями работники этих органов нарушают нормальную деятельность последних, подрывают их авторитет, престиж в глазах общества. Поэтому преступные действия представителей военного управления недопустимы и должны влечь уголовную ответственность.
Злоупотребление властью, превышение или бездействие власти (ст. 380 УК)
В настоящей статье УК предусматривается ответственность за три самостоятельных преступления:
злоупотребление властью или служебным положением;
превышение власти или служебных полномочий;
бездействие власти.
Непосредственным объектом этого преступления являются нормальная деятельность органов военного управления и престиж Вооруженных Сил. Дополнительным объектом могут быть личные, общественные или государственные интересы.
Объективная сторона преступления выражается в следующем:
1. Злоупотреблении начальника или должностного лица властью или служебным
положением. Под злоупотреблением следует понимать противоправное деяние,
которое совершается назваными лицами благодаря занимаемому ими служебному
положению и вопреки интересам службы.
Превышении власти или служебных полномочий. Под ним понимается
совершение начальником или должностным лицом действий, явно превышающих
права или полномочия, предоставленные им по закону, уставами, приказами.
Бездействие власти. Под бездействием начальника или должностного лица
имеется в виду не выполнение ими своих обязанностей по службе. Так, например, в соответствии со статьей 4 Устава внутренней службы органов внутренних дел, утвержденного Приказом Министра внутренних дел от 10.08.1994 года N 238 (данный устав распространяется на военнослужащих внутренних войск), начальник обязан твердо и последовательно проводить в жизнь законы Республики Казахстан, решения Президента Республики Казахстан, поддерживать высокую дисциплину среди подчиненных, требовать от подчиненных точного своевременного выполнения ими обязанностей, приказов и указаний, не оставлять без воздействия ни одного проступка подчиненного. Начальник, не принявший мер воздействия для
восстановления порядка и дисциплины, несет за это ответственность.
По конструкции состава рассматриваемое преступление является материальным. Поэтому кроме указанных противоправных деяний необходимо еще наступление общественно опасного последствия в виде причинения существенного вреда и наличие причинной связи между деянием и наступившим последствием или последствиями. Причинением существенного вреда признается нанесение серьезного ущерба интересам воинской части или учреждения, а также охраняемым законом правам и интересам военнослужащих, граждан. Вред признается существенным в случаях срыва важных воинских мероприятий, проводимых частью, подразделением в соответствии с уставом, предписанием вышестоящего командования.
Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной виной. Умысел может быть как прямым, так и косвенным. Лицо сознает общественную опасность своего поведения, предвидит, что в результате этого правоохраняемым интересам может быть причинен существенный вред, и желает его причинить (при прямом умысле) либо сознательно допускает его причинение (при умысле косвенном). В качестве обязательных субъективных признаков рассматриваемого преступления закон устанавливает корыстную или иную личную заинтересованность. Под корыстной заинтересованностью применительно к злоупотреблению властью или служебным положением, превышением власти или служебных полномочий, бездействием власти необходимо понимать стремление виновного получить для себя или для других лиц материальную выгоду без незаконного изъятия государственного или иного чужого имущества и безвозмездного обращения его в свою собственность или в пользу других лиц (например, незаконное использование военного транспорта, приобретение строительного материала и т.д.). Если же злоупотребления начальника или должностного лица явились способом хищения чужого имущества, то содеянное образует состав преступления, предусмотренного статьей 176 УК. Иная личная заинтересованность характеризуется получением выгод материального характера (например, незаконное продвижение по службе, получение поощрения без достаточных к тому оснований и т.д.).
Субъект преступления специальный - начальник или иное должностное лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в Вооруженных Силах Республики Казахстан, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан (примечание 1 к статье 307 УК).
Часть 2 статьи 380 УК устанавливает ответственность за те же деяния, повлекшие тяжкие последствия.
Под тяжкими последствиями следует понимать гибель людей (хотя бы одного человека), уничтожение или повреждение военного имущества в крупных или особо крупных размерах, срыв проводимого либо намечаемого к проведению воинской частью, подразделением мероприятия и т. п.
Часть 3 статьи 380 УК устанавливает ответственность за деяния, предусмотренные частями первой или статьи, совершенные в военное время или боевой обстановке.
Преступления, направленные против авторитета Вооруженных Сил и воинской дисциплины.
Добровольная сдача в плен (ст. 384 УК)
Объектом данного преступления выступает установленный порядок несения военной службы во время боя, в результате нарушения которого причиняется ущерб боеспособности части, подразделения, а именно: подрывается моральный дух личного состава, уверенность его в победе над противником и т.д.
Объективная сторона преступления выражается как в действии, так и бездействии. Для квалификации не имеет значения ушел ли виновный в сторону противника и сдался в плен (действие) или он был пленен в результате неоказания сопротивления. Важно лишь то, что военнослужащий сдался добровольно, т.е. прекратил сопротивление врагу имея возможность для продолжения борьбы с ним. Если же он был захвачен в плен насильственным путем (например, в связи с тяжелым ранением или контузией и т.д.), то его деяние не образует состава преступления. Преступление считается оконченным только с момента пленения виновного врагом.
Субъективная сторона рассматриваемого деяния определяется только прямым умыслом. Виновный сознает общественную опасность своих действий или бездействия, предвидит неизбежность наступления вредных последствий в виде попадания в плен к врагу и желает этого.
Важное значение для квалификации рассматриваемого преступления имеют мотив и цель. Закон прямо предусматривает, что действия военнослужащего должны быть вызваны трусостью или малодушием. Если же виновный сдался в плен с целью подрыва или ослабления внешней безопасности и суверенитета Республики Казахстан, то деяния военнослужащего образуют государственную измену (ст. 165 УК).
Субъектом преступления, предусмотренного статьей 384 УК, может быть любой военнослужащий.
Таким образом, воинские преступления следует определить как общественно- опасное, виновное, уголовно-наказуемое деяние, предусмотренное УК РК, посягающее на установленный порядок несения воинской службы, совершенное военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо контракту в Вооруженных Силах, других воинских формированиях РК, а также гражданами, пребывающими в запасе во время прохождения ими военных сборов.
Характерными для воинских преступлений является и то, что субъектом их может быть строго определенный круг лиц, а именно: военнослужащие, военнообязанные во время прохождения ими учебных сборов, а также лица, в отношении которых имеется специальное указание в Законе. Субъектом воинских преступлений эти лица признаются потому, что только на них возлагаются специфические обязанности воинской службы, поэтому только они могут быть непосредственными исполнителями этих преступлений.
ЛИТЕРАТУРА:
- Конституция РК от 30.08.1995 г. с изменениями и дополнениями от 7 октября 1998 года.
- Уголовный кодекс РК от 16.07.1997г № 167-1 (с изм. и допол. от 02.03.2006г № 131-111)
- Комментарий к УК РК с по состоянию на 15 ноября 2000 года, Алматы, Баспа. 2000 г.
- Нормативное Постановление Верховного Суда от 18 декабря 1992 г. №2 «О применении в судебной практике законодательства о защите чести и достоинства граждан и организаций».
- Нормативное Постановление Верховного Суда от 23 декабря 1994 г. №7 « О применении законодательства, регламентирующего ответственность за посягательство на жизнь и здоровье граждан».
- Нормативное Постановление Верховного Суда от 9 июля 1999 г. №9 «О некоторых вопросах применения судами республики законодательства по возмещению вреда, причиненного здоровью».
- Приказ МВД РК№ 238 от 10.08.1994 года.
- Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть. М., 1996 г.
- Бородин С.В. Ответственность за убийство: квалификация и наказание по российскому праву. М., 1994, с.6; Уголовное право. Особенная часть. М., 1995.
- Бородина С.В. «Ответственность за убийство: квалификация и наказание по российскому праву». М., 1994.
- Уголовное право. Особенная часть. М., 1995 г.
- Нарикбаев М. «Совершенствование системы правосудия – на службу справедливости и законности», вестник суда «Тураби» № 1, 1997 год.
- Правоохранительные органы РК Сборник нормативных правовых
- актов ( по состоянию законодательства на 15 апреля 2003 г.) ЗАО «
- Жеті жарғы» Э. Мухамеджанов., А.Е.Шаймердинова.