Экологического регулирования
В контроле за качеством окружающей среды особая роль отводится природоохранному законодательству, стандартизации (ГОСТ), экологической экспертизе1 и экологическому мониторингу2.
Центральными органами по контролю за качеством окружающей среды и управлению им являются Министерство природных ресурсов РФ и Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Они осуществляют такие функции на основе Конституции Российской Федерации, законодательства по охране окружающей среды.
В мониторинге контроль природной среды проводится в соответствии с программами и концепциями экологического возрождения России, международными программами: "Человек и биосфера", программами Международного комитета по окружающей среде ЮНЕП, СКОПЕ, предполагающие организацию Глобальной системы мониторинга окружающей среды.
Экологический мониторинг включает звенья разного уровня — глобальный, национальный (в пределах государства), региональный (в пределах отдельных крупных районах), локальный (в пределах населенных пунктов, промышленных центров, предприятий).
Система мониторингов необходима для учета, анализа, оценки и прогноза изменения состояния природной среды на различных уровнях. Онапозволяет принимать меры по достижению и сохранению стабильного состояния жизненной среды.
Регулирование природопользования осуществляется с помощью механизма административно-правовых форм управления через систему нормативно-технических документов.
Важнейшие из них — экологические нормативы, стандарты и правила. которые разрабатываются на основе природоохранного законодательства с учетом экологических и экономических требований.
Например, нормативы в виде предельно допустимых нагрузок (ПДН), предельно допустимых концентраций (ПДК), предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу (ПДВ), предельно допустимых доз (ПДД) для жизнедеятельности людей, установка размеров санитарно- защитных зон и др.
Для реализации основных стандартов необходимы вспомогательные стандарты. Например, стандарты экологической терминологии и экологически организационные (ГОСТ 17.22.01-86 "Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных мест" и др.).
Контролирующие органы должны проверять эффективность природоохранных мероприятий.
Наблюдение и контроль за качеством атмосферы, воды и почв в России осуществляют Министерство природных ресурсов РФ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ и Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
Контроль загрязнения воздуха проводят на стационарных постах наблюдений, маршрутных и подфакельных1 постах, контролируют содержание загрязняющих веществ в выбросах в соответствии с ПДК.
Контроль загрязнения почв проводят в химических лабораториях Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, агрохимслужбы системы Министерства сельского хозяйства РФ.
Экологическая экспертиза — это система комплексной оценки состояния территории, охватывающая все виды хозяйственной деятельности.
Ее цель заключается в определении соответствия или несоответствия сложившейся структуры использования территории потенциальным природным возможностям, а также разработка рекомендаций по сохранению экологического равновесия.
Различают государственную и ведомственную экспертизы.
Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ). Государственную экологическую экспертизу осуществляет Министерство природных ресурсов РФ (Федеральная служба по надзору в сфере природопользования), а также специальные экспертные комиссии. В своей работе они руководствуется следующими принципами: - гласность, открытость информации;
- равная юридическая ответственность разработчиков и членов ГЭЭ;
- учет общественного мнения, просьб, жалоб, предложений, альтернативных разработок;
- сотрудничество экспертных групп с местным населением, территориальным и отраслевым управлением;
- открытое обсуждение разработок;
- проведение экспертизы в условиях неопределенности и риска.
В свою очередь комиссия, которая проводит экологическую экспертизу, имеет право:
- вносить предложения о разработке альтернативных вариантов проекта и отклонять ту документацию, которая, по ее мнению, не соответствует экологическим требованиям;
- привлекать к проведению экспертизы иностранных ученых и специалистов, и получать соответствующую информацию от федеральных органов;
- осуществлять действия, не противоречащие законодательству РФ и необходимые для реализации своих полномочий.
Однако государственный орган (комиссия) имеет еще и обязанности:
- обеспечивать порядок проведения ГЭЭ;
- информировать органы государственной власти субъектов РФ;
- предоставлять средствам массовой информации по их запросам сведения о результатах проведения ГЭЭ;
- информировать органы законодательной власти РФ;
- готовить и передавать материалы правоохранительным органам для привлечения лиц, виновных в правонарушениях, к ответственности.
Ведомственную экологическую экспертизу проводят структурные подразделения по охране природы и санитарноэпидемиологические учреждения министерств и ведомств. Их задача — проверять предплановую, проектно-техническую и другую документацию на предмет соответствия ее экологическим нормам и правилам. Реализация любого проекта должна исключать возможность проявления процессов антропогенной деградации в конкретном регионе или стране.
Одна из главных функций при проведении экспертизы — составление проекта экологического прогноза на ближайшую и определенную перспективу. Он может быть в форме научно обоснованных заключений, картографических и математических моделей.
Экологическая экспертиза состоит из 3-х частей: вводной (протокольной), констатирующей (описательной), заключительной (оценочно- обобщающей):
- вводная часть содержит сведения о составе экспертной комиссии, указаны поставленные задачи и методика их решения. В эту часть входит Также перечень всех используемых материалов, участвующих организаций и сведения о заказчиках, сроках выполнения;
- во второй части — констатирующей — рассматриваются общий уровень социально-экономического развития региона (рассматривают аг-
Материальные загрязнители, в свою очередь, подразделяются на механические, химические и биологические:
- к механическим относятся пыль и аэрозоли атмосферного воздуха, твердые частицы в воде и почве;
- химические загрязнители — это различные газообразные, жидкие и твердые химические соединения и элементы, попадающие в атмосферу, гидросферу и вступающие во взаимодействие с окружающей средой (кислоты, щелочи, диоксид серы, эмульсии и др.);
- биологические загрязнители — все виды организмов, появляющиеся при участии человека и наносящие ему вред (грибы, бактерии, сине- зеленые водоросли и т. д.).
Следствием загрязнения окружающей среды выступают:
- ухудшение качества окружающей среды;
- образование нежелательных потерь вещества, энергии, труда и средств при добыче и заготовке человеком сырья и материалов, которые превращаются в безвозвратные отходы, рассеиваемые в биосфере;
- необратимое разрушение как отдельных экологических систем, так и биосферы в целом, в том числе взаимодействие на глобальные физико- химические параметры окружающей среды:
• потери плодородных земель;
• снижение продуктивности экологических систем и в целом всей биосферы;
• прямое или косвенное ухудшение физического и морального состояния человека — главной производительной силы общества.
Основные источники загрязнения окружающей среды, энергетика; металлургическая промышленность; химическая, нефтехимическая и целлюлозно-бумажная промышленность; транспортно-дорожный комплекс и связь; сельское и лесное хозяйство, а также (одним из самых опасных) военно-промышленный комплекс.