Значение мониторинга земель в системе управления земельными ресурсами

Мониторинг земель (ст 67 ЗК) - система наблюдений за состоянием земельного фонда для своевременного выявления нарушений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов.

Объект мониторинга - состояние земли (как объекта окружающей природной среды).

Цель мониторинга земель - накопление сведений которые необходимы для борьбы с процессами приводящими к ухудшению или даже уничтожению полезных свойств земельных ресурсов.

Мониторинг позволяет предсказывать дальнейшее развитие негативных процессов и возможные последствия нормативно-распределительных действий государственных органов.

Для обеспечения стабильности з.о., устойчивого механизма их регулирования, необходимо информационное обеспечение, адекватное современным задачам управления земельными ресурсами. Требуется совершенствование и внедрение новых технических средств и технологий, которые позволят осуществить наблюдения за различными процессами, прогнозировать их развитие, выработку рекомендаций по их предупреждению и устранению последствий негативных процессов.

Из этого следует большое значение мониторинга земель в системе управления земельными ресурсами.

Необходимо совершенствование и внедрение новых методов дистанционного зондирования технических средств и технологий, позволяющих осуществлять наблюдения за различными процессами, происходящими с земельными ресурсами, а также позволяющих разрабатывать прогноз развития этих процессов и выработку рекомендаций по их предупреждению и устранению последствий.

Факторы развития негативных процессов:

1. Экономические факторы – недостаточность финансирования как со стороны государства, так и со стороны землепользователей природоохранных мероприятий.

2. Природные факторы – естественная склонность к проявлению эрозии и др.

3. Техногенные факторы – воздействие человека прямое или опосредованное. Особенность таких процессов в том, что их контроль практически невозможен.

№ 41 Понятие и содержание мониторинга земель

Мониторинг земель (ст 67 ЗК) - система наблюдений за состоянием земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов.

Объект мониторинга - состояние земли (как объекта окружающей природной среды).

Цель мониторинга земель - накопление сведений которые необходимы для борьбы с процессами приводящими к ухудшению или даже уничтожению полезных свойств земельных ресурсов.

Регулируется ПП «Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей природной среды», ст 67 ЗК.

Задачи мониторинга:

1. Своевременное выявление изменений состояния земельного фонда и их оценка

2. Прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению и устранению негативных процессов

3. Дифференциация негативных процессов на процессы естественные и антропогенные (техногенное выделяется отдельно)

4. Информационное обеспечение земельного кадастра, земельного контроля, землеустроительного процесса и иных действий в области управления земельными ресурсами

5. Обеспечение органов власти местного самоуправления, физических и юридических лиц информацией о состоянии земель

В Содержание мониторинга земель входят съёмки, обследования, изыскания, которые позволяют собирать информацию о состоянии земель, а также её обработка и хранение.

Сбор информации – это систематические наблюдения и выявления изменений, связанных с потерей плодородия (опустынивание, эрозия, дегумификация, вторичное засоление, заболачивание, подтопление, загрязнение пестицидами, гербицидами) и выявление изменений в использовании земель вследствие нерационального использования (зарастание, закаменение, залесение, деградация вечной мерзлоты)

Оценка состояния земель выполняется путём анализа ряда последовательных наблюдений направленности и интенсивности изменений и сравнения полученных показателей с нормативными. Та информация, которая накоплена к настоящему времени не даёт достаточно сведений о динамике и степени опасности негативных процессов, поэтому необходима целенаправленная система наблюдений.

Данные, которые получены в ходе проведения мониторинга земель должны накапливаться в специальных фондах (архивах), банках данных системы и в государственном фонде данных.

К 1 Марту эти сведения предоставляются в федеральные органы в виде докладов. Потом они идут в Государственный Национальный Доклад о состоянии земель.

Мониторинг осуществляется исходя из единой системы показателей на основе методических и нормативно-технических документов, утверждаемых РОСРЕЕСТРОМ по согласованию с иными заинтересованными федеральными органами.

Показатели мониторинга не являются универсальными, поскольку они отражают только параметры. Результат наблюдения может быть представлен простым списком или матрицей воздействия.

В системе наблюдений выделяют 2 направления:

1. Обзорная аэрокосмическая съёмка и дистанционное зондирование территории

2. Наземные наблюдения

Для реализации задач мониторинга, он должен выполняться в следующей последовательности:

1. Проведение систематических аэрокосмических и наземных съёмок

2. Инвентаризация и анализ фондовых материалов

3. Создание системы полигонов, выбор ключевых участков и маршрутов наблюдения

4. Организация базовых, периодических и оперативных наблюдений

В мониторинге выделяются 2 стадии:

1. Стадия наблюдений (формирование разноаспектных данных по состоянию земельных ресурсов)

2. Расчётно-аналитическая стадия (анализ тех сведений, которые накоплены, выработка рекомендаций и предложений)

Принципы мониторинга земель:

Общие

1. Принцип преемственности мониторинга

2. Принцип последовательности (необходимо первоочередное выявление наиболее опасных процессов)

3. Принцип гибкости мониторинга (быстрая адаптация к новому)

Частные

· Принципы стадии наблюдений

1. Принцип репрезентативности наблюдений (чтобы правильно размещать станции, полигоны)

2. Принцип периодичности наблюдений (для того, чтобы можно было проследить динамику)

3. Принцип воспроизводимости наблюдений

4. Принцип сохранности результатов

· Принципы расчётной стадии

1. Принцип инерционности процессов

2. Принцип детерминизма

3. Принцип комплексности исследований

4. Принцип аналогии распространения

Наши рекомендации