Право граждан и общественных объединений на участие в принятии экологически значимых решений
Ст. 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" к числу основных принципов охраны окружающей среды относит:
- обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц;
- участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;
-участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды.
Гражданская активность населения является мощным стимулом к соблюдению законодательства и установлению в обществе режима экологической законности. Несмотря на постоянные экономические трудности, все же остается тенденция к экологизации общественного сознания.
В числе актуальных проблем реализации отдельных форм общественного участия далее анализируются: право "быть услышанным"; участие в нормотворчестве; референдумы по вопросам охраны окружающей среды; общественное участие в ОВОС и экологической экспертизе; участие в принятии градостроительных решений и предоставлении земельных участков под размещение объектов. В ходе освещения названных вопросов дается комментарий к отдельным сложным с точки зрения правоприменения ситуациям.
Юридическая характеристика участия общественности в принятии экологически значимых решений.
Экологически значимые решения - это правовые акты (нормативного и ненормативного характера) органов государственной власти РФ и субъектов РФ, а также органов местного самоуправления, реализация которых связана с оказанием воздействия на состояние природных объектов, комплексов, систем либо окружающей природной среды в целом.
Наиболее распространенные варианты таких решений - это определение мест нового строительства, предоставление земельных участков, утверждение технико-экономических обоснований и проектов, принятие генеральных планов городов и др. Однако надо иметь в виду, что экологические последствия могут возникнуть не только из-за нового строительства, но также и в результате перепрофилирования либо ликвидации некоторых специфических объектов, поэтому соответствующие решения должны иметь экологическое обоснование, проходить экологическую экспертизу и процедуру общественных обсуждений.
17. Права общественных объединений и иных некоммерческих организаций в области охраны окружающей среды
18. Экологические обязанности государства, муниципальных образований и иных субъектов
19. Общая характеристика законодательства о земле, недрах, водного законодательства, лесного законодательства, законодательства о животном мире
20. Недра, земля, воды, леса, животный мир, особо охраняемые природные территории и объекты, природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты как объекты природноресурсовых правоотношений
21. Право собственности на недра, землю, воды, леса, животный мир, особо охраняемые природные территории, природные лечебные ресурсы, права на природные ресурсы континентального шельфа и экономической зоны Российской Федерации
22. Правовой режим использования и охраны недр
Недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Участки недр, используемые для обеспечения государственных потребностей РФ в стратегических и дефицитных видах ресурсов, обеспечения ее суверенитета, выполнения международных обязательств РФ, получают статус объектов федеральной собственности. Часть месторождений федерального значения, в том числе освоенных и подготовленных к добыче полезных ископаемых, включается в федеральный фонд резервных месторождений. Порядок отнесения участков недр к объектам федерального значения, в том числе к федеральному фонду резервных месторождений полезных ископаемых, и порядок отнесения их к федеральной собственности устанавливаются федеральными законами.
Участки недр и права пользования ими не могут быть предметом купли-продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждения в иной форме, кроме случаев, предусмотренных Законом о недрах.
Владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр в пределах территории РФ осуществляется совместно РФ и ее субъектами.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своих полномочий утверждают государственных программы геологического изучения недр, воспроизводства минеральной базы и рационального использования недр, по представлению федерального органа управления государственным фондом недр и под контролем государственных органов решают вопросы недропользования, охраны недр и охраны окружающей среды.
Недропользование– это деятельность по использованию полезных свойств недр, в том числе:
– их изучение (геологическое, геофизическое, геохимическое и гидрогеологическое), изучение осадочных бассейнов геодинамического районирования, и определение сейсмоопасных зон и т. п.;
– эксплуатацию месторождений различных видов полезных ископаемых;
– первичную переработку (обогащение) минерального сырья;
– освоение подземного пространства и использование геоэнергетических ресурсов;
– проектирование и строительство горных предприятий, их ликвидацию и консервацию.
Недропользование осуществляется по разрешительной системе.
Для пользования недрами и содержащимися в них минеральными и гидроминеральными ресурсами необходимо получить лицензию (разрешение)в установленном законом порядке. Исключением из этого правила является добыча общераспространенных полезных ископаемых, которая производится собственниками и владельцами земельных участков свободно.
Российское законодательство предусматривает также сложную систему требований, ограничений и запретов при осуществлении недропользования:
– не допускаются сверхнормативные потери, разубоживание и выборочная отработка полезных ископаемых;
– ведение любых работ должно осуществляться лишь на основе геологической, маркшейдерской и иной документации;
– нарушенные земли подлежат обязательной рекультивации, а снятый плодородный слой – восстановлению;
– запрещается разработка полезных ископаемых на особо охраняемых природных территориях и т. д.