Концепция перехода России к устойчивому развитию
Формы взаимодействия общества и природы и их развитие.
Формы взаимодействия:
1. Экологическая форма. В её основе лежат естественные законы природы и человека.
2. Экономическая. В ходе развития у человека возникли новые потребности, которые удовлетворялись за счет природы. В этой форме господствуют социальные законы развития природы.
3. Эколого-экономическая форма. Возникла в конце 19 начало 20 в. Появляются первые движения "зеленых". Суть в приоритете экологических интересов над экономическими. На практике эти идеи недостижимы.
В этой форме есть подформы:
Охрана окружающей среды. Появилась в конце 19 в.; охрана природы рассматривалась в узком смысле (в конце 19 в. начинают создаваться заповедники и т.д.) В 20 в. охране подлежит уже вся природа. 1960 г. закон СССР об охране природы.
На рубеже 20-21 в. охрана природы перерастает в форму защиты и оздоровления окружающей среды и приобретает международное значение.
В 21 в. появляется экологическая безопасность - это состояние защищенности окружающей среды, жизненно важных интересов человека, общества, государства от негативных факторов окр среды природного и техногенного характера.
Еще одна форма - рациональное природопользование - бережное, неистощимое потребление природных ресурсов.
2. Экологический кризис: понятие, причины, формы проявления, пути преодоления.
Экологический кризис - это сложное многогранное явление, сопутствующее экономическому развитию. Понятие появилось в США в 70-х. В основе лежит противоречие экологических и экономических интересов.
Выражается в различных формах:
1. Чрезвычайно опасной формой является радиационное загрязнение.
2. Загрязнение атмосферного воздуха.
3. Деградация сельхозугодий.
4. Проблема питьевой воды.
И др. (рост численности населения, глобальное потепление).
Причины экологического кризиса (в РФ):
1) более 70 лет господствовала гос собственность на природные ресурсы и средства производства, воздействующие на природную среду;
2) у российских граждан преобладает потребительская психология;
3) длительное время господствовал военно-промышленный комплекс (гонка вооружений);
4) отсутствие экологической информации и гласности.
Пути преодоления экологического кризиса.
1991 г. - принятие закона РСФСР об охране окр. природной среды. На тот момент был очень прогрессивен.
В последствие до 2000-х были приняты земельный кодекс, лесной, водный, об охране животного мира и т.д. Реализовались федеральные целевые программы. Не все они были доведены до конца из-за недостатка финансирования.
2002 г. - принятие закона об охране окр. среды (на смену старому). Значительно упрощен (например, положения о радиоактивных отходах).
Концепция перехода России к устойчивому развитию.
Является одной из современных и поддерживаемым всем мировым сообществом концепций. Её появление связанно с природоохранной деятельностью ООН. В 1984 по инициативе генсека ООН была создана международная комиссия по окр среде и развитию, в задачи которой входило разработка долгосрочных стратегий развития человечества. Результатом её деятельности явился доклад "Наше общее будущее" и который в 1987 г. был представлен на ген ассамблеи ООН. Центральное место в этом докладе занимала концепция устойчивого развития.
Устойчивое развитие - это такое развитие, которое удовлетворяя потребности сегодняшнего поколения не ставит под угрозу способность будущего поколения удовлетворять свои потребности.
В последствии концепция была развита на межд. конференции в 1992 г. в Бразилии. В этой конференции участвовала РФ.
Впервые РФ на эту конференцию привезла доклад об экологической ситуации в стране. РФ присоединилась к декларациям разработанным на этой конференции и тем самым взяла на себя обязательства по развитию концепции.
В России 8 млн. кв. км. не тронутой природы, которая поддерживает общемировой баланс.
Общие положения Основ государственной политики в сфере экологического развития.
31 августа 2002 г. распоряжением Правительства была утверждена экологическая доктрина РФ.
2012 г. - Основы гос. политики в области экологического развития.
1. Глобальные экологические проблемы, связанные с изменением климата, потерей биологического разнообразия, опустыниванием и другими негативными для окружающей среды процессами, возрастанием экологического ущерба от стихийных бедствий и техногенных катастроф, загрязнением атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, а также морской среды, затрагивают интересы РФ и её граждан.
2. Экологическая ситуация в РФ характеризуется высоким уровнем антропогенного воздействия на природную среду и значительными экологическими последствиями прошлой экономической деятельности.
3. В 40 субъектах РФ более 54 процентов городского населения находится под воздействием высокого и очень высокого загрязнения атмосферного воздуха. Объём сточных вод, сбрасываемых в поверхностные водные объекты без очистки или недостаточно очищенных, остается высоким. Практически во всех регионах сохраняется тенденция к ухудшению состояния почв и земель. Интенсивно развиваются процессы, ведущие к потере плодородия сельскохозяйственных угодий и к выводу их из хозяйственного оборота. Опустыниванием в той или иной мере охвачены 27 субъектов РФ на площади более 100 млн. гектаров. Количество отходов, которые не вовлекаются во вторичный хозяйственный оборот, а направляются на размещение, возрастает. При этом условия хранения и захоронения отходов не соответствуют требованиям экологической безопасности.
4. Разработка настоящих Основ обусловлена необходимостью обеспечения экологической безопасности при модернизации экономики и в процессе инновационного развития.
5. Настоящими Основами определяются стратегическая цель, основные задачи государства в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности и механизмы их реализации.
6. Государственная политика в области экологического развития РФ на период до 2030 года (далее - государственная политика в области экологического развития) основывается на Конституции РФ, принципах и нормах международного права, международных договорах РФ, а также на федеральных конституционных законах, федеральных законах, законах субъектов РФ, документах долгосрочного стратегического планирования, включая Концепцию долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, утверждённую распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008г. N1662-р.