Воздействие отраслей экономики на окружающую среду 4 страница

За последние годы реализация ранее действовавшей программы использования газомоторного топлива в России значительно затормо­зилась. В то время как потенциальные возможности созданной сети из почти 190 автомобильных газонаполнительных компрессорных стан­ций позволяют сэкономить более 1,5 млн т бензина и дизельного топ­лива в год, в настоящее время такая экономия составляет менее 250 тыс. т/год. Планы производства и переоборудования автомобилей для работы на газовом топливе не выполняются из-за экономической незаинтересованности автозаводов в их изготовлении, а автотранспорт­ных предприятий — в их эксплуатации.

Воздушный транспорт оказывает во многом схожее с автомобиль­ным негативное воздействие на окружающую среду. Самой серьезной проблемой является воздействие шума, особенно вблизи аэропортов.

Нужно учитывать и негативные экологические последствия от не­удовлетворительного технического состояния значительной части рос­сийских самолетов и части вертолетов (около 50% парка гражданской авиации используется более 15 лет, а самолеты типа Ан-24 — свыше .' 5 лет). Общий износ основных фондов на воздушном транспорте оцени-илстся на уровне 70%. Исключительно велико негативное воздействие но щушного транспорта на качество воздушного бассейна (потребляется иольшой объем качественного воздуха, выбрасывается большой объем продуктов сгорания, которые годами сохраняются в атмосфере и др.).

Водный (речной и морской) транспорт является крупным источни­ком загрязнения поверхностных вод нефтепродуктами в результате с i ива с судов (особенно танкерного флота) загрязненных балластных и моечных вод. Значительная доля загрязнения, особенно атмосферного воздуха, приходится на порты, обрабатывающие массовые грузы (уголь, зерно, сыпучие материалы и др.). Устаревшие суда усиливают негативное воздействие водного транспорта на окружающую среду. Гак, средний возраст использования судов в России превышает 17 лет. ()сновную часть судов морского флота составляют сухогрузы-универ­салы и лесовозы, более половины из которых находятся в эксплуата­ции свыше 20 лет. В составе морского флота России морские суда, ис­пользуемые более 15 лет, составляют свыше 50%.

Трубопроводный транспорт требует изъятия огромных земельных площадей (в том числе под санитарно-защитные зоны и зоны охраны), приводит к активизации эрозионных процессов, особенно на много-ютнемерзлых грунтах, увеличивает вероятность деградации мерзлоты (при удалении растительного покрова глубина протаивания увеличи­вается в 1,5—3 раза), загрязняет атмосферу выбросами, а поверхност­ные воды и почвы — сбросами углеводородов при ремонте сетей и в чрезвычайных ситуациях.

Высокий уровень физической амортизации трубопроводов усили­вает их негативное воздействие на окружающую среду. Так, средний возраст газопроводов в России — более 16 лет, 30% их эксплуатируется свыше 20 лет, а 40 тыс. км уже выработали полностью свой расчетный ресурс (33 года). Более 8% газопроводов служат уже свыше 40 лет, пред-i-гавляя большую экологическую опасность. В сумме 1/3 всех сущест­вующих магистральных трубопроводов требуют капитального ремонта или реконструкции. Из-за старения основных фондов, значительного и жоса трубопроводной сети увеличивается вероятность аварийных выбросов трубопроводов и опасность от негативных экологических последствий этого.

Загрязнение предприятиями отрасли атмосферного воздуха растет и 1 года в год уже в течение нескольких десятилетий. В среднем по Рос­сии доля транспорта в загрязнении атмосферного воздуха составляет 40—45%. Основные загрязняющие вещества в валовых выбросах транспортного комплекса, %: оксид углерода 73, углеводороды 11, ок-1 сиды азота более 13, остальные вещества — около 3.

С производственными сточными водами предприятия транспорт­ного комплекса сбрасывают в поверхностные водные объекты нефте-1 продукты, взвешенные вещества, фосфаты, хлориды, соединения азо­та, нитраты, жиры и масла, железо, нитриты, СПАВ, свинец, никель, I хром, медь, цинк, кадмий и ряд других веществ (табл. 8.6).

Среди образующихся токсичных отходов в отрасли можно выде­лить отработанные нефтепродукты и масла, смазочно-охлаждающие жидкости, кислоты и щелочи, лом черных и цветных металлов, отходы резины и лакокрасочного производства, отходы пластмасс и загряз­ненного текстиля и др.

Под автомобильные дороги отводятся значительные площади зе­мель: на 1 км автодорог в зависимости от их технической категории и ценности земельных угодий приходится от 2 до 7 га территории, а ино­гда и более. Общая площадь территории под дорогами составляет 18,2 тыс. км2, а площадь зоны повышенного вредного воздействия до­рожной сети — свыше 31,2 тыс. км2.

Доля автомобильного транспорта в валовых выбросах загрязняю­щих веществ в атмосферный воздух транспортным комплексом Рос­сии составляет около 90,8%, железнодорожного — около 3,3%, водно­го — около 2% и воздушного — около 1% (2000 г.).

Движение автомобильного транспорта по дорогам со щебеночным и гравийным покрытием, по грунтовым дорогам, входящим в сеть ав­тодорог общего пользования, в сухое и теплое время года сопровожда­ется поступлением в атмосферный воздух неучитываемого значитель­ного количества минеральной пыли, содержащей продукты износа дорожных покрытий и частицы грунта. По приблизительным оценкам, в 2000 г. движущимся по дорогам автотранспортом было поднято в воз­дух 3,9 млн т минеральной пыли. Еще примерно 3 млн т пыли поступи­ло в атмосферный воздух при работах в карьерах и перегрузке сырья на предприятиях дорожного хозяйства.

В сбросах загрязненных сточных вод в поверхностные водные объ­екты доля железнодорожного транспорта (по сравнению с транспорт­ным комплексом) составляет почти 80,3%, автомобильного — свыше 11,9%, водного — более 4,1% и воздушного — около 3,2% (2000 г.).

В общем объеме образования в транспортном комплексе токсич­ных отходов доля автомобильного транспорта составляет более 71,7%, железнодорожного — около 21,4%, воздушного — около 5,4% и водно­го - около 1,5% (2000 г.).

Жилищно-коммунальное хозяйство

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ), как одна из отраслей чкономики, использующих природные ресурсы и воздействующих на окружающую среду, в то же время является важной природоохранной от­раслью, призванной обеспечить экологическую безопасность населения.

Жилищно-коммунальное хозяйство состоит из ряда подотраслей, Среди которых можно выделить водоснабжение, водоотведение, ком­мунальное тепло- и электроснабжение, эксплуатацию и ремонт жилья, I D членение и др. Поэтому негативное воздействие отрасли на окружа­ющую среду носит комплексный характер, охватывающий атмосфер­ный воздух, водные объекты, недра, земли (почвы), образование и раз­мещение отходов.

Суммарное загрязнение предприятиями отрасли атмосферного мочдуха в последнее десятилетие имеет тенденцию к возрастанию, что обусловлено как объективными причинами, характерными для всей жономики России, так и децентрализацией систем жизнеобеспече­ния, а также принятием на баланс предприятиями ЖКХ маломощных котельных и других производств, практически не имеющих очистных юоружений.

Среди выбросов предприятиями жилищно-коммунального хозяй-i i на загрязняющих веществ в атмосферный воздух следует выделитьдиоксид серы, оксид углерода, оксиды азота, углеводороды и другие! вещества. Улавливание и обезвреживание вредных веществ, отходя-1 щих от стационарных источников, в среднем составляет 17%. Наи-1 большие суммарные концентрации оксидов азота и сернистого ангид-1 рида от теплоисточников характерны для городов Дальнего Востока,! Восточной Сибири, юга европейской части России. По уровню запы-1 ленности атмосферы от источников теплоснабжения наиболее загряз-1 ценными являются Восточная Сибирь, Западная Сибирь, Урал, Даль-] ний Восток и некоторые города европейской части России.

Проблема обеспечения населения России питьевой водой норма-1 тивного качества и в достаточном количестве стала одной из главных! во многих регионах страны. В Российской Федерации централизован-! ные системы водоснабжения имеют 1085 городов (99,4% общего их ко­личества) и 1727 поселков городского типа (93%), 2000 г.

Для хозяйственно-питьевого водоснабжения крупных городов ис-1 пользуются главным образом поверхностные воды, не защищенные от] загрязнения. Из-за повышенной загрязненности водоисточников тра-1 диционно применяемые технологии очистки и обработки воды стали в I большинстве случаев недостаточно эффективными, олее 40% подава­емой в водопроводные сети питьевой воды не соответствует санитар-1 но-гигиеническим требованиям.

Состояние не менее 70% водных объектов, являющихся источни-! ками питьевого водоснабжения, не отвечают требованиям государст­венного стандарта на источники централизованного водоснабжения. Особенно тяжелое положение сложилось в Архангельской, Курской, Томской, Ярославской, Калужской областях и практически во всех южных субъектах Федерации.

Общая протяженность водопроводных сетей в населенных пунктах России превышает 463 тыс. км, суммарная мощность водопроводных систем — более 90 млн м3/сут. Срочной реконструкции требуют треть] водопроводных сетей и около 30% мощностей водопровода.

Протяженность канализационных сетей населенных пунктов превышает 118 тыс. км, мощность очистных сооружений канализа­ции свыше 56 млн м3/сут. В срочной замене нуждаются 30% канализа- | ционных сетей и 25% мощностей очистных сооружений канализа­ции. Через централизованные системы канализации пропускается более 16 млрд м3/год, в том числе в городах — 96%.

Через очистные сооружения канализации проходит более 86% объ- ; ема сточных вод, из которых очищаются до установленных нормати­вов 28—30%. Около 60% действующих канализационных очистных со-1 оружений перегружены, 38% эксплуатируются 25—30 и более лет, и'фицит мощностей очистных сооружений достигает в настоящее вре­мя более 9 млн м3/сут.

Со сточными водами предприятий жилищно-коммунального хо-шйства в поверхностные водные объекты сбрасываются взвешенные нсщества, нефтепродукты, сульфаты, хлориды, соединения азота, лиры и масла, фенолы, нитраты, СПАВ, железо, медь, цинк, никель, чром, ртуть, алюминий, свинец, кадмий, магний, марганец, нитриты, фтор, ацетон, капролактам, формальдегид, метанол, фурфурол, ани-iпн и многие другие вещества.

Серьезную проблему представляют осадки коммунальных сточных иод из-за наличия в них загрязняющих веществ промышленного про­исхождения, в первую очередь солей тяжелых металлов. Ежегодно об­разуется около 80 млн м3 осадков, из которых утилизируются только —3%. Эти осадки являются источниками вторичного загрязнения окружающей среды (табл. 8.7).

В городах и населенных пунктах России ежегодно образуется око-ю 130 млн м3 твердых бытовых отходов. В связи с отсутствием серьез­ной производственной базы для их промышленной переработки и обезвреживания 97% их суммарного объема захоранивается на полиго­нах и всего лишь 3% перерабатывается или сжигается на спецзаводах.

Основными загрязняющими веществами в выбросах этой отрасли яиляются оксид углерода (39% общего объема выбросов), твердые ве­щества (29%) и диоксид серы (19%), 2000 г. Наибольший объем сброса '.агрязненных сточных вод в отрасли в поверхностные водные объекты имеют водопроводно-канализационные хозяйства Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Самары, Красно­ярска, Челябинска, Екатеринбурга, Иркутска, Казани, Омска, Волго­града, Ростова-на-Дону и других городов-миллионников, а также крупных промышленных центров, таких как Кемерово, Оренбург, Гула, Череповец, Новокузнецк, Владивосток и др.

Вооруженные Силы Российской Федерации

Объектами Вооруженных Сил, загрязняющими окружающую сре­ду, являются космодромы, аэродромы и авиабазы, пункты базировав ния сил флота, полигоны и парки автобронетанковой техники, произ­водственные и ремонтные предприятия, арсеналы, базы и склады боеприпасов, ракетного топлива и горюче-смазочных материалов, объекты и базы по утилизации (уничтожению) вооружения и военной I техники и др. Кроме того, негативное воздействие оказывают военные 1 (казарменные) городки с системой жизнеобеспечения и транспорта, J подсобными хозяйствами, предприятиями строительного и ремонтно­го комплексов, хозяйственно-бытового и транспортного комплексов.

Районы деятельности и жизнеобеспечения войск расположены на территории всей России, но в первую очередь по остроте проблем за­грязнения окружающей среды следует выделить Урал, Московский ре­гион, Среднее Поволжье, Прикамье. Необходимо особо отметить ре­гионы, где последствия функционирования Вооруженных Сил носят особенно острый характер, — Новую Землю, Мурманскую область, Приморье и ряд других.

Общая площадь земель, занимаемых объектами Вооруженных Сил, составляет 14 109 тыс. га, из них около 6,3 подлежит рекультива­ции. Основными проблемами являются;

проливы и утечки нефтепродуктов и загрязнение поверхностных
вод и почв горюче-смазочными материалами;

сбросы твердых и жидких отходов с береговых объектов ВМФ и с
кораблей;

отсутствие систем сбора и переработки отработанных масел и
других продуктов в парках автомобильной и бронетанковой техники,
на аэродромах, базах и других объектах;

образование твердых и жидких радиоактивных отходов, часть
которых (например, с ядерных энергетических установок кораблей и
судов ВМФ) по-прежнему захоранивается в море;

загрязнение атмосферного воздуха продуктами сгорания компо­
нентов ракетного топлива, а также почв и водных объектов высокоток­
сичными веществами и металлами в результате запусков ракетно-кос­
мической техники;

недостаточный уровень утилизации вышедших из эксплуатации
вооружений и военной техники, сверхнормативные запасы которых
продолжают скапливаться на более чем 30 складах на территории Рос­
сии; более половины их требуют срочной реконструкции и капиталь­
ного ремонта.

В последние годы наблюдается тенденция снижения загрязнения атмосферного воздуха объектами Вооруженных Сил.

Наши рекомендации