Функциональны задачи егсэм
Государственная система мониторинга окружающей среды.
Цели и задачи ЕГСЭМ.
На территории СССР в 70-е годы на базе станций гидрометeослужбы была организована Общегосударственная служба наблюдений и контроля состояния окружающей среды (ОГСНК), построенная по иерархическому принципу.
Рис.3. Поток информации в иерархической системе ОГСНК
В обработанном и систематизированном виде полученная информация, имевшая гриф «Для СП», представлялась в кадастровых изданиях, таких как "Ежегодные данные о составе и качестве поверхностных вод суши" (по гидрохимическим и гидробиологическим показателям), "Ежегодник состояния атмосферы в городах и промышленных центрах" и др.
Помимо ОГСНК, входящей в систему Росгидромета (Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды), экологический мониторинг осуществляется целым рядом служб, министерств и ведомств (Табл. 2).
Таблица 2. Наличие сведений о состоянии окружающей среды и источниках воздействия в федеральных министерствах и ведомствах.
КЭ | ГМ | СЭ | ПР | Зем | Лес | Сель | Стр | Стат | Сокращения: КЭ — Государственный комитет РФ по экологии; ГМ — Росгидромет, СЭ — Госсанэпиднадзор, ПР — Министерство природных ресурсов РФ, Зем — Роскомзем, Лес — Рослесхоз, Сель — Минсельхозпрод, Стр — Госстрой, Стат — Госкомстат. | |
Состояние/загрязнение | ||||||||||
Воздух | w | w | w | |||||||
Вода | w | w | w | w | w | w | ||||
Почвы | w | w | w | v | w | w | ||||
Растительность | w | w | w | w | ||||||
Животный мир | w | w | w | |||||||
Использование | ||||||||||
Вода | w | w | w | w | ||||||
Земли | v | w | w | w | w | |||||
Минералы | w | w | ||||||||
Растительность | v | w | w | w | w | |||||
Животный мир | v | w | w | |||||||
Выбросы/отходы | ||||||||||
Возд. выбросы | w | w | w | w | w | |||||
Сбросы сточ. вод | w | w | w | w | w | |||||
Твердые отходы | w | w | w | w | ||||||
Опасные отходы | w | w | v | w | ||||||
Радиоакт. отходы | w | w | w | v | w |
w-существенный объём информации; v-ограниченная информация/отдельные вопросы
Распределение функций мониторинга по различным ведомствам, не связанным между собой, приводило к дублированию усилий, снижало эффективность всей системы мониторинга и затрудняло доступ к необходимой информации как для граждан, так и для государственных организаций. Поэтому в 1993 году было принято решение о создании Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ), которая должна объединить возможности и усилия многочисленных служб для решения задач комплексного наблюдения, оценки и прогноза состояния среды в Российской Федерации.
Формируемая ЕГСЭМ включает в себя следующие компоненты:
1) мониторинг источников антропогенного воздействия на окружающую среду,
2) мониторинг загрязнения абиотического компонента природной среды,
3) мониторинг биотического компонента окружающей природной среды,
4) социально – гигиенический мониторинг,
5) обеспечение создания и функционирования экологических информационных систем.
После очередной реорганизации и слияния в 2000 году природоохранных органов управления в России экологическим мониторингом фактически руководят два специальных государственных органа, на которые возложены следующие основные функции:
Росгидромет – организация мониторинга состояния окружающей среды, ее загрязнения, радиационной обстановки на поверхности Земли и в околоземном космическом пространстве, комплексного фонового мониторинга и космического мониторинга состояния природных объектов, формирование и обеспечение деятельности и охраны государственной наблюдательной сети, ведение Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнение, а также централизованного учета экологической информации.
Министерство природных ресурсов РФ – общая координация деятельности министерств и ведомств, предприятий и организаций в области мониторинга объектов природной среды, организация мониторинга источников антропогенного воздействия на окружающую среду, мониторинга животного и растительного мира, наблюдение за состоянием недр и мониторинг водных объектов. А также мониторинг лесов.
Кроме того, в работе ЕГСЭМ принимают участие:
1) Санитарно–эпидемиологическая служба Минздрава России (осуществление мониторинга воздействия вредных факторов среды обитания на состояние здоровья населения),
2) Росземкадастр (мониторинг земель),
3) Госгортехнадзор России (мониторинг геологической среды, а также осуществление мониторинга промышленной безопасности),
4) Минатом России (мониторинг радиационно–опасных объектов и территорий),
5) Минобороны России (осуществление мониторинга окружающей природной среды и источников воздействии на нее на военных объектах),
6) Минсельхоз России (отраслевой мониторинг окружающей среды, животных и растений на земля сельхозназначения),
7) Госкомрыболовства России (мониторинг рыб и гидробионтов),
8) Роскартография (осуществление топографо–геодезического и картографического обеспечения ЕГСЭМ.
ЕГСЭМ в настоящее время решает следующие задачи:
1) разработка программ наблюдения за состоянием окружающей природной среды на территории России, в ее отдельных регионах и районах,
2) организация наблюдений и проведение измерений показателей объектов экологического мониторинга,
3) обеспечение достоверности и сопоставление результатов наблюдений как в отдельных районах, так и по всей территории России,
4) сбор и обработка результатов наблюдений,
5) организация хранения результатов наблюдений, ведение специальных банков данных,
6) оценка и прогноз состояния объектов окружающей природной среды и антропогенных воздействий на них, состояния природных ресурсов, откликов экосистем и показателей здоровья населения на изменения в окружающей природной среде,
7) организация и проведение оперативного контроля, измерений радиоактивного и химического загрязнения ОС, образовавшегося в результате аварий и катастроф, а также прогнозирование обстановки и оценка нанесенного природе ущерба,
8) обеспечение доступности экологической информации широкому кругу потребителей, включая население, общественные движения и организации,
9) информационное обеспечение органов управления информацией о состоянии окружающей природной среды, качестве и количестве природных ресурсов и показателях экологической безопасности,
10) разработка и реализация единой научно – технической политики в области экологического мониторинга.
В структуре ЕГСЭМ существуют тематические и территориальные подсистемы экологического мониторинга.
Тематические осуществляют наблюдение и контроль состояния отдельных объектов. Каждая тематическая система состоит из одной или нескольких ведомственных (специализированных) систем наблюдения и контроля, объединенных по принципу “общности объекта” мониторинга.
Региональный мониторинг является частью организационно-технической системы, обеспечивающей экологическую безопасность государства.
В нашей стране разрабатываются автоматизированная информационно управляющая система, которая осуществляет подготовку управленческих решений и называется "АUУС" - "экобезопасность России".
Цели системы:
1) Обеспечение координации деятельности по управлению в области ООС и экологической безопасности.
2) Интеграция ведомственных информационных систем экологического мониторинга.
3) Сопряжение информационно-аналитических центров с единой государственной системой экологического мониторинга ЕГСЭМ.
4) Создание информационной структуры для природоохранных органов.
5) Информационная поддержка деятельности государственного комитета по экологии и природопользованию и министерства природных ресурсов.
Вывод: система мониторинга является составной частью системы экологической безопасности государства.
Функциональны задачи ЕГСЭМ.
1. Обеспечение оперативной информации о параметрах, определяющих фактическое состояние экологической обстановки в регионах.
2. Выработка интегральных оценок и обобщённых данных отражающих фактическое состояние экологической обстановки региона.
3. Обеспечение прогноза экологической ситуации в регионе.
4. Обеспечение информации о влиянии экологической обстановки на здоровье людей.