Общественная экологическая экспертиза
ОЭЭ организуется и проводится общественными организациями и объединениями, деятельность которых связана с охраной окружающей среды по инициативе граждан и ОМСУ.
Объектами ОЭЭ являются те же объекты что и в ГЭЭ. Она не зависит от проведения ГЭЭ. Она может проводится до, одновременно с ГЭЭ. Финансируется за счет собственных средств общественных объединения, заказчика. Кто инициатор - тот и платит. Для проведения ОЭЭ необходимо государственная регистрация в ОМСУ заявления о ее проведении. В некоторых случаях ОМСУ может отказать в регистрации заявления: если в отношении объекта ОЭЭ уже проводилась дважды, если сведения об объекте представляют государственную, коммерческую и иную тайну, если устав общественной организации не соответствует требованиям ФЗ об экологической экспертизе и по некоторым другим основаниям. Заключение ОЭЭ носит рекомендательный характер, но может приобрести статус обязательного после утверждения его РосПриродНадзором. Заключение также рассылается всем заинтересованным лицам.
Организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями, основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством РФ.
Чтобы провести ОЭЭ, нужно подать заявление общественных организаций (объединений) о ее проведении для получения государственной регистрации.
Согласно ФЗ «Об экологической экспертизе» граждане (гражданин) и общественные организации (общественная организация) в области экологической экспертизы имеют право:
• выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы,
• получать информацию о результатах ее проведения, о начале и результатах ее проведения.
• осуществлять иные действия в области экологической экспертизы, не противоречащие законодательству РФ.
Кроме того, организации, осуществляющие общественную экспертизу, имеют право:
• получать от заказчика документацию, подлежащую экологической экспертизе,
• знакомиться с нормативно-технической документацией,
• участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы
• участвовать в проводимом ими обсуждении заключений общественной экологической экспертизы.
ОЭЭ не может проводиться в отношении объектов, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну.
Экспертная комиссия работает самостоятельно, причем эксперты несут ответственность за качество заключений в соответствии с действующим законодательством. Затем организация-инициатор утверждает сводное заключение и направляет его для ознакомления всем заинтересованным лицам.
ОЭЭ — позволяет дать оценку качеству подготовки проектной документации и сделать выводы о возможных экологических, социально-экологических и экономических последствиях реализации проекта.
Общественная экспертиза является инструментом, который позволяет установить диалог между интересами населения, общественным мнением.
Экологический мониторинг.
Гос. мониторинг окр. среды - это комплексная система наблюдения за состоянием окр. среды, оценки и прогноза изменения состояния окр. среды под воздействием природных и антропогенных факторов.
По территориальному признаку мониторинг м классифицировать:
- глобальный
- национальный
- региональный
- локальный
По отраслевому признаку:
- мониторинг за состоянием атмосферного воздуха, объектами животного мира, водных объектов и т.д.
- гос. мониторинг состояния и загрязнения окр. среды
В зависимости от уровня изменения человеком окр. среды выделяют:
- фоновый
Это наблюдение за явлениями и процессами протекающими в окр. среде, минимально затронутой деятельностью человека.
- импактный (точечный) мониторинг
Это система наблюдения за источниками антропогенного воздействия на окр. среду.
Мониторинг также делится на:
Экологический, который предусматривает социально-экологический мониторинг (его осуществление предусмотрено экоог-м законод-м)
Постановление Правительства 31.03.2003 номер 837 об организации и осуществления гос. мониторинга окр. среды.
Целью мониторинга явл-я наблюдение за состоянием окр. среды в целях реализации экологического права граждан на получение достоверной информации о состоянии окр среды;
В соотв. со ст. 63 ФЗ об охране окр. среды мониторинг осуществляется в рамках единой системы гос-го экологического мониторинга.
Система органов:
- МинПрироды РФ
- РосГидроМет
- РосРеестр
- МинСельХоз
- Фед. агентство водных ресурсов
И др.
Осуществление мониторинга производится через стационарные и подвижные источники.
Стационарный пункт наблюдения - это комплекс, вкл. в себя зем-й участок или часть акватории с установленными на них приборами или оборудованием, предназначенными для определения характеристик окр. среды и её загрязнения.
Подвижной пункт - это комплекс, вкл. в себя платформу (летательный аппарат, водное судно и др. средство передвижения) с установленными на них приборами.
Соответствующими органами ведется учет информации, отчетность, реестры, кадастры природных ресурсов и объектов.
На основе мониторинга ежегодно публикуется доклад о состоянии окр. среды РФ.