Блок№1 Человек и общество, человек и другие. Проблемы воспитания.

Взаимоотношения человека и природы, жизнь человека в обществе, в мире экономических отношений, социальной сфере, человек и межнациональные отношения, связь поколений, нравственные основы человека, права человека и гражданина - вот основные аспекты, которые предлагаются для рассмотрения в текстах и заданиях этого блока.

Вопросы и материалы для размышления:

Человек и природа

· Что такое природа?

· Связь человека с природой

· Место человека в природе.

· Можно ли приостановить возрастающий процесс загрязнения окружающей среды?

· Можно ли преодолеть экологический кризис?

· Экология и нравственность: последствия неразумного отношения к природе.

· Как должно меняться отношение людей к природе?

Материалы из зарубежной литературы:

Рэй Брэдбери (американский писатель) фрагмент из рассказа «Все лето в один день»

В короткий промежуток между дождями, в тот редкий час, когда появляется солнце, дети покинули свой подвал. «Ребята со смехом кидались на сплошную поросль, точно на живой, упругий матрац, играли в прятки и салки, но главное - опять и опять хмурясь, глядели на солнце, пока не потекут слезы, и тянули руки к золотому сиянию и к невиданной синеве, и вдыхали эту удивительную свежесть... И вдруг...Редкие холодные капли упали на нос, на щёки, на губы. Солнце затянули дымка. Подул холодный ветер. Ребята повернулись и пошли к своему дому - подвалу, руки их вяло повисли, они больше не улыбались».

Материалы из русской философии;

Владимир Иванович Вернадский - выдающийся русский ученый, геолог, биолог, химик. По его мнению, мир един, жив и вечен. Природа порождает человека с его разумом, и этот разум сам становится решающей космической силой.

«Человек должен попять, что он не есть случайное, независимое от окружающего его и свободно действующее природное явление. Он составляет неизбежное проявление большого природного процесса, закономерно длящегося в течение по крайней мере двух миллиардов лет».

Человек и общество

· Что такое общество?

· Межнационагьные отношения в современном обществе.

· Связь поколений.

· Гражданин и государство.

Согласны ли вы с утверждением: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя?» А как вы думаете, может ли человек стать свободным, если он будет жить вне общества?

Английский писатель Роберт Оуэн писал: «В человеке при появлении его на свет нет ни положительного зла, ни положительного добра, а только возможность и способность к тому и другому, развиваемые в нем в зависимости от среды, в которой он живет, и воспитания, которое он получает в семье и обществе».

· Почему в одном и том же обществе способности человека могут получить большее или меньшее развитие?

· Как правильно сказать: «Человек живет, чтобы трудиться» или «Человек трудится, чтобы жить»? Свою точку зрения обоснуйте.

В притче давних времен рассказывается о двух враждовавших между собой племенах, живших на противоположных берегах реки. Случилось, что волшебник повстречал человека из одного племени и сказал ему «Я дам тебе все, что пожелаешь, при условии, что представитель племени, живущего на другом берегу, получит вдвое больше». И человек ответил: «Выколи мне один глаз». Ему хотелось, чтобы тот, из враждебного племени, потерял оба..

· О чем говорит эта притча? Как вы оцениваете ответ человека волшебнику?

Французский писатель В. Гюго писал: «На свете нет малых народов. Величие народа вовсе, не измеряется его численностью, подобно тому как величие человека не измеряется его ростом».

· Согласны ли вы с писателем? Покажите на примерах, что величие народа не зависит от его численности.

Широко известны строки из стихотворения Н.А. Некрасова «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан. А что такое гражданин? Отечества достойный сын».

· Что значит, на ваш взгляд, быть сегодня достойным сыном Отечества?

Все дети стремятся поскорее стать взрослыми, а многие старики тоскуют о своей ушедшей молодости. Только возможности одних и опыт других помогают видеть жизнь с разных сторон, устанавливают истинную связь поколений.

· Существует ли конфликт поколений («Отцов к детей»)? Чем бы вы объясняли его относительное сглаживание периоды войн и революций и обострение в относительно мирное время?

· В чем бы вы хотели походить на своих родителей, а в чем нет? Сделайте вывод о преемственности поколений в вашей семье.

Человек среди людей

· Что такое межличностные отношения.

· Необходимость общения для человека «Культура общения и этикет».

· Человек в коллективе.

· Бесценный дружеский союз.

· Почему мы дорожим дружбой?

· «Самое утреннее из чувств» или загадки любви.

· Психологический климат в семье. Семейный долг и обязанности.

· Человек в мире вещей и моды.

Материалы из русской литературы о межличностных отношениях и дружбе:

Прокомментируйте строки А.С. Пушкина, посвяшенные героям «Евгения Онегина», двум приятелям:

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень,

Не столь различны меж собой.

Сперва взаимной разнотой

Они друг другу были скучны;

Потом понравились, потом

Съезжались каждый день верхом.

И скоро стали неразлучны.

Так люди (первый каюсь я)

От делать нечего друзья.

· Что притягивает или отталкивает людей в межличностных отношениях? Вопросы для размышления:

· Что такое взаимопонимание? Как оно возникает? Как добиться его в отношениях между людьми?

· Как вы понимаете слова Лиса из сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»: «Ты всегда в ответе за всех, кого приручил».

· Какой вред коллективу приносят слабости и пороки, о которых К.С. Станиславский высказался так: «Всякое недоброе слово, сплетня, пущенная в коллективе, отравляет всех и того, кто пустил эту отраву... Всякую обиду мелкого самолюбия, сплетню, зависть надо уметь побороть в себе самом, а не выносить из себя».

Размышления:

Существует мнение о том, что друзья познаются в беде, в тяжелую минуту. Однако дружба испытывается не только бедами, но и обыденными мелочами. Причем испытание мелочами проходит труднее. Отношения чаще всего ломаются по недоразумению, пустякам, невниманию, забывчивости, необязательности. Сколько за всем этим высказанных и невысказанных обид,огорчений. Из-за них, случается, рвутся казавшиеся крепкими дружеские связи.

Берегите друзей. Выбирайте их не спеша, но еще меньше торопитесь расставаться с ними.

Люди сильны друг другом.

Что равнодушья мерзей?

Люди сильны испугом

Вдруг потерять друзей.

В битвах и перед казнью

Или на Млечном Пути

Люди сильны боязнью

В чем-то друзей подвести.

Так поэт Е. Евтушенко выразил отношение людей к ценности дружбы.

· Как вы думаете, права ли писательница Н. Долинина:

«Когда-то я думала, Пущину повезло: благодаря великому поэту он вошел в историю. Теперь, прочитав письма, воспоминания, книги о декабристах, иногда думаю: это Пушкину повезло. Он встретил в жизни человека такой чистоты, такого душевного тепла и бескорыстия, как Пущин! И все-таки не просто повезло. Он сам выбрал этого человека среди остальных и сумел душевно заработать эту дружбу».

Размышления о любви:

Пробуждение у человека чувства любви - большое событие в его жизни. У него складывается новая система взаимоотношений, возникает новый долг перед любимым человеком, перед собой, перед близкими, перед другими людьми. Теперь о нем будут судить не только по тому, как он трудится, относится к товарищам и друзьям, другим людям, но и по тому, как он любит. Истинная любовь - большая ответственность. Часто можно слышать: «Сердцу не прикажешь». И в значительной мере это так. Как быть? Не всегда хватает сил искать, и не всем дано найти свою единственную любовь. Но даже при этом нельзя забывать, что в любви не должно быть места эгоизму, собственные переживания и эмоции не должны ослеплять человека, делать его рабом сиюминутной страсти.

Материалы из русской литературы:

Не бывает любви несчастной,

Может быть она горькой, трудной,

Безответной и безрассудной.

Может быть смертельно опасной..

Но несчастной любовь не бывает.

Даже если она убивает.

Тот, кто этого не усвоит,

И счастливой любви не стоит!

М.М. Пришвин: «Любовь неведомая страна, и мы все плывем туда, каждый на своем корабле, и каждый из нас на своем корабле капитан и ведет корабль своим единственным путем».

Всего о любви не может рассказать никто. Но все-таки о ней говорят, пишут, поют постоянно - целомудренно, вдохновенно, прекрасно:

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою,

Тобой, одной тобой...

А.С. Пушкин

Твоя любовь, мой друг, дороже клада,

Почетнее короны королей,

Наряднее богатого наряда,

Охоты соколиной веселей.

В. Шекспир

Удивлением и восторгом перед возлюбленной восхищает нас «Сикстинская Мадонна» итальянского художника Рафаэля Санти. Трепетное, пылкое, нежное и горькое признание в любви, слышится в «Лунной сонате» немецкого композитора Л. Бетховена.

Как по-разному любят герои и героини классических произведений литературы и искусства! Верности любви, долгу перед любовью и любимым учат они.

Любимый человек входит в жизнь. Любимый становится главным человеком среди людей. Он наполняет мир, преображает его.

«Стоит только пространству разделить нас, и я тут же убеждаюсь, что время послужит моей любви лишь для того, для чего солнце и дождь служат растению - для роста. Моя любовь к тебе, стоит тебе оказаться вдали от меня, предстает такой, какова она на самом деле - в виде великана; в ней сосредотачивается вся моя духовная энергия и вся сила моих чувств». Пусть вас не удивляет имя написавшего это признание - К. Маркс. Он задел в любви и нашел в ней источник счастья. Любовь - величайшее счастье, доступное человеку. Она должна служить началом возвышенного и благородного в отношениях двух людей. Сколько бы о ней ни было сказано слов, написано музыки, спето песен, никогда не иссякнет эта вечная и вечно юная тема - любовь!

Высказывания великих о любви;

«Только влюбленный имеет право на звание человека» А. Блок.

«Любовь - есть животворный огонь в душе человека, и все, созданное человеком под влиянием этого чувства, отмечено печатью жизни и поэзии» Т.Г. Шевченко.

«Любить - это значил смотреть не друг на друга, а смотреть вместе в одном направлении» А. де С'ент-Экзюпери.

«Не любит тот. кто про любовь всем трубит» В. Шекспир.

Размышления о семье:

Какими должны быть отношения в семье? Почему возникают конфликты «Отцов и детей»?

Одна семья может включать сразу представителей 2-3 поколений людей. Это, естественно, предполагает наличие между ними определенных, в том числе и принципиальных различий. А известно, что там, где есть существенные различия, есть и противоречия, а значит, и конфликты. Одним из таких противоречий является пресловутая проблема «отцов и детей». Еще Аристофан (древнегреческий поэт-комедиограф IV-III в. до н. э.) в комедии «Облака» описал конфликт между рассудительным, благонамеренным отцом и легкомысленным длинноволосым сыном («дискуссия» о волосах была актуальна и в то время, поскольку в Афинах эта мода символизировала симпатии к Спарте). В ответах на просьбу отца спеть какое-либо из древних авторов сын называет их устаревшими. Когда же сын обращается к современному искусству, читает монолог из Еврипида, старик выходит из себя, видя в нем безвкусицу и безнравственность.

То, что молодежь многое не устраивает в жизни предшествующих поколений, своих родителей, - очевидный факт, но из него не следует, что смысл деятельности каждого нового поколения состоит в поднятии бунта против сложившегося уклада жизни вообще и в своей семье в частности. Во все века дети хотят поступать по-своему, родители желают, чтобы они действовали соответственно их представлениям и понятиям. Где же выход? Где золотая середина? Известный кинорежиссер Ролан Быков уверен, что ее не существует в принципе! «Она может быть лишь фактом, результатом борьбы, которая есть, была и будет. И должны дети не слушаться, и обязательно родители запрещать, и должны дети отстаивать свою точку зрения, и должны родители всерьез в иных вещах побеждать».

Вопросы для размышления;

· Как вы понимаете смысл высказанного М. Ионасом предложения о том, что «в жизни ничего нельзя брать в долг, а коли взял, надо возвращать сверх взятого», применительно к своим отношениям с родителями?

· Разъясните мысль Л.Н. Толстого о том, что все счастливые семьи похожи друг на друга, а каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.

Размышления о моде и вещах:

Выделиться из общей массы куда проще и быстрее с помощью невиданной прически или путем приобретения сверхмодной вещи, чем долго и настойчиво учиться самостоятельно мыслить, искать оригинальные решения, изобретать, изо дня в день выполнять добросовестно малозаметную работу. Только вот возникает вопрос, всегда ли может ли красивая прическа или сверхмодная вещь подчеркнуть самобытность человека? Приобретение вещей не должно становиться смыслом всей жизни, а обладание ими счастьем. Всем известен один из парадоксов моды: стремясь подчеркнуть своё отличие от других в одежде и манере поведения, большие группы молодежи стали как братья - близнецы - на одно лицо.

Размышляя о моде на веши нельзя забывать и о моде на нравственные принципы, на духовность. Важно понять, что мода придает первостепенное значение внешней стороне, тому, что лежит на поверхности, бросается в глаза. Если такой подход торжествует в выборе одежды, то большой беды нет, хотя и тут желательно приспосабливать не себя к моде, амоду к себе (выдумка, творчество; вещи, со вкусом сделанные своими руками). Именно в этом, кстати, заключается умение одеваться одновременно и модно и неординарно. Иное дело - мода на духовность. Положительный смысл её может состоять только в одном: стать толчком, стимулом к переходу от внешних признаков принадлежности к современности, от видимости интеллектуально богатой, духовно наполненной жизни к действительному богатству своей души - потребности думать, сострадать, защищать правду. Изобразившему такой путь не надо вечно догонять кого-то, больше преуспевшего в накоплении вещей, не надо под кого-то подстраиваться, с кем-то состязаться, стремиться пустить пыль в глаза, затмить других. Ему достаточно быть самим собой. Тогда и мода, и престиж ни в коем случае не затмевают личность, а выражают её.

Вопросы для размыщления:

· . Поясните смысл народной мудрости «Завистник - сам себе враг».

· В «Городе Солнца» итальянского философа Т. Кампанеллы все люди лишены предметов личного потребления и до определенного возраста одинаковы одеты, чтобы чувство зависти не отвлекало их от возвышенных занятий трудом. Прав ли был автор в поиске счастья и благоденствия?

· Как вы поняли положения: «Не люди для вещей, а вещи для людей». «Не человек для моды, а она для человека»?

Размышления о культуре общения и этикете:

Человек может говорить красиво ли некрасиво, его движения могут быть изящными или неуклюжими, его манеры бывают изысканными или вульгарными, его отношение к старшим, слабым, к подчиненным, отношение мужчины к женщине, ребенка к родителям могут быть красивыми, достойными или отвратительными. Общая культура поведения складывается из многих составляющих, и вряд ли нужно доказывать, сколь приятно каждому иметь дело с людьми, умеющими вести себя со всеми и во всех обстоятельствах, и сколь тягостно общение с теми, кто ведет себя по-хамски, грубо, невоспитанно, кто не считается ни с кем, кроме себя.

Красота, культура общения, рассматриваемая в определенном историческом обществе, составляет так называемый этикет.

Этикет - это не только свод определенных правил: как поздороваться, как вступить в разговор, как вести себя за столом, как делать подарки. Этикет -инструмент для создания стойких привычек поступать так, как требует наша мораль - уважительно, доброжелательно, с доверием к людям.

Содержание этикета сегодня определяется нравственными нормами, исходит из равноправия, товарищества, взаимного уважения. Раньше зачастую правила этикета были лишь формой внешнего поведения. Теперь воспитанным считают человека, у которого хорошие манеры - средство нравственного отношения к людям. Нравственное отношение. - и содержание, и оценка, и мерило этикета.

Не случайно, обращаясь к изучению этикета, обнаруживают много сходного в неписаных ритуалах разных народов. Широко распространены традиции уважения к старшим, законы гостеприимства, требования сдержанности в манерах и многое другое.

Задание:

А.П. Чехов в письме к брату сформулировал своеобразный кодекс человеческой воспитанности. Выясните своё отношение к некоторым

положениям этого кодекса:

«Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим

условиям:

1. Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы...Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо и остроты, и присутствие в их: жилье посторонних...

2. Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом...

3. Они чистосердечны и боятся лжи как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет его в глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыль в глаза меньшей братии... они не болтливы и не лезут с откровениями, когда их не спрашивают... Из уважения к чужим вещам они чаще молчат.

4. Они не унижают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтобы в ответ им вздыхали и нянчились с ними.

...Чтобы ... не стоять ниже уровня среды, вкоторую попал, не достаточно прочесть только Пиквика или вызубрить наизусть монолог Фауста... Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля... Тут дорог каждый час...»

Текст № 1

(1) Рассказать о тех, кто снимает шапки с чужих голов? (2) Кто портит телефоны-автоматы? (3) Кто разрушает автобусные остановки просто так, с тоски и от буйства сил? (4) Кто стонет и визжит во время сеанса в кинотеатре, выражая свое эстетическое чувство? (5) Кто врубает на всю ночь проигрыватели, чтобы повеселить соседей? (6) Кто...

(7) Но пакостников по сравнению с порядочными людьми все же не так много. (8) Откуда же такое чувство, что мы порой опутаны ими? (9) Не оттого ли, что мы примирились с ними, опустили руки? (10) Владимир Даль, опять же он, батюшка, давно и во все времена дающий нам точные ответы, называет пакость скверной, мерзостью, гадостью, злоумышлением, да еще дьявольским, и советует: «Всякую пакость к себе примени... На пакость всякого станет...»

(11) Пакость чаще всего творится скрытно.(12) Если бы ее «засветили», если бы видно сделалось, она, быть может, и прекратилась, ибо пакость, хотя и не всегда любит и часто не приемлет зрителя, все же иногда и при зрителе происходит и для него делается. (13) Если бы пакостить негде было, не рыхлилась бы для нее почва, нечем бы стало ей прикрываться, пришлось бы нам кончать с очень многими дурными наклонностями.

(14) Пакость многообразна, границы ее бывают размыты житейским морем или сомкнуты с некими нагромождениями, разломами, выносами. (15) Пакость может быть незаметной, но безвредной никогда не была и не будет.

(16) Ох, сколько мы слов извели, сколько негодования высказали, сердце изорвали, нервы извели, вывесок больше всех грамотных народов написали, и все с приставкой «не»: «не курить!», «не бросать», «не переходить», «не шуметь», «не распивать». (17) И что же, пакостник унялся? (18) Притормозил? (19) Засовестился? (20) Да он как пакостил, так и пакостит, причем, по наблюдениям моим, особенно охотно пакостит под запретными вывесками, потому что написаны они для проформы и покуражиться под ними пакостнику одно удовольствие, ему пакостная жизрь — цель жизни, пакостные дела - благо, пакостный спектакль - наслаждение, и тут никакие уговоры, никакая мораль, даже самая передовая. (21) Но годится тут лишь одно средство, возможно, оно, это верное средство, мудрым батюшкой Крыловым подсказано более ста лет назад: «Власть употребить!»

(22) И силу, добавлю я, всеобщую, народную!

(В. Астафьев)

1. Какая мысль в тексте основная?

1) Пакость многообразна в своем проявлении.

2) Своим невмешательством мы сами потворствуем пакостникам.

3) Порядочных людей по сравнению с пакостниками все-таки больше.

4) Пакость нельзя терпеть, с нею надо бороться, и не словами, а делом.

2. Какова цель (коммуникативная задача) автора текста? Выберите правильный ответ.

(Для справки: Коммуникативная задача- намерение автора относительно слушателя или читателя. Она всегда носит характер действия (Что автор хочет проделать с сознанием, чувствами, мыслями читателя? На какую реакцию со стороны слушателя или читателя он рассчитывает? Какие чувства, мысли переживания хочет вызвать?)

1) Показать читателю одну из негативных сторон жизни нашего общества.

2) Объяснить читателю причины возникновения проблемы и назвать способы ее решения.

3) Призвать читателя к активным действиям для решения наболевшего вопроса.

4) Напомнить читателю о том, что изменение сложившейся ситуации зависит во многом от него (или решение проблемы зависит во многом от него).

3. Найдите в тексте слова, выражающие отношение автора к описываемому явлению.

4. Прочитайте еще раз варианты формулировок цели автора (коммуникативной задачи) из задания№2. Обратите внимание на глаголы, с помощью которых формулируется цель автора Подумайте, чем отличается цель {коммуникативная задача) от позиции.

5. Сформулируйте позицию автора данного текста.

Текст№2

Наедине с толпой

(1)Человек в условиях многолюдства - вот одна из самых животрепещущих тем нашего времени.

(2)Человек не с ближним, а с группой, массой, тьмой ближних. (З) Наедине с

Толпой.

(4) Давайте совершим прогулку по Москве и понаблюдаем, как ведёт себячеловек-2003 в большом городе.

(5)Редкая поездка по столице обходится без метро. (б) Высокие тяжёлые двери безостановочно хлопают. (7) Плотный паренёк, видимо распрекрасно настроенный, насвистывая что-то, толкает дверь ногой. (8) Богатырское движение! (9) Дверь отлетает, парень ловко проскакивает, но не придерживает её за собой, и она успевает хорошо стукнуть нерасторопную старушку. (10)Та пыталась было проскочить вместе с парнем, но, явно уступая ему в силе и ловкости, не успела.

(11) По эскалатору мы спускаемся зигзагообразными перебежками. (12) Известно, что стоять надо справа, проходить слева. (13) Но рекомендация эта соблюдается не всеми, и приходится лавировать между стоящими «как надо» и «как не надо».

(14)Вышли на платформу. (15) Приближается поезд. (16) Нам предстоит сесть в вагон. (17) Операция, казалось бы, немудрёная: сначала пассажиры выходят, затем - входят. (18) Но обратите внимание вон на ту женщину перед дверьми. (19) Она не в силах удержать себя - дождаться, пока выйдет последний пассажир, и после каждого выходящего делает попытку проскочить в вагон. (20) Поэтому толпа выходит из дверей не плавно, а как-то судорожно — так выливается из опрокинутой бутылки густая позавчерашняя простокваша.

(21) О том, уступать ли место женщине, мы здесь говорить не будем. (22) Картина, в общем, ясная: сидят главным образом мужчины. (23)Аесли женщины, то либо такие старые, что им уж не уступить невозможно, либо, наоборот, молодые, тренированные, занимающиеся, видимо, спортом, способные опередить и зазевавшегося мужчину.

(24) Итак, человек не с ближним, а наедине с толпой. (25) Может быть, тут вообще неуместно говорить с воспитанности? (26) Мы вынуждены много времени проводить в многолюдных местах, в условиях, далёких от комфорта, тут уж каждый пусть заботится о себе. (27) А по-моему, именно тут и проявляется истинная воспитанность. (28)Воспитанность в наши дни - это прежде всего не безупречность манер (хотя и это, конечно, тоже не минус), а внимание к окружаю­щим. (29) Чем плотнее кольцо людей, сжимающее тебя, тем более внимательным и осторожным, терпеливым и предупредительным должен ты быть.

(По З. Паперному)

1. Какое утверждение, отражающее точку зрения автора, есть в тексте в виде прямого высказывания?

1) В толпе, среди множества людей, человек не должен терять своей индивидуальности. ,

2) В общественном транспорте, где люди вынуждены проводить большую часть времени, нет условий для демонстрации «хороших манер».

3) Истинная воспитанность человека проявляется именно в условиях многолюдства.

4) Сейчас воспитанных людей стало меньше, чем раньше.

Текст №3

(1) — Наденька, так: вы меня любите? — спросил я.

(2) — Люблю, конечно, люблю,— ответила Надя.

(3) От прилива внезапного счастья я вскочил и принялся танцевать нечто вроде «Танца с саблями». (4) Потом подпрыгнул до потолка, задев люстру, выскочил на лестничную площадку и с разбегу налетел на уборщицу с ведром в руках. (5) Вода разлилась, уборщица чуть не упала с лестницы. (6) «Ты что, ослеп?» — крикнула она, но я пронёсся мимо неё, как на крыльях. (7) Грубая женщина. (8) Подумаешь, лужа!.. (9) Знала бы она, что меня любит Наденька!

(10) Во дворе малыши строили замок из песка. (11) Переполненный радостью, я вскочил на дворец, превратив его снова в груду песка. (12) «Дяденька, что вы делаете?» — зачирикали мальчишки. (33) Я даже не повернул головы. (14) Глупые дети, что значит их замок на песке по сравнению с любовью моей Наденьки! (15) Любит, любит!..

(16) На автобусной остановке мне под ноги попалась кошёлка с овощами. (17) Я с ходу пнул её ногой, и по асфальту весело заскакали зелёные огурцы, жёлтые яблоки и красные помидоры. (18) «Бандит!..» — раздалось мне вдогонку. (19) Но я не удостоил хозяйку кошёлки даже взгляда, все мои мысли были о Наденьке.

(20) Задыхаясь от восторга, я стремительно летел в сторону берёзовой рощи. (21) Под желтеющими осенними деревьями на скамейке сидели несколько пенсионеров.

(22) Я пробежался по их ногам, как по клавиатуре рояля: та-та-та-та-та-тинь-тинь.

(23) «Держи хулигана!» (24"» Эгоисты эти пенсионеры. (25) Разве трудно понять, что чувствует человек, которого любят!..

(26) Я влетел в рощу и, хмелея от бега и восторга, упал на зелёную душистую траву. (27) Ах, какое это счастье — любить и быть любимым, какое счастье!

(28) Вдруг я почувствовал, что по мне пробежал некто в ботинках с железными набойками, раздавив часы на моей руке. (29) Я мгновенно вскочил – и тут же полетел в пруд, сшибленный ещё кем-то, проносившимся мимо. (30) Как только я выбрался из воды, чьи-то пальцы стиснули мой нос так, что из глаз брызнули слёзы. (31) Вырвавшись, я схватил с земли здоровую палку. (32) «Ну, сейчас я покажу этим кретинам!»

(33) Но что я мог сделать! (34) Вокруг меня, обезумевшие от счастья, скакали стада румяных молодых людей, выкрикивая разные женские имена и на разные лады повторяя: «Любит! Любит!..» (35) Оказывается, я был не одинок... (36) Любилии других.

(Ю. Котлярский)

1. В каком предложении автор использует экспрессивные оценочные слова, в которых проявляется его отношение к поведению героя рассказа?

1) 14 2) 18 3) 25 4) 34

Наши рекомендации