Вопрос 69. Правовое обеспечение экологической безопасности транспортных средств и средств связи.
Транспортные средства относятся к источникам повышенной опасности, в том числе и экологической. В соответствии со ст. 44 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» при проектировании, производстве, эксплуатации, ремонте и техническом обслуживании передвижных источников лица, осуществляющие названные виды деятельности, обязаны разрабатывать и осуществлять меры по снижению токсичности, дымности отработанных газов, очистке или обезвреживанию выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, переходу на менее токсичные виды топлива и иные меры, направленные на предотвращение и снижение вредного воздействия на окружающую среду. Производство и (или) эксплуатация передвижных источников, у которых содержание загрязняющих веществ в выбросах и уровни иных вредных физических воздействий на окружающую среду превышают установленные нормативы, запрещаются. Законодательство, регулирующее эксплуатацию транспортных средств на различных видах транспорта (автомобильного, трубопроводного, железнодорожного, водного, воздушного), также устанавливает требования по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности. Безопасность трубопроводного транспорта обеспечивается на основании экологических требований, установленных ст. 45 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», а также Законом Республики Беларусь от 9 января 2002 г. «О магистральном трубопроводном транспорте» (см. § 4). Законом Республики Беларусь «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках»* устанавливаются требования к автомобильным транспортным средствам и коммуникациям автомобильного транспорта, включая требования в области охраны окружающей среды, которым должны соответствовать габаритные размеры, параметры массы и иные технические характеристики автомобильных транспортных средств. С целью обеспечения мер по охране окружающей среды автомобильные транспортные средства и деятельность на автомобильном транспорте подлежат сертификации на соответствие требованиям безопасности дорожного движения, безопасности жизни и здоровья граждан, сохранности грузов и имущества граждан, охраны окружающей среды. В соответствии со ст. 46 Закона Республики Беларусь «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» обязанность обеспечения безопасных условий выполнения автомобильных перевозок пассажиров или грузов и иных мер по обеспечению безопасности деятельности на автомобильном транспорте, а также охраны окружающей среды возлагается на юридические лица и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области автомобильного транспорта и автомобильных перевозок. Обеспечение экологической безопасности на железнодорожном транспорте гарантируется Законом Республики Беларусь «О железнодорожном транспорте», согласно которому для обеспечения безопасной эксплуатации железнодорожного транспорта общего пользования Советом Министров Республики Беларусь устанавливаются запреты (ограничения) на осуществление на землях железнодорожного транспорта общего пользования деятельности, противоречащей их целевому назначению, а также иные запреты (ограничения), связанные с особыми условиями использования этих земель. Организации железнодорожного транспорта общего пользования обязаны использовать предоставленные им земельные участки в соответствии с целевым назначением и условиями их предоставления с соблюдением требований законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды и земельного законодательства Республики Беларусь. Обязанности по охране окружающей среды на водном транспорте установлены Кодексом внутреннего водного транспорта Республики Беларусь. Названные обязанности возложены на судовладельцев, которые обязуются обеспечивать экологическую безопасность судоходства, недопущение загрязнения с судов водной среды хозяйственно-бытовыми водами и отходами, нефтью, нефтепродуктами и другими веществами, вредными для здоровья людей и животного мира водоемов. Оборудование судов соответствующими техническими средствами осуществляется в соответствии с требованиями законодательства об охране окружающей среды. При отсутствии оборудования, устройств по приему, переработке и очистке хозяйственно-бытовых и нефтесодержащих вод и отходов, а также по сбору с поверхности воды нефтепродуктов в случае аварийных разливов их с судов судовладелец заключает договор на выполнение этих работ со специализированными организациями. Воздушный кодекс Республики Беларусь устанавливает требования по защите граждан и охране окружающей среды от вредного воздействия полетов воздушных судов. Для соблюдения названных требований гражданское воздушное судно, эксплуатируемое в Республике Беларусь, должно иметь сертификаты, установленные авиационными правилами, которые определяют уровень шумов на местности, связанных с эксплуатацией воздушного судна, а также выбросов загрязняющих веществ авиационными двигателями. Владельцы аэродромов, эксплуатанты воздушных судов, командиры и члены экипажей воздушных судов обязаны принимать меры по снижению уровня шумов при эксплуатации воздушных судов на земле и в воздухе. В целях защиты граждан и охраны окружающей среды на территориях, прилегающих к аэродромам гражданской авиации, на которых расположены объекты, являющиеся источниками выбросов или сбросов загрязняющих веществ и иного вредного воздействия на окружающую среду, в соответствии с законодательством устанавливаются санитарно-защитные зоны. Для предупреждения вредного воздействия полетов воздушных судов на граждан и объекты окружающей среды в определенных районах может устанавливаться минимальная высота полета воздушных судов. Особое внимание в законодательстве уделено безопасности перевозки опасных грузов. Согласно Закону Республики Беларусь «О перевозке опасных грузов» опасные грузы представляют собой вещества, материалы и изделия, обладающие свойствами, проявление которых при перевозке может послужить причиной взрыва и (или) пожара, привести к гибели, заболеванию, травмированию, отравлению, облучению или ожогам людей и (или) животных, а также вызвать повреждение сооружений, транспортных средств, иных объектов перевозки и (или) нанести вред окружающей среде. Лица, осуществляющие транспортные работы и услуги, с целью обеспечения их безопасности обязаны принимать меры по защите жизни и здоровья населения, окружающей среды в случае аварий и инцидентов при перевозке опасных грузов. Одной из мер охраны окружающей среды при перевозке опасных грузов является страхование риска гражданской ответственности.
Связь является одной из основных частей хозяйственной и социальной инфраструктуры Республики Беларусь и предназначена для удовлетворения нужд государственных органов, юридических и физических лиц в услугах электрической и почтовой связи.
Сеть электрической связи - это комплекс технических средств, обеспечивающих передачу и прием сигналов, отражающих звуки, изображения, письменный текст, знаки и сообщения любого рода, по проводной, оптической радиосистеме или иным электромагнитным системам.
Субъектам хозяйствования, осуществляющим свою деятельность в области связи, земельные участки предоставляются в порядке и на условиях, определенных Кодексом Республики Беларусь о земле и иным законодательством в размерах, необходимых для осуществления их деятельности. В соответствии с указанным Кодексом (статья 29) для строительства объектов связи предоставляются земли несельскохозяйственного назначения или не пригодные для сельского хозяйства, либо сельскохозяйственные земли худшего качества. Линии связи проводятся главным образом вдоль границ полей севооборотов, дорог, существующих трасс и т.п. Субъекты хозяйствования имеют право прокладывать коммуникации связи через мосты, туннели, улицы, сооружения, коллекторы, запретные зоны и леса. При этом они обязаны соблюдать требования экологической безопасности и не допускать нанесения ущерба окружающей среде.
Важное место в системе связи отводится радиочастотному ресурсу. Согласно Закону Республики Беларусь от 5 октября 1994 г. «О связи»1 радиочастотный ресурс представляет собой ограниченные природные ресурсы, управление использованием которых является исключительным правом государства. Радиочастотный ресурс - это часть радиочастотного спектра, пригодная для передачи и (или) приема электромагнитной энергии. Поскольку радиоэлектронные средства связи являются источником электромагнитного излучения, они подлежат регистрации и сертификации.