Каталитическое восстановление
[К4]
4) 2NO2 + 2NH3 −−−−−→ N2 + 3H2O+0,5O2+Q4
t, τ, C
[К5]
5) NO2 + 2H2 −−−−−→ 1/2N2 + 2H2O+Q5
t, τ, C
Реактор трубчатого типа (рис. 10)
1, 7 – коллектор ввода и вывода газа; 2, 6 – верхняя и нижняя крышки реактора; 3 – коллектор выдачи пара; 4 – коллектор подачи конденсата; 5 – реактор; 8, 11 – верхняя и нижняя трубные доски; 9 – труба; 10 – рекуперационный теплообменник; 12 – трубы с катализатором. |
Рисунок 10 – Реактор трубчатого типа
АБСОРБЦИЯ [5]
Абсорбция – процесс селективного поглощения токсичных компонентов газа жидкими средами.
Процесс поглощения серного ангидрита протекает по уравнению:
[P]
6) SO3+ H2O−−−−−−→ H2SO4 +Q7 ,
t, τ, C
В результате реакции (6) образуется товарная серная кислота - моногидрат.
Абсорбция классифицируется на две группы:
– физическая;
– химическая.
Абсорберы тарельчатого типа.
Для повышения эффективности поглощения газа в абсорберы вместо контактных насадок устанавливают тарелки специальной конструкции. Эскиз абсорбера, укомплектованного тарелками, приведен на рисунке 11.
1 и 4 – коллектор ввода и вывода газа; 2 – корпус; 3 и 13 – коллектор ввода и вывода абсорбента; 5 и 12 – крышка и днище; 6 – отбойные тарелки капель абсорбента; 7 – оросительное устройство; 8 – карманы для слива абсорбента; 9 – слой жидкой фазы на тарелке; 10 – тарелки; 11 – колосниковая решетка; |
Рисунок 11 – Абсорбер тарельчатого типа
В зависимости от конструкции тарелок и линейной скорости газового потока различают три гидродинамических режима:
- пузырьковый (Vг=0,2 ÷0,4 м/с)
- пенный (Vг=0,5 ÷3 м/с)
- струйный (Vг=4 ÷ 20 м/с)
Колпачковые тарелки (рис. 12).
1 – корпус тарелки; 2 – втулка; 3 – колпачок; 4 – сливной патрубок; δ – толщина тарелки, мм. h – высота сливного канала (слой абсорбента на тарелке), мм. |
Рисунок 12 – Тарелка колпачкового типа
В колпачковых тарелках реализуется гидродинамический режим перекрестного типа. Высота жидкой фазы определяет сопротивление тарелки ΔРс=h1 (мм.ж.ф.).
Выводы
1. Освоена методика определения, абсолютного и предотвращённого ущербов от отработанных газов СЭУ при работе на разных видах топлив.
2. Определён абсолютный ущерб от воздействия токсикантов отработанных газов СЭУ воздушному бассейну на разных видах топлив. (Привести данные из расчетов).
3. Определена величина предотвращённого ущерба от отработанных газов СЭУ при работе на разных видах топлив. (Привести данные из расчетов).
4. Определена величина удельного ущерба воздушному бассейну при работе СЭУ на разных видах топлив. (Привести данные из расчетов).
5. Разработаны технические рекомендации по снижению ущерба воздушному бассейну от отработанных газов СЭУ при работе на разных видах топлив.
Вывод.
Контрольные вопросы
1. Какое отрицательное воздействие оказывают суда на загрязнение атмосферного воздуха?
2. Какие существуют пути снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха при эксплуатации судов?
3. Тяжелое и легкое топливо как способ снижения ущерба атмосфере.
4. Что такое абсолютный ущерб и предотвращенный ущерб воздушной среде?
5. Какие существуют основные пути снижения концентрации токсикантов в отработанных газах СЭУ?
6. Какими способами понижают уровень диоксида серы в отработанных газах судовых энергетических установок?
7. Как производят защиту воздушного бассейна от пыли?
8. Назвать теоретические основы очистки газовоздушных сред от пыли?
9. Что представляют собой диффузионные методы очистки газовоздушных сред от пыли?
10. Источники образования сажи. Влияние сажи на окружающую среду.
11. Принцип работы электрофильтров для очистки газовоздушных сред от сажи?
12. Понятие о зонах особого контроля воздушной среды при эксплуатации судов (SECA и ECA). Где эти зоны? Нормативно правовая база.