Предмет, объекты и задачи общественного экологического контроля.
В процессе общественного экологического контроля проверяется соблюдение юридическими и физическими лицами экологического законодательства РФ. Обязательным условием этого является наличие у общественного инспектора минимально необходимого уровня юридических знаний.
Объекты общественного экологического контроля можно разделить на несколько категорий:
1.Хозяйственные объекты (или хозяйствующие субъекты);
2.Природная среда, ее состояние и изменения (в том числе природные или природно–техногенные объекты);
3.Деятельность физических и юридических лиц по использованию и охране окружающей среды и природных ресурсов.
При этом следует иметь в виду, что во многих случаях общественный контроль деятельности хозяйствующих субъектов затруднен, в силу того, что общественникам непросто на законных основаниях попасть на их территорию, отсутствия у них специальных знаний, а также необходимого контрольно–измерительного оборудования. Даже при наличии такого оборудования, для того, чтобы данные инструментального контроля можно было использовать, например, в суде, требуется отбор проб и проведение исследований только в аккредитованной лаборатории.
В связи с этим наиболее перспективными направлениями общественного экологического контроля являются:
– состояние природных объектов, природной среды (несанкционированные свалки; незаконные порубки зеленых насаждений; несанкционированные карьеры и пр.);
– состояние компонентов природной среды (земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле);
– деятельность физических и юридических лиц по использованию и охране окружающей среды и природных ресурсов (мытье автомобилей на природных водоемах; рубка деревьев; складирование отходов в местах, не предназначенных для таких целей; сжигание мусора в населенных пунктах).
Следует отметить, что общественный экологический мониторинг и контроль не может рассматриваться как инструмент для изучения глобальных проблем. Причина этого носит практический характер, т.к. рычаги воздействия на глобальные процессы (кроме образовательных в широком смысле этого слова) в большинстве случаев находятся вне досягаемости конкретного сообщества, живущего в данной местности. Общественный мониторинг оказывается эффективным лишь тогда, когда люди думают глобально(или в границах региона в целом), но действуют локально. Характерным примером таких локальных объектов общественного мониторинга являются малые реки или другие объекты местного масштаба (относящиеся к локальному мониторингу).
Именно в отношении малых водных объектов местное население имеет достаточно рычагов, чтобы реально повлиять на принятие контрольных мер и этим способствовать улучшению их состояния.
Санэпидемнадзор и организации, осуществляющие эксплуатацию систем водоснабжения, организуют наблюдения за качеством питьевой воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водозабора наружной и внутренней водопроводной сети. Они не располагают сведениями о качестве воды на выходе, у потребителя. При сегодняшнем состоянии разводящих сетей многие параметры, характеризующие состав питьевой воды у потребителя, определяются вторичным загрязнением в этих сетях (вызванным накоплением загрязнений в застойных зонах, отсутствием герметичности, коррозией водопроводов и т.п.) Подобные ситуации предоставляют широкое поле для организации результативного общественного мониторинга и контроля.
В таких случаях серьезную роль могут сыграть также наблюдения, организованные вузами, школами, детскими общественными организациями. Конечно, речь не идет о точных измерениях. Но приемы изучения сред, накапливающих вредные вещества, и методы биологического мониторинга (оценка запыленности, загрязненности снежного покрова, изменений в состоянии растительности, оценка состояния водоема) с успехом могут быть использованы.