Задачи экологической политики обращения с отходами

В целом специалисты оценивают положение с использованием, обезвреживанием и размещением отходов как крайне неудовлетво­рительное для большинства регионов России. Они отмечают нере­шенность вопросов строительства полигонов и перерабатывающих заводов; отсутствие финансовых средств для ликвидации угроз чрез­вычайных экологических ситуаций и реализации региональных про­грамм; усиление техногенных нагрузок; конфликты между населени­ем, проживающим на территории планируемых к строительству объ­ектов, что препятствует решению экологических проблем региона в целом (например, из-за протестов населения было приостановлено строительство Центра технического захоронения твердых бытовых отходов в г. Владимире); большое количество уже накопленных от­ходов; наличие высокой доли опасных отходов, в том числе радио­активных, а также отходов, возникающих в результате уничтожения химического и устранения (износа) иного оружия; незавершенность разработки эффективной государственной политики в сфере обра­щения с отходами; сложность сочетания гибкой рыночной экономи­ки, способной на быструю серьезную переориентацию, с дальновид­ной государственной поддержкой, которая стимулирует использова­ние отходов и снижение их негативного воздействия на окружающую среду, и другие обстоятельства.

Дело в том, что ежегодно в стране образуется около 7 млрд. тонн отходов, из которых используется лишь 2 млрд. -тонн, т. е. 28,6%. В результате на территории РФ уже накоплено более 80 млрд. тонн только твердых отходов. Под полигоны и свалки твер­дых бытовых отходов ежегодно отчуждается около 10 тыс. га при­годных для использования земель (без учета несанкционированных свалок). В 1999 г. только в городах и поселках городского типа Рос­сии образовалось около 30 млн. т. твердых бытовых отходов, а по прогнозам специалистов, к 2005 г. ежегодное их накопление возрас­тет до 35 млн. т. Велика доля опасных отходов: на начало 1997 г. (когда, кстати, законодательные процедуры по принятию Федераль­ного закона «Об отходах производства и потребления» вступили в завершающую стадию) на предприятиях промышленности было на­коплено 1431,7 млн. тонн токсичных отходов, а на конец 2000 г.— уже 1,8 млрд. тонн, из которых обезврежено около 15%.

Отходы, не подлежащие использованию и переработке, направ­ляются на захоронение в 1112 мест организованного захоронения токсичных отходов, занимающих территорию в 14 тыс. га. До 1999 г. 84% (935) мест отвечали действующим требованиям, 16%



-|

(177) не соответствовали нормам экологической и санитарной безо­пасности. В 1999 г. нормативам не отвечали уже 539 из 2955 мест захоронения отходов.

Средний уровень использования токсичных отходов не ниже Щ класса опасности не превышает 10-12%. В итоге около 90% таких отходов поступает в окружающую среду. Они являются фактором ее загрязнения, приводят к потерям земельных площадей под склади­рование. В то же время эти отходы обладают ресурсной ценностью (ртутьсодержащие, мышьякосодержащие, древесные отходы, отходы углеобогащения, шламы и пыли металлообработки и др.).

Федеральная целевая программа «Отходы» начинается с конста­тации того факта, что сложившаяся в сфере обращения с отходами ситуация ведет «к сильному загрязнению окружающей среды, нера­циональному использованию природных ресурсов, значительному экономическому ущербу и представляет реальную угрозу здоровью современных и будущих поколений страны»1. Именно эти обстоя­тельства подтверждают опасения специалистов и общественности в отношении планов ввоза в РФ отработанного ядерного топлива из-за рубежа на переработку и захоронение.

Следует отметить, что несмотря на значительную работу по со­вершенствованию законодательства и управления в сфере обраще­ния с отходами многие задачи остаются нерешенными. Важнейши­ми из них являются: 1) обеспечение экологически безопасного захо­ронения, использования отходов; 2) увеличение финансовых и технических ресурсов; 3) устранение раздробленного управления от­ходами. Сегодня в нем участвует группа специальных органов ис­полнительной власти (Минатом, Минздрав, Министерство природ­ных ресурсов и др.); из-за этого происходит, с одной стороны, дуб­лирование ряда функций, решений, а с другой - контроль осуществляется недостаточно полно; 4) слабо разработаны процессу­альные нормы; разрешительный порядок нуждается в изменении (снижение бюрократизма с одновременным обеспечением эффек-

1 Данная программа (конечно, в случае ее реализации) сориентирована на: сниже­ние на 20-30% негативного воздействия отходов на окружающую среду в районах осу­ществления пилотных проектов переработки и обезвреживания отходов; сокращение от­чуждения земель под полигоны и свалки за счет переработанных отходов; экономию сырья, материальных и топливо-энергитических ресурсов за счет вовлечения отходов в хозяйственный цикл; накопление и распространение опыта с целью вовлечения пред­приятий в процессы использования и обезвреживания вновь образующихся и уже нако­пленных отходов; создание рынка экологически безопасных технологий и оборудования по переработке и обезвреживанию отходов; производство и ввод на рынок пользующих­ся спросом товаров, изготовленных из (или с применением) отходов. 228



тивности контроля); 5) сложны проблемы разграничения компетен­ции Федерации и ее субъектов (пока преобладает чрезмерная цен­трализация); минимальны возможности в данной сфере у органов местного самоуправления. Таким образом, законодательство нужда­ется в согласовании и устранении пробелов.

Рекомендуемая литература: Дубовик О. Л. Экологические преступления. Коммен­тарий к главе 26 УК РФ. М, 1998, с. 125 и след.; Комментарий к Федеральному зако­ну «Об отходах производства и потребления» / Под ред. Яковлева А. СПб, 1999; Куз­нецова О.Н., Радчик О. Л. Загрязнение окружающей среды отходами и опасными ве-ц-ествами. М., 2001; КрассовО.И. Экологическое право. М., 2001, с. 487-513; Европейское экологическое право. Теория и законодательство (Обзор) — Современ­ное экологическое право в России и за рубежом / Под ред. О. Л. Дубовик. М., 2001, с. 170-174.

Глава XVII

Глава XVIII

Наши рекомендации