Использование «экологического дневника дошкольника» в приобщении детей старшего дошкольного возраста к .природе.
Для организации деятельности детей старшего дошкольного возраста можно использовать методическое пособие: Никонова Н.О., Талызина М.И. Экологический дневник дошкольника. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007. .Это пособие состоит из 4 тетрадей–дневников: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето». Структура пособия подчинена логике учебного года и одновременно логике сезонных изменений в природе. Поэтому работа с пособием начинается с осени. Работу с каждым дневником следует вести регулярно. Только в этом случае у ребенка появится привычка, а затем и потребность наблюдать, интерес к исследовательской деятельности, в результате чего ребенок приобретет грамотную систему экологических представлений.
Заполнять дневник лучше не сразу, а постепенно, по нескольку раз обращаясь к каждой странице.
Дневник построен таким образом, что помогает ребенку включиться в разные виды деятельности: наблюдение, опыты, эвристические рассуждения, работу с поэтическим материалом, рисование. В конце каждого месяца детям предлагаются интересные задания по экспериментированию и приобщению к особенностям природы «Малой Родины».
В конце каждого месяца дети раскрашивают соответствующий сектор в «КРУГЕ ГОДА» (см. стр. 4 «Экологического дневника»). Тогда к окончанию работы со всеми четырьмя тетрадями закрашенный «КРУГ ГОДА» будет представлять красочную модель года, что поможет детям представить годичный цикл и наглядно познакомиться с такой особенностью времени как текучесть.
В содержании дневника широко включены народные приметы, некоторые из которых дети могут проверить. Это помогает поддерживать познавательную активность старших дошкольников.
Для воспитателя на страницах дневника имеются подсказки, которые позволяют доступно объяснить детям явления природы.
Помогают осознать происходящие явления персонажи: любопытная, эмоциональная Рита и всезнающий, рассуждающий Никита. Эти персонажи выбраны не случайно. Это ровесники наших старших дошкольников, которые осваивают данный материал. Они олицетворяют мальчиков и девочек, имеют разную смысловую нагрузку: Рита удивляется, восхищается, задает вопросы. Никита рассказывает о природных явлениях, дает советы, объясняет. Эти персонажи не делают ошибок, а просто поддерживают интерес дошкольников к познавательной деятельности, являясь как бы их партнерами.
Заниматься по пособию можно индивидуально и подгруппой детей. В случае занятия с подгруппой детские рисунки необходимо выполнять на отдельных листах. После окончания работы лист с рисунками (записанным рассказом, рассуждениями) вкладывается или вклеивается в соответствующее место в пособии и используется в обобщающей беседе в конце изучения месяца или сезона. Этот материал можно использовать не только для обобщения, но и для оживления детских впечатлений.
Каждый разворот дневника посвящен одной неделе.
Приведем пример работы в течение одной недели (Октябрь, неделя первая).
На данном рисунке представлена страница экологического дневника
Первое обращение к дневнику. Неделю лучше начать с беседы о новом осеннем месяце. В гости к детям приходят Рита и Никита, они предлагают детям вспомнить, какое сейчас время года, сообщают, какой наступил месяц. Дают задание подумать, почему в старину октябрь назывался листопадом. Дети вспоминают признаки осени, которые можно увидеть в это время. Воспитатель уточняет эти признаки. Никита сообщает народную примету: «октябрьский гром к бесснежной зиме»
На этом первое обращение к дневнику можно прервать, но воспитатель ждет проявления инициативы детей: поддерживает разговоры о листопаде, громе, детские впечатления об осенних явлениях. Если у детей возникают вопросы, воспитатель предлагает адресовать их Рите и Никите, для общения с которыми, дети совместно с воспитателем изготавливают специальный почтовый ящик.
Если у детей подготовительной группы возникнут разговоры о данной народной примете, можно предложить им проверить, совместно обсуждаются способы проверки (в календаре природы на октябрь отмечать гром), обсудить с детьми, какая зима считается снежной. Все это может привести к интересным рассуждениям о том, почему приметы совпадают с реальными сезонными явлениями или не совпадают.
Второе обращение к дневнику. Может быть проведено в форме занятия «Нарисуй стихотворение».
В первой части занятия воспитатель предлагает послушать стихотворение И.Бунина, чтобы затем его нарисовать. С детьми проводится беседа по содержанию стихотворения. Обсуждаются особенности поэтических сравнений (почему поэт сравнивает лес с расписным теремом, какими красками его описывает, почему поэт сравнивает лес с веселой, пестрою стеной, почему называет осеннюю поляну светлой). Далее, чтобы стихотворение было легче нарисовать, воспитатель предлагает его запомнить и рассказать.
Во второй части занятия дети «рисуют стихотворение». Для более колоритного представления картины осеннего леса, изображенного в стихах И.Бунина, воспитатель использует музыкальные произведения из цикла «Времена года» П.И.Чайковского или А. Вивальди.
В заключительной части оцениваются рисунки детей с позиции отражения содержания стихотворения И.Бунина (у кого лес получился как терем расписной, кто сумел изобразить веселый лес, лес как пеструю стену, кому удалось передать светлую поляну). Затем дети любуются рисунками, а воспитатель эмоционально под музыкальное сопровождение еще раз читает стихи И.Бунина.
На этом второе обращение к дневнику заканчивается, но работа с эмоциональными впечатлениями детей продолжается. Рисунки детей собираются и подшиваются в соответствующее место дневника или делается ксерокопия разворота листа дневника и к нему прикрепляются рисунки детей. Дети могут рассматривать рисунки самостоятельно. При этом их высказывания, размышления и впечатления можно записать на обороте рисунка. Эта подборка рисунков и детских размышлений может быть использована воспитателем на обобщающем занятии об осени.
В этот же период, удачным будет организация рассматривания детьми иллюстраций, репродукций картин, фотографий, открыток, отражающих радостное настроение и красоту осени, а так же прослушивание музыкальных произведений.
Третье обращение к дневнику связано с рубрикой «Присмотрись». Эта работа реализуется в ходе наблюдения на прогулке. Беседа строится в форме поисковой деятельности (работа с проблемными вопросами). От лица Никиты детям предлагается вспомнить, не появлялись ли на участке детского сада или у домов птицы, которых не было летом (снегири, свиристели, синицы). А Рита интересуется, почему они прилетают. Детские высказывания воспитатель записывает, находит противоречивые. Зачитывает эти высказывания, подчеркивая их противоречивость (одни ребята думают, что птицы прилетают к жилью человека потому, что в лесу им холодно, другие не согласны, они думают, что птицам интересно с людьми, а третьи считают, что люди им могут помочь найти еду). Воспитатель сталкивает противоречивые суждения вопросом: «Так кто же прав? Давайте порассуждаем». После этого идет отбор фактов для доказательства верного суждения, дети вспоминают, чем питаются лесные птицы и приходят к выводу о том, что корма в лесу недостаточно. Детям предлагается подумать, как люди могут помочь птицам. Детские предложения выслушиваются и одобряются. Воспитатель поддерживает инициативу детей (например, изготовление кормушки и последующее наблюдение за тем, кто на них прилетит).
Воспитатель поддерживает деятельность детей по самостоятельному наблюдению за птицами («Гости нашего участка», «Птицы в моем дворе», «Синичкины заботы»), осуществляется изготовление кормушек разных модификаций, дальше осуществляются наблюдения: какая кормушка больше понравилась гостям, сколько гостей прилетало, кто завсегдатай птичьей столовой. Детям можно предложить нарисовать вновь прилетевших птиц или сделать фотографии совместно с воспитателем или с родителями.
Четвертое обращение к дневнику предполагает работу с познавательной картинкой дневника, направленной на уточнение знаний детей об особенностях осенних явлений и понимание их содержания и причины. Дети называют нарисованных животных, выполняют задание и объясняют свой выбор (почему именно этих животных можно встретить в осеннем лесу в октябре месяце, почему не встретишь в осеннем лесу в октябре ласточку, бабочку, гусеницу).