Требования к экологической подготовке младших школьников
Общеобразовательный стандарт норм и правил отношения к природе строится на основе идей коэволюции общества и природы, понятия экологического императива как запрета нарушать ряд фундаментальных экологических идей. (Из стандарта «Школьное экологическое образование»)
Общеобразовательная область «Экология» (1993, 1998) играет первостепенную роль в экологическом образовании младших школьников. Именно младший школьный возраст в психолого-педагогической литературе рассматривается как период накопления знаний об окружающем мире и отношениях к нему человека. Практическая ориентация знаний создает основу для формирования ответственного отношения к окружающей среде, к природе Земли как среде обитания и жизнедеятельности человека. Системная характеристика объектов изучения, носящих биоцентрический, антропогенный и социоприродный характер, содержательно раскрывает экологические взаимодействия разных видов - организмов со средой обитания, природных сообществ, человека и общества с окружающей средой. Ведь экология - это часть биологии, изучающая отношения организмов с окружающей средой, или комплексная наука, исследующая среду обитания живых существ (включая человека). В соответствии с этим содержание экологического образования в начальной школе составляют природные системы разного уровня.
В основу изучения младшими школьниками природных систем разного уровня положено научное понятие о живом организме и его связях со средой обитания, рассматриваемых преимущественно на примере связей живых организмов с условиями среды жизнедеятельности. Это отвечает познавательным возможностям ребенка.
Живые организмы как единицы живого, носители жизни на планете Земля зависят от различных факторов среды обитания. Их взаимодействие рассматривается на примерах единства организмов со средой обитания - водной, наземно-воздушной, почвенной и в ряде случаев с другим организмом как средой обитания, на примерах пищевых и климатических связей.
Жизнедеятельность и взаимодействие живых организмов в естественной природе происходит в конкретных местах их обитания - в природных сообществах (в лесу, на лугу, в водоемах). Представление об этих сообществах и приспособленности организмов к жизни в них младшие школьники получают при изучении леса, луга, пресного водоема.
Содержание знаний об окружающей среде и экологических взаимодействиях в начальной школе представляет собой несколько содержательных линий:
Биосфера - глобальная экосистема;
Экосистемы элементарные;
Человек и человечество в экосистемах Земли.
Первая содержательная линия подводит учащихся к выводу, что планета Земля - наш общий дом, что в этом доме есть все, необходимое для жизнедеятельности организмов.
Выпускник начальной школы должен знать: планета Земля - наш большой дом, дом всего человечества; Солнце-источник жизни на Земле; основные группы живых организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры); влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры).
Выпускник начальной школы должен уметь применять теоретические знания в оздоровлении окружающей среды.
Вторая содержательная линия «Экосистемы элементарные» раскрывает жизнедеятельность и взаимодействие живых организмов в естественной природе, в конкретных местах их обитания - в природных сообществах (в лесу, на лугу, в пресных водоемах), в искусственных сообществах (в поле, саду, огороде).
Младший школьник должен знать: разнообразие организмов в экосистемах (природных сообществах) своей местности, связи между ними (примеры); основные среды обитания живых организмов; значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры); искусственные сообщества своей местности и их отличия от естественных природных сообществ; значение домашних животных и культурных растений в жизни человека, условия их выращивания и необходимость ухода; основные растения поля, сада, огорода и виды домашних животных; организмы, приносящие ущерб хозяйству человека и некоторые меры борьбы с ними (например, прополка).
Младший школьник должен уметь: выполнять правила поведения в природе; применять знания при общении с живыми организмами; применять теоретические знания в практической деятельности по улучшению природного окружения; ухаживать за домашними животными (кошка, собака) и культурными растениями (посильное участие).
Третья содержательная линия «Человек и человечество в экосистемах Земли». Жизнь, деятельность и здоровье человека связаны с окружающей средой, ее состоянием. Развитие природы неразрывно связано с развитием человечества, создающего «вторую природу» - искусственную среду обитания, которая вместе с природной образует единую окружающую человека среду.
Младший школьник должен знать: биосоциальную сущность человека; связи человека с окружающей природной и социокультурной средой; условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека; разносторонние связи людей с окружающей средой; позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе; о необходимости сохранения благоприятной окружающей среды.
Младший школьник должен у меть: заботиться о здоровом образе жизни; заботиться об оздоровлении окружающей природной и социокультурной среды, об улучшении качества жизни; предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры); оценивать поведение людей в природе и обществе; улучшать окружающую среду (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение).