ГЛОССАРИЙ. Предельно допустимые концентрации (ПДК) веществ — такое содержание вещества, при котором на человека и окружающую среду еще не оказывается ни прямого

Предельно допустимые концентрации (ПДК) веществ — такое содержание вещества, при котором на человека и окружающую среду еще не оказывается ни прямого, ни косвенного вредного воздействия. Прямое воздействие — нанесение организму временного раздражающего действия, вызывающего удушье, кашель, головную боль и подобные явления, которые выступают в случае превышения пороговой концентра­ции вещества. Под косвенным воздействием имеются в виду такие изменения в окружающей среде, которые ухудшают нормальные усло­вия обитания (например, увеличивают количество туманных дней, поражают зеленые насаждения и т.п.). ПДК - это количественный критерий токсичности, показывающий устойчивость организма по от­ношению к данному веществу. Для каждого вещества, загрязняющего атмосферный воздух, установлены два норматива ПДК (мг/м3): макси­мально разовый (ПДКмр) и среднесуточный (ПДКсс). ПДКмр — это кон­центрация, которая в течение 30 мин не должна вызывать рефлекторных реакций у человека (ощущения запаха, изменения световой чувствительности глаз, аллергических реакций и др.). ПДКсс — это концентрация, которая не должна оказывать на человека вредного воздействия (общетоксичного, канцерогенного, мутагенного) при дыха­нии в течение 24 часов. Например, в воздушной среде ПДК двуокиси азота (максимальная разовая и среднемноголетняя) не должна превы­шать 0,085 мг/м3: свинца и его соединений — 0,0007 мг/м3; сернистого ангидрида — 0,05 мг/м3 (среднесуточная); соляной кислоты — 0,2мг/м3.

Для веществ, по которым ПДК не определены, руководствуются утвержденными на 3 года (с возможностью продления) ориентировоч­ными безопасными уровнями воздействия (ОБУВ) загрязняющих ве­ществ в атмосферном воздухе населенных мест (согласно гигиеничес­кому нормативу ГН 2.1.6.696-98).

Предельно допустимый выброс (ПДВ) — поступление вещества из соответ­ствующего источника в атмосферу (ГОСТ 17.2.1.04-77). ПДВ (г/с, т/год) устанавливается на срок до 5 лет для каждого источника загрязнения атмосферы при условии, что выбросы вредных веществ от данного источ­ника и от совокупности источников для населенного пункта с учетом перспективы развития промышленных предприятий и рассеивания вред­ных веществ в атмосфере не создадут концентрацию, превышающую их ПДК для населения, растительного и животного мира (ГОСТ 17.2.3.02-78). Исходные данные для разработки нормативов ПДВ состоят из двух разделов: рельефно-климатической характеристики местности, в кото­рой располагается данный источник выброса, и технической характе­ристики самого источника. Кроме того, учитываются так называемые фоновые концентрации (Сф) загрязняющих веществ. Фоновая концен­трация для отдельного источника выброса характеризует загрязнение атмосферы в населенном пункте, создаваемое другими источниками, исключая его самого. Фоновая концентрация относится к тому же ин­тервалу осреднения (20—30 мин), что и максимально разовая ПДК. В общем случае должно соблюдаться условие: С + Сф < ПДК.

Предельно допустимый сброс — поступление вещества, находящегося в сточ­ных водах предприятия, в водный объект. В соответствии с ГОСТ 17.1.1.01-77 (п. 39) под предельно допустимым сбросом (ПДС) загрязня­ющего вещества в водный объект понимается масса этого вещества в сточных водах, максимально допустимая к отведению в данном пункте водного объекта в единицу времени с целью обеспечения норм каче­ства воды в контрольном пункте. ПДС (г/с, т/год) устанавливается санэпидемслужбой с учетом ПДК загрязняющих веществ в местах во­допользования. При сбросе нескольких веществ с одинаковыми лими­тирующими показателями вредности ПДС устанавливается так, чтобы с учетом примесей, поступающих в водоем от вышерасположенных выпусков, сумма отношений концентрации каждого вещества, мг/л, в водном объекте к соответствующим ПДК не превышала единицу.

Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду — нормативы, которые установлены в соответствии с величиной допустимого совокупного воздействия всех источников на окружающую среду и (или) отдельных компонентов природной среды в пределах конкретных территорий и (или) акваторий, при соблюдении которых обеспечивает­ся устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие.

Нормативы допустимых выбросов и сбросов химических веществ,в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов — нормативы, которые установлены для субъектов хозяйственной и иной деятельности в соот­ветствии с показателями массы химических веществ, в том числе ра­диоактивных, иных веществ и микроорганизмов, допустимых для по­ступления в окружающую среду от стационарных, передвижных и иных источников в установленном режиме и с учетом технологических нор­мативов, при соблюдении которых обеспечиваются нормативы каче­ства окружающей среды.

Нормативы допустимых физических воздействий — нормативы предельно допустимых уровней шума, вибрации, магнитных полей и иных вред­ных физических воздействий, которые обеспечивают сохранение здо­ровья и трудоспособности людей, охрану растительного и животного мира, благоприятную для жизни ОПС.

Нормативы качества окружающей природной среды — нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологичес­кими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая сре­да. Нормативы качества ОПС подразделяются на три группы: санитарно-гигиенические (ПДК, ПДУ), экологические (производственно-хозяйствен­ные — ПДВ, ПДС) и комплексные, сочетающие в себе признаки первой и второй групп. Первая группа нормативов устанавливается в интересах охраны здоровья человека и сохранения генетического фонда животного и растительного мира. Вторую группу возглавляют нормативы выбросов и сбросов вредных веществ. Они устанавливают требования непосредствен­но к источнику вредного воздействия, ограничивая его деятельность оп­ределенной пороговой величиной выброса (сброса).

Нормирование качества окружающей природной среды (англ. quality rating of environment — почва, воздух...) — деятельность по установлению норма­тивов (показателей) предельно допустимых воздействий на окружаю­щую среду. При этом учитывается наиболее распространенный и к тому же опасный вид отрицательного воздействия загрязнения ОПС. Под ним, как известно, понимают физическое, химическое и биологическое изменения последней, вызванные антропогенной деятельностью и содер­жащие угрозу причинения вреда жизни и здоровью человека, состоянию растительного и животного мира экологических систем природы.

Оценка воздействия на окружающую среду — вид деятельности по выявле­нию, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздей­ствия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной дея­тельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления.

Оценка экологического риска — научное исследование, в котором факты и научный прогноз используются для оценки потенциально вредного воз­действия на окружающую среду различных загрязняющих и других агентов. На всех уровнях — от точечного до глобального — проводится оценка вероятности появления негативных изменений в окружающей природной среде, вызванных антропогенным или иным воздействием. Вред природной среде при различных антропогенных и стихийных воздей­ствиях, очевидно, неизбежен, однако он должен быть сведен до минимума и быть экономически оправданным. Оценке допустимого экологического риска в последнее время уделяется все большее внимание, особенно при принятии решений о вложении инвестиций в то или иное производство.

Правила допу­стимого экологического риска; 1) неизбежность потерь в природной сре­де; 2) минимальность потерь в природной среде; 3) реальная возмож­ность восстановления потерь в природной среде; 4) отсутствие вреда здоровью человека и необратимость изменений в природной среде; 5) со­размерность экологического вреда и экологического эффекта.

Помимо оценки риска, необходимо организовать и управление рис­ком, которое предполагает принятие целого комплекса решений (поли­тических, социальных, технических и экономических), направленных на снижение величины риска до приемлемого уровня. На основе ана­лиза природных опасностей и уязвимости среды, выполняемого совме­стно с проектировщиками, экономистами и социологами, оценивают риск и составляют карты риска. Эти карты, где указаны территории различной степени риска, помогают эффективно решать вопросы уп­равления риском и планирования социально-экономического развития региона (области, района, города).

Факторы риска— условия окружающей среды, не являющиеся непо­средственной причиной определенной болезни, но существенно повы­шающие вероятность заболевания населения. По мнению большинства отечественных и зарубежных экспертов ВОЗ, здоровье человека опре­деляется, по крайней мере, четырьмя группами факторов, взаимодей­ствующих в следующем соотношении: 1) медико-генетическими (20%); 2) образом жизни и качеством питания (50%); 3) состоянием окружа­ющей среды (20%), 4) уровнем развития здравоохранения (10%).

Факторы риска способны неблагоприятно влиять на течение и прогноз имеющегося заболевания. Если к факторам риска присовокупить фак­торы, являющиеся непосредственной причиной болезни, то вместе их называют факторами здоровья.

Физические факторы — один из факторов внешней среды. К ним относятся микроклимат (свет, температура, влажность и скорость движения воз­духа), коммунальный шум (движение транспорта, работа бытовых при­боров), аэроионы (соотношение отрицательно и положительно заряжен­ных газовых частиц) и др. Публикации последних лет свидетельствуют о том, что необходимо учитывать возможность влияния на здоровье и других причин, в частности геопатогенных зон.

Фоновая концентрация — содержание веществ в природных объектах (воздухе, воде, почве), определяемое глобальными природными процессами.

Экологический фактор — любое условие среды, способное оказывать пря­мое или косвенное влияние на живой организм хотя бы на протяжении одной из фаз его индивидуального развития.

Экологическое прогнозирование — предсказание возможного поведения при­родных систем, определяемого естественными процессами и воздействи­ем на них человеческой деятельности. Одна из целей прогнозирования — сохранение природных ресурсов на высокопродуктивном уровне, в ре­зультате чего они могут быть использованы человечеством в течение нео­пределенно продолжительного времени. Известны два типа экологических прогнозов: 1) поисковый, при котором проводится определение возможных состояний явления в будущем; он должен дать ответ на вопрос: что веро­ятнее всего произойдет при условии сохранения существующих тенден­ций?; 2) нормативный, при котором осуществляется прогнозирование до­стижения желательных состояний на основе заранее заданных норм, целей; он должен ответить на вопрос: какими путями достичь желаемого? В ос­нове экологического прогнозирования лежит прежде всего поисковое про­гнозирование с задачей возможно более точного предсказания будущего состояния явления. Это связано с тем, что в настоящее время мы можем только познать закономерности существования и развития видов, популя­ций, биогеоценозов и всей биосферы в целом, но практически еще только приступаем к управлению этими системами.

Наши рекомендации