ГЛОССАРИЙ. Предельно допустимые концентрации (ПДК) веществ — такое содержание вещества, при котором на человека и окружающую среду еще не оказывается ни прямого
Предельно допустимые концентрации (ПДК) веществ — такое содержание вещества, при котором на человека и окружающую среду еще не оказывается ни прямого, ни косвенного вредного воздействия. Прямое воздействие — нанесение организму временного раздражающего действия, вызывающего удушье, кашель, головную боль и подобные явления, которые выступают в случае превышения пороговой концентрации вещества. Под косвенным воздействием имеются в виду такие изменения в окружающей среде, которые ухудшают нормальные условия обитания (например, увеличивают количество туманных дней, поражают зеленые насаждения и т.п.). ПДК - это количественный критерий токсичности, показывающий устойчивость организма по отношению к данному веществу. Для каждого вещества, загрязняющего атмосферный воздух, установлены два норматива ПДК (мг/м3): максимально разовый (ПДКмр) и среднесуточный (ПДКсс). ПДКмр — это концентрация, которая в течение 30 мин не должна вызывать рефлекторных реакций у человека (ощущения запаха, изменения световой чувствительности глаз, аллергических реакций и др.). ПДКсс — это концентрация, которая не должна оказывать на человека вредного воздействия (общетоксичного, канцерогенного, мутагенного) при дыхании в течение 24 часов. Например, в воздушной среде ПДК двуокиси азота (максимальная разовая и среднемноголетняя) не должна превышать 0,085 мг/м3: свинца и его соединений — 0,0007 мг/м3; сернистого ангидрида — 0,05 мг/м3 (среднесуточная); соляной кислоты — 0,2мг/м3.
Для веществ, по которым ПДК не определены, руководствуются утвержденными на 3 года (с возможностью продления) ориентировочными безопасными уровнями воздействия (ОБУВ) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест (согласно гигиеническому нормативу ГН 2.1.6.696-98).
Предельно допустимый выброс (ПДВ) — поступление вещества из соответствующего источника в атмосферу (ГОСТ 17.2.1.04-77). ПДВ (г/с, т/год) устанавливается на срок до 5 лет для каждого источника загрязнения атмосферы при условии, что выбросы вредных веществ от данного источника и от совокупности источников для населенного пункта с учетом перспективы развития промышленных предприятий и рассеивания вредных веществ в атмосфере не создадут концентрацию, превышающую их ПДК для населения, растительного и животного мира (ГОСТ 17.2.3.02-78). Исходные данные для разработки нормативов ПДВ состоят из двух разделов: рельефно-климатической характеристики местности, в которой располагается данный источник выброса, и технической характеристики самого источника. Кроме того, учитываются так называемые фоновые концентрации (Сф) загрязняющих веществ. Фоновая концентрация для отдельного источника выброса характеризует загрязнение атмосферы в населенном пункте, создаваемое другими источниками, исключая его самого. Фоновая концентрация относится к тому же интервалу осреднения (20—30 мин), что и максимально разовая ПДК. В общем случае должно соблюдаться условие: С + Сф < ПДК.
Предельно допустимый сброс — поступление вещества, находящегося в сточных водах предприятия, в водный объект. В соответствии с ГОСТ 17.1.1.01-77 (п. 39) под предельно допустимым сбросом (ПДС) загрязняющего вещества в водный объект понимается масса этого вещества в сточных водах, максимально допустимая к отведению в данном пункте водного объекта в единицу времени с целью обеспечения норм качества воды в контрольном пункте. ПДС (г/с, т/год) устанавливается санэпидемслужбой с учетом ПДК загрязняющих веществ в местах водопользования. При сбросе нескольких веществ с одинаковыми лимитирующими показателями вредности ПДС устанавливается так, чтобы с учетом примесей, поступающих в водоем от вышерасположенных выпусков, сумма отношений концентрации каждого вещества, мг/л, в водном объекте к соответствующим ПДК не превышала единицу.
Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду — нормативы, которые установлены в соответствии с величиной допустимого совокупного воздействия всех источников на окружающую среду и (или) отдельных компонентов природной среды в пределах конкретных территорий и (или) акваторий, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие.
Нормативы допустимых выбросов и сбросов химических веществ,в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов — нормативы, которые установлены для субъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных, передвижных и иных источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды.
Нормативы допустимых физических воздействий — нормативы предельно допустимых уровней шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий, которые обеспечивают сохранение здоровья и трудоспособности людей, охрану растительного и животного мира, благоприятную для жизни ОПС.
Нормативы качества окружающей природной среды — нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда. Нормативы качества ОПС подразделяются на три группы: санитарно-гигиенические (ПДК, ПДУ), экологические (производственно-хозяйственные — ПДВ, ПДС) и комплексные, сочетающие в себе признаки первой и второй групп. Первая группа нормативов устанавливается в интересах охраны здоровья человека и сохранения генетического фонда животного и растительного мира. Вторую группу возглавляют нормативы выбросов и сбросов вредных веществ. Они устанавливают требования непосредственно к источнику вредного воздействия, ограничивая его деятельность определенной пороговой величиной выброса (сброса).
Нормирование качества окружающей природной среды (англ. quality rating of environment — почва, воздух...) — деятельность по установлению нормативов (показателей) предельно допустимых воздействий на окружающую среду. При этом учитывается наиболее распространенный и к тому же опасный вид отрицательного воздействия загрязнения ОПС. Под ним, как известно, понимают физическое, химическое и биологическое изменения последней, вызванные антропогенной деятельностью и содержащие угрозу причинения вреда жизни и здоровью человека, состоянию растительного и животного мира экологических систем природы.
Оценка воздействия на окружающую среду — вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления.
Оценка экологического риска — научное исследование, в котором факты и научный прогноз используются для оценки потенциально вредного воздействия на окружающую среду различных загрязняющих и других агентов. На всех уровнях — от точечного до глобального — проводится оценка вероятности появления негативных изменений в окружающей природной среде, вызванных антропогенным или иным воздействием. Вред природной среде при различных антропогенных и стихийных воздействиях, очевидно, неизбежен, однако он должен быть сведен до минимума и быть экономически оправданным. Оценке допустимого экологического риска в последнее время уделяется все большее внимание, особенно при принятии решений о вложении инвестиций в то или иное производство.
Правила допустимого экологического риска; 1) неизбежность потерь в природной среде; 2) минимальность потерь в природной среде; 3) реальная возможность восстановления потерь в природной среде; 4) отсутствие вреда здоровью человека и необратимость изменений в природной среде; 5) соразмерность экологического вреда и экологического эффекта.
Помимо оценки риска, необходимо организовать и управление риском, которое предполагает принятие целого комплекса решений (политических, социальных, технических и экономических), направленных на снижение величины риска до приемлемого уровня. На основе анализа природных опасностей и уязвимости среды, выполняемого совместно с проектировщиками, экономистами и социологами, оценивают риск и составляют карты риска. Эти карты, где указаны территории различной степени риска, помогают эффективно решать вопросы управления риском и планирования социально-экономического развития региона (области, района, города).
Факторы риска— условия окружающей среды, не являющиеся непосредственной причиной определенной болезни, но существенно повышающие вероятность заболевания населения. По мнению большинства отечественных и зарубежных экспертов ВОЗ, здоровье человека определяется, по крайней мере, четырьмя группами факторов, взаимодействующих в следующем соотношении: 1) медико-генетическими (20%); 2) образом жизни и качеством питания (50%); 3) состоянием окружающей среды (20%), 4) уровнем развития здравоохранения (10%).
Факторы риска способны неблагоприятно влиять на течение и прогноз имеющегося заболевания. Если к факторам риска присовокупить факторы, являющиеся непосредственной причиной болезни, то вместе их называют факторами здоровья.
Физические факторы — один из факторов внешней среды. К ним относятся микроклимат (свет, температура, влажность и скорость движения воздуха), коммунальный шум (движение транспорта, работа бытовых приборов), аэроионы (соотношение отрицательно и положительно заряженных газовых частиц) и др. Публикации последних лет свидетельствуют о том, что необходимо учитывать возможность влияния на здоровье и других причин, в частности геопатогенных зон.
Фоновая концентрация — содержание веществ в природных объектах (воздухе, воде, почве), определяемое глобальными природными процессами.
Экологический фактор — любое условие среды, способное оказывать прямое или косвенное влияние на живой организм хотя бы на протяжении одной из фаз его индивидуального развития.
Экологическое прогнозирование — предсказание возможного поведения природных систем, определяемого естественными процессами и воздействием на них человеческой деятельности. Одна из целей прогнозирования — сохранение природных ресурсов на высокопродуктивном уровне, в результате чего они могут быть использованы человечеством в течение неопределенно продолжительного времени. Известны два типа экологических прогнозов: 1) поисковый, при котором проводится определение возможных состояний явления в будущем; он должен дать ответ на вопрос: что вероятнее всего произойдет при условии сохранения существующих тенденций?; 2) нормативный, при котором осуществляется прогнозирование достижения желательных состояний на основе заранее заданных норм, целей; он должен ответить на вопрос: какими путями достичь желаемого? В основе экологического прогнозирования лежит прежде всего поисковое прогнозирование с задачей возможно более точного предсказания будущего состояния явления. Это связано с тем, что в настоящее время мы можем только познать закономерности существования и развития видов, популяций, биогеоценозов и всей биосферы в целом, но практически еще только приступаем к управлению этими системами.