Поиск компенсирующих элементов природы
Развитие крупных городов достаточно убедительно свидетельствует о том, что многие из современных видов деятельности человека, включая продолжение использования не возобновляемых источников энергии, самые разные виды загрязнения воздушного и водного бассейнов, накопление токсичных материалов и ряд других, не отвечают целям сохранения устойчивости природного окружения. Городская среда, находясь в неуравновешенном экологическом состоянии, испытывает острый недостаток в обновлении природных ресурсов. Экологизация ландшафтного дизайна по существу означает переход к альтернативной модели развития городской среды на основе принципов устойчивого развития. Постепенное осознание необходимости такого изменения приводит развитые в промышленном отношении страны к поиску нетрадиционных решений экологических и социальных задач. Осуществление структурной перестройки производства за счет ускоренного развития высокотехнологичных и малоотходных процессов дополняется мерами по сокращению использования собственных природных ресурсов.
Изменение современного представления о взаимозависимости общества и природы вынуждает искать пути выхода из существующих кризисных ситуаций не только за счет технологических совершенствований или принятия грамотных правительственных решений. В системе мероприятий по охране окружающей среды и, в конечном счете, оздоровлению биосферы, отмечаются два направления: компенсационное и модернизационное [14]. Суть первого заключается в устранении, восполнении и минимизации вреда, наносимого человеком природной среде, для чего осуществляется разработка безотходных технологий, создаются технические и технологические средства для восстановления природы и разрушения вредных веществ, отравляющих биосферу. Эти действия в современных условиях могут обеспечить относительную стабилизацию и улучшение экологической ситуации. Возможности ландшафтного дизайна в компенсационном направлении состоят в использовании для оздоровления городской среды природных материалов в новом качестве.
Второе, модернизационное направление, предполагает создание качественно новых, более совершенных элементов биосферы в виде антропогенных экосистем, структура которых соответствует закономерностям строения и функционирования природных систем. Средоформирующая роль дизайна, архитектуры и градостроительства наиболее полно вписывается в это направление, так как напрямую связана с совершенствованием среды жизнедеятельности человека.
Таким образом, воспроизводство и целенаправленное воздействие на природный потенциал территории средствами ландшафтного дизайна и архитектуры отвечают задачам поддержания динамичного экологического равновесия, а в общем смысле становятся одним из факторов устойчивого развития городов.Вопрос заключается в выборе необходимых средств и методов их использования применительно к различным проблемным ситуациям, создаваемым человеком в результате производственно-хозяйственной деятельности.
Ведение подобной деятельности в городской среде, как правило, редко подчиняется соображениям сохранения, баланса между природными и искусственными компонентами. Вопреки установке на "устойчивое развитие", способы производства и его масштабы редко соотносятся с размерами ущерба для природы и человека.
Утилитарно-практические соображения развития городской структуры чаще всего оттесняют на второй план размышления о возможностях "защитной реакции" природы и ее составляющих факторах.
В связи с этим представляется целесообразным рассмотрение основных источников экологических напряжений для поиска соответствующих средств воздействия на них как в компенсационном, так и в модернизационном направлениях.
Многочисленные исследования в области экологии города позволили выявить механизм изменения естественных компонентов среды, наиболее остро реагирующих на воздействие человека.
В числе основных причин перемен в ландшафте большинство специалистов отмечает преобразование его главного компонента – земли [10]. Изменение конфигурации рельефа, почвенного покрова под воздействием "мобильных" составляющих ландшафта – воздуха и воды – становится началом необратимых процессов разрушения его природной основы. В связи с этим одной из основных задач ландшафтного дизайна в области формирования поверхности земли становится предотвращение ее разрушения за счет реализации "защитной реакции" природы и выбора необходимых технологических и эстетических решений, обеспечивающих ее устойчивое поддержание.
С изучением поверхности земли связан целый комплекс вопросов, круг которых расширяется в процессе непрерывного изменения городских открытых пространств. Одним из результатов постоянного роста города является неуклонное увеличение площади, занятой асфальтом или сетью инженерных коммуникаций. Экспансия транспортных пространств превращает значительную часть городских территорий либо в асфальтированные или неблагоустроенные автостоянки, либо накрывает их паутиной городского рельсового транспорта без компонентов живой природы. В процессе развития селитебных территорий, возведения зданий и сооружений нарушается характер стока поверхностных вод и меняется проницаемость грунта. В результате увеличения площади непроницаемой асфальтовой поверхности, дождевая вода не попадает в землю, а отводится в ливневую канализацию, что отрицательно сказывается на жизнедеятельности микроорганизмов в почве. Ускоренный сброс дождевой воды в канализацию значительно сокращает возможности использования влаги для обеспечения развития растительности на поверхности земли. При существующей необходимости расширения площадей с твердым покрытием, задачей ландшафтного дизайна становится поиск разумного компромисса между устройством сплошного или "прозрачного", проницаемого для воды покрытия.Выбор средств ландшафтного дизайна может существенно влиять на поддержание относительного баланса между естественными и искусственными компонентами среды, при котором за счет необходимого преобразования поверхности земли циркуляция дождевой воды будет обеспечивать ее дополнительную очистку в почве, и способствовать развитию дополнительной биомассы на поверхности.
Изменение соотношения площадей, занятых различными видами растительности в городской среде и асфальтированными поверхностями, составляет один из существенных аспектов влияния на микроклимат территории. Вопрос заключается не только в необходимости сохранения фрагментов природного ландшафта, включаемых в планировочную ткань города, но также в создании развитой системы мозаичных озелененных участков, разбивающих обширные асфальтированные поверхности городских улиц и площадей, селитебных, промышленных и транспортных территорий.Ландшафтный дизайн обладает большими возможностями по созданию наряду с традиционными элементами системы озеленения города (сады, парки, скверы, бульвары) участков природной среды как альтернативы техногенного освоения территории. В этом случае фрагменты растительного покрова земли выступают в качестве средства регулирования радиационного режима территории, в частности, сокращения наиболее дискомфортного длинноволнового (теплового) излучения от нагретых поверхностей, что в худшую сторону отличает асфальтированные участки в городской застройке.
Использование озеленения поверхностей крыш зданий и сооружений в крупном городе обладает немалыми возможностями в плане оздоровления городской среды и улучшения многих микроклиматических характеристик– в частности, для противодействия образованию так называемого "острова тепла" с негативными последствиями в виде аккумулирования в нижнем слое атмосферы вредных выбросов промышленности, сопровождающихся повышением температурного режима приземного слоя воздуха. Значительное расхождение качеств поверхностей, деятельных с точки зрения испарения (растительность) и недеятельных (крыши зданий, покрытия улиц и площадей), приводит к возникновению существенной разницы в затратах энергии прямой солнечной радиации на испарение, в результате чего приземный слой воздуха получает в три с лишним раза больше тепла, чем естественные поверхности [45]. Увеличение площадей, занятых растительностью на крышах зданий и сооружений, связано с использованием средств ландшафтного дизайна в оформлении поверхностей, традиционно являвшихся одним из источников экологических напряжений в городе.
Дискомфортность части городских открытых пространств определяется нарушением в них оптимального ветрового режима. Особые неудобства для человека создает повышение скорости ветра вблизи обширных акваторий или в результате нерационального выбора этажности и конфигурации жилой застройки. Напротив, для городских территорий, подверженных воздействию промышленных выбросов, отсутствие эффективной системы сообщающихся открытых пространств становится источником экологических проблем ввиду невозможности нормального воздухообмена с более чистыми окружающими территориями. Размещение высокой растительности с учетом обеспечения "необходимого "защитного" эффекта или создания ветрового коридора", составляет один из аспектов ландшафтного дизайна.
Среди источников многочисленных экологических напряжений в городской среде современный транспорт обладает наибольшей динамичностью и многофакторностью. На примере Санкт-Петербурга видно, что даже при относительной стабилизации удельного веса автотранспортных загрязнений на уровне около 60% от объема загрязнений воздушного бассейна, прогноз на ближайшую перспективу остается неблагоприятным [56]. В числе факторов, обуславливающих снижение устойчивости городской среды, вибрация и шумовой низкочастотный фон от движущегося транспорта становятся источниками постоянного дискомфорта в зонах транспортных магистралей. Практика ландшафтно-экологических преобразований транспортных территорий ряда крупнейших городов Европы дает основания для рассмотрения средств ландшафтного дизайна в качестве пути частичного решения существующих проблем. Воздействие на характеристики акустических полей с помощью размещения растительности и изменения рельефа поверхности земли становится важным фактором стабилизации среды.
Растительность, как наименее устойчивая составляющая городского ландшафта, одновременно выступает в качестве одного из основных средств ландшафтного дизайна по регулированию большинства характеристик климата города. Неизбежность постоянного обновления растительного материала, принимающего на себя значительную долю антропогенных нагрузок, определяет немалые резервы в обновлении эстетики городских пространств различного назначения.
Рассмотрение города в качестве сложной динамической системы, в которой поведение каждого элемента влияет на поведение всех ее составляющих, предполагает комплексное изучение состояния отдельных элементов городской структуры во взаимодействии с другими дискретными единицами развития [53]. По существу, обеспечение устойчивого развития городского пространства с помощью различных средств, включая средства оформления ландшафта, заключается в достижении сбалансированного состояния многих саморегулирующихся локальных подсистем на основе выполнения ими определенных функций.
Последствия техногенного воздействия распространяются на всю территорию города и при всей неоднородности экологической ситуации в отдельных его частях, и не могут быть компенсированы без использования природных ресурсов на уровне города и его окружения. В этом смысле все существующие положения о необходимости создания в городских границах непрерывной системы озелененных территорий, своего рода "природного каркаса", сохраняют свою актуальность.
В то же время, обострение экологических проблем крупного города в условиях современного несбалансированного развития делает целесообразным рассмотрение новой модели достижения более устойчивого состояния отдельных фрагментов городской структуры на основе создания средствами ландшафтного дизайна и архитектуры компенсирующих элементов искусственной природы вблизи источников экологической напряженности. Вэтом случае процесс стабилизации локальной подсистемы с преобладающей функцией (транспортная, промышленная и др.) будет заключаться в ландшафтно-экологичной реконструкции территории с увеличением ее природного потенциала. Задача заключается в том, чтобы с помощью компонентов "второй" природы контролировать и эффективно регулировать степень разрушающего воздействия каждого из техногенных объектов на городскую среду в источнике возникновения дополнительных напряжений.
Актуальность подобного подхода на современном этапе развития большинства крупнейших городов подкрепляется необходимостью обеспечения техногенной безопасности при осуществлении позитивного технологического реформирования отечественного производства и транспорта.
Наиболее масштабные изменения в подходах к обеспечению жизнепригодности городской среды должны произойти в модерниза-ционном направлении деятельности по оздоровлению биосферы. Значительная часть задач в этом плане связана с расширением использования средств ландшафтного дизайна для качественного изменения большинства типов городских пространств. Дополнительно к созданию участков искусственного ландшафта компенсационного и стабилизационного назначения модернизационное направление может включать достаточно радикальный пересмотр концепций формирования ландшафта современного города в целом.
♦ /См. цветную вклейку, № 14-19/