Почему работают нелегальные пункты сбора металла?

Почему по Воронежу летают ре активные снаряды

Анастасия Кажарина, «Моё!»

На левом берегу прохожего ранило осколком снаряда. Это ЧП обнажило как минимум две серьёзные проблемы, которые могут привести к страшным последствиям. Первая: почему не охраняется военный полигон «Погоново», откуда люди в массовом порядке тащат снаряды на металлолом? И вторая: на каком основании существуют нелегальные пункты сбора металлолома, куда тоннами сдают взрывоопасные предметы?

Фрагмент боеприпаса, применяемый для поражения тяжёлой военной техники, вылетел днём 25 августа с базы пункта приёма металлолома на улице Менделеева. Пролетев около 600 метров, снаряд попал в мужчину, стоявшего на Новосибирской. Как выяснилось, в пункте приёма металлолома находился целый склад с тоннами взрывоопасных снарядов, которые могли рвануть в любой момент.

«Закурил сигарету — и раздался взрыв»

Всё произошло настолько быстро, что пострадавший Алексей Ковешников не успел понять, что случилось.

— Около трёх часов дня я загнал свой рабочий грузовик в гараж пункта шиномонтажа на улице Новосибирской, 1д, — рассказывает 32-летний водитель корреспондентам «МОЁ!», которые навестили его в больнице. — Работники автосервиса сняли колесо и начали его балансировать. Я вышел на улицу, закурил сигарету — и вдруг совсем близко раздался громкий взрыв!

Через считанные секунды Алексей уже корчился от боли на земле. Как потом понял мужчина, ему в ногу попала огромная железяка.

— Она была похожа на огнетушитель, который летел со скоростью пули, — говорят сотрудники автосервиса.

Прибывшие на место врачи скорой диагностировали у Алексея тяжёлый перелом правой ноги. «Огнетушителем» оказался фрагмент 122-миллиметрового реактивного снаряда от системы «Град», который предназначен для поражения бронетранспортёров и другой тяжёлой военной техники. Это определили прибывшие на место происшествия МЧСники и полицейские. Неизвестно, удалось бы спасти воронежца, если бы боеприпас попал выше, например в голову…

Спустя несколько часов правоохранительные органы выяснили, что часть реактивного снаряда вылетела с территории пункта приёма металлолома на улице Менделеева, 1г в Левобережном районе. Пролетев 570 метров, снаряд врезался в дерево, а крупный осколок угодил в ногу Алексея.

В ходе предварительной проверки выяснилось: рабочие пытались распилить снаряд газовым оборудованием (прежде чем сдавать крупногабаритный лом на переработку, его разрезают). От искры сработали остатки пороха, которые привели к запуску фрагмента реактивного снаряда. Какая именно часть вылетела, стражи порядка пока затрудняются назвать. Фрагмент находится на исследовании. Сами рабочие не пострадали.

Даже специалистам, прибывшим в пункт приёма металлолома, от увиденного стало не по себе. На базе хранилось 29 тонн различных боеприпасов, пятая часть которых, то есть 6 (!) тонн, была официально признана пиротехниками взрывоопасной, то есть в них имелись остатки пороха.

— Среди них артиллерийские и авиационные боеприпасы 1950-х и 1960-х годов, среди которых были и реактивные снаряды от системы залпового огня «Град», — рассказал «МОЁ!» директор КУ ВО «Гражданская оборона, защита населения и пожарная безопасность Воронежской области» Анатолий ТАРАСОВ. — Наши взрывотехники насчитали более шести тысяч единиц артиллерийских и авиационных боеприпасов, а именно 6  051. Большая их часть — малокалиберные 37-миллиметровые артиллерийские снаряды.

Весь арсенал отправили на полигон «Погоново», расположенный недалеко от Воронежа. Анатолий Тарасов отметил, что на сегодняшний день все опасные боеприпасы уничтожили. Среди них помимо 37-миллиметровых 14 артиллерийских снарядов по 122 мм, 20 снарядов по 100 мм, 5 — по 76 мм и 12 — по 57 мм.

В связи со случившимся возникает целый ряд вопросов.

Почему работают нелегальные пункты сбора металла?

Как и следовало ожидать, никаких разрешающих документов у владельца на боеприпасы не оказалось. Впрочем, чему удивляться, если хозяин пункта приёма металлолома на улице Менделеева, 1г никогда не работал легально.

По словам начальника отдела полиции № 7 (Южный микрорайон) Сергея БУНЕЕВА, только за последний месяц владельца пункта дважды привлекали к административной ответственности и требовали оформить лицензию на осуществление предпринимательской деятельности. Но, заплатив в казну государства мизерные штрафы (от 500 до 2 000 рублей), коммерсант продолжал свою опасную деятельность.

Абсурдность ситуации ещё и в том, что надзирающие за пунктами приёма металлолома органы, в числе которых региональное управление Ростехнадзора, Лицензионная палата, Госпожнадзор и МЧС, не имеют права проверять объекты, которые не зарегистрированы в государственном реестре. Вот и получается — пункт есть, но его как бы и нет. И если легальные пункты приёма работают по всем правилам, с них и спрашивают больше, и требования к ним предъявляют соответствующие. А с нелегальных какой спрос?

Похожая ситуация, напомним, сложилась и с нелегальными газовыми заправками, коих в Воронеже пруд пруди. В прошлом году корреспонденты «МОЁ!» составили список из 12 АГЗС, которые даже визуально не соответствовали нормам безопасности (не соблюдены расстояния до жилых домов и проезжей части, газ содержится в обычных цистернах, а не в защищённых подземных и надземных резервуарах и т. п.). Список отправили в Ростехнадзор, но надзорный орган не стал проводить проверку, написав в ответе: «Опасных производственных объектов по адресам, указанным в вашем обращении, в государственном реестре опасных производственных объектов не зарегистрировано»…

Наши рекомендации