Глава II. Государственная политика в сфере охраны окружающей природной среды в России
Политика охраны окружающей природной среды на федеральном уровне
В соответствии с решением международной Конференции ООН по окружающей среде и развитию в 1994 году был разработан национальный план действий России по окружающей среде, который стал основой для подготовки базисных документов, определяющих экологическую политику и управление природоохранной деятельностью. Указом Президента РФ № 236 от 04.02.94 одобрены “Основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития” . После чего был разработан и утвержден план действий Правительства РФ по охране окружающей среды.
План действий Правительства РФ представляет собой перечень конкретных мероприятий - законодательных и нормативных актов, программ и других проблем, подлежащих разработке и реализации в установленные сроки ответственными исполнителями. Из всех работ, предусмотренных планом действий, 29% составляют законопроекты, 45% - федеральные целевые программы и 26% - прочие нормативные документы.
В силу размытости теории рыночного реформирования в России снижается качество федеральных экологических законов. Вместе с тем повышение действенности механизма охраны природы возможно в случае поддержки федеральных законов правовыми актами субъектов Федерации.
Для такой огромной страны, как Россия, только гибкая региональная политика, исключающая шаблоны в экологическом нормировании, является залогом обеспечения экологически безопасного экономического развития. Поэтому федеральные природоохранные законы должны иметь форму общероссийских основ. Развитие же системы экологического законодательства должно происходить в регионах. Это позволяет им не только лучше адаптироваться к проведению единой глобальной и государственной политики по охране окружающей среды с учетом региональной специфики, но и выстроить логику принятия управленческих решений с оптимальным использованием сложившихся органиэационно-управленческих связей.
Государственная политика в области нормативно-правового регулирования природопользования должна обеспечить:
· разграничение функций и полномочий федеральных органов управления, как между собой, так и с органами управления субъектов Российской Федерации по осуществлению воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов;
* согласованность нормативно-правовой базы на федеральном и территориальном уровнях;
* гармонизацию законодательных и нормативных актов с международным правом в области природопользования;
* разработку критериев, требований и норм по регулированию оптимальных соотношений между изъятием и воспроизводством природных ресурсов;
* совершенствование системы лицензирования природопользования и контроль за выполнением условий лицензий;
* правовые гарантии по защите инвестиций;
* нормативное закрепление форм и методов участия общественных организаций и граждан в осуществлении контроля за воспроизводством, использованием и охраной природных ресурсов;
* координацию органов государственного контроля при осуществлении их деятельности и применении санкций к нарушителям законодательства о природных ресурсах;
* правовую и социальную защищенность государственных инспекторов, осуществляющих государственный контроль в сфере воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов.
С вступлением в рынок и разрушением существовавшей системой финансирования, утрачены прежние источники финансирования на природоохранные нужды. В бюджетах последних лет годовые минимальные экологические расходы направляются на содержание природоохранных органов, а расходы на восстановление окружающей среды практически сведены к нулю. Предприятия, деятельность которых была временно приостановлена, не могли изыскать средства на финансирование природоохранных мероприятий за счет собственных источников. Для решения финансирования природоохранных мероприятий были созданы экологические фонды, которые были образованы согласно российского законодательства (1991).
Существует трехуровневая система экологических фондов: федеральный, региональный, местный. Все платежи аккумулируются в экологические фонды. Их всех собранных платежей за загрязнение 10% поступают в федеральный бюджет, а оставшиеся 90% распределяются следующим образом: 10% - федеральный экологический фонд, 30% - в региональный и 60% - в местный экологический фонд.
По ряду федеральных программ экологической направленности головными являются министерства и ведомства. Министерствами разрабатываются программы: “Обеспечение населения России питьевой водой” и “Оздоровление экологической обстановки на реке Волге и ее притоках”. С участием Минприроды России разработан и осуществляется ряд федеральных и региональных программ, имеющих статус федеральных: “Развитие системы гидрометеорологического обеспечения народного хозяйства РФ в 1994-1996 годах и на период до 2000 года”, “Развитие минерально-сырьевой базы РФ на 1994-2000 годы”, “Охрана территории РФ от распространения особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений”, “Развитие федеральной системы сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений на 1995-2000 годы”.
Поскольку территория России расположена в нескольких природных зонах с различными климатическими условиями, различия по экономическому потенциалу и иным признакам усиливаются различиями по совокупному природно-ресурсному потенциалу, уровню техногенного воздействия и возможности восстановления природных комплексов, нарушенных деятельностью человека. Поэтому эффективно управлять Россией из одного Центра нельзя.