Охрана и защита лесов, состояние лесов РБ
Леса относятся к тем природным ресурсам, использование и охрана которых, как правило, регулируется национальным законодательством. Вместе с тем экологическое состояние лесов существенно сказывается на окружающей природной среде планеты в целом и это, в свою очередь, требует создания международного механизма охраны и защиты лесов.
Задачами охраны и защиты лесов являются разработка и осуществление комплекса организационных, правовых и других мер, обеспечивающих рациональное использование лесного фонда, его сохранение от уничтожения, повреждения, загрязнения, засорения и иных вредных воздействий. Осуществление мероприятий по охране и защите лесов возлагается на юридических лиц, ведущих лесное хозяйство, и лесопользователей, органы государственного управления, а также на местные исполнительные и распорядительные органы. На государственную лесную охрану возлагается охрана лесов от пожаров, незаконных порубок, загрязнения и повреждения сточными водами, химическими и радиоактивными веществами, засорения промышленными, строительными и коммунально-бытовыми отходами и отбросами, защита лесов от вредителей и болезней. Важнейшими направлениями лесозащиты являются разработка и совершенствование интегрированных систем защиты лесов от вредителей и болезней. Мероприятия по борьбе с вредителями и болезнями леса в зависимости от принципа действия и технологии применения подразделяются на: лесохозяйственные, биологические, химические и др. Лесохозяйственные мероприятия носят преимущественно профилактический характер: они предупреждают распространение вредных насекомых и болезней, повышают биологическую устойчивость растений. Важное лесохозяйственное мероприятие ухода за лесом — рубка деревьев, свежезаселенных стволовыми вредителями. В основе биологических методов лежит использование хищников и паразитических насекомых, насекомоядных птиц и зверей, а также патогенных бактерий и вирусов. Эффективно борются с насекомыми-вредителями некоторые виды лесных муравьев. Химический метод борьбы с вредными насекомыми и болезнями основан на применении ряда ядовитых веществ.
Особую значимость приобретает охрана лесов на загрязненных радионуклидами территориях от пожаров в виду необходимости защиты сопредельных регионов от возможного вторичного загрязнения радионуклидами.
Экологическое страхование
В мировой практике экологическое страхование означает страхование ответственности объектов-источников повышенного экологического риска за причинение ущерба третьим лицам вследствие внезапного, непреднамеренного (аварийного) загрязнения окружающей среды. Цель экологического страхования состоит в наиболее полной компенсации нанесенного эколого-экономического ущерба.
Ущерб окружающей среде, населению, хозяйству, вызванный авариями промышленных предприятий, чрезвычайно велик: его доля в общих потерях от загрязнения окружающей среды достигает 25-30%.
Различают следующие виды экологического страхования: личное, имущественное, экологической ответственности. Экологическое страхование может осуществляться в добровольной и обязательной форме.
Добровольное страхование осуществляется на основе договора между страхователем (субъектом хозяйствования) и страховщиком (страховой компанией). Условия и порядок его проведения устанавливаются согласно Закону о страховании, конкретные условия определяются в договоре страхования.
Обязательное страхование охватывает предприятия, внесенныев утверждаемый в законодательном порядке перечень экологически опасных объектов.
На основе величины экономического ущерба от аварийного загрязнения среды предприятия разделяют на три группы:
· особо опасные – группа «А» (предприятия с вероятностью аварий на уровне 0,09) должны подлежать обязательному страхованию;
· опасные – группа «Б» (предприятия с вероятностью аварий на уровне 0,085) – решение по обязательному страхованию принимают региональные природоохранные органы;
· малоопасные – группа «В» (вероятность аварий 0,059) – предприятия страхуют риск экологических аварий на добровольной основе.
Наиболее опасными объектами в Минске являются:
-Минскводоканал (40 т хлора, 60 т соляной кислоты)
-Минский мясокомбинат, Крыница, гормолзаводы-аммиак
-Мотовелозавод-соляная кислота
-пожароопасные объекты: 13 объектов:ТЭЦ, предприятия, использующие в производстве лаки, краски, бензин, дизтопливо.
-радиационная опасность-Сосны.
Экологическое страхование особенно выгодно для экологически опасных производств, поскольку уменьшает в конечном итоге их издержки по компенсации ущерба в случае аварий, так как в соответствии со страховым договором значительную часть этих затрат несет страховой экологический фонд (выступающий в роли страховщика)
Экологический аудит.
Одной из форм контроля соответствия деятельности предприятий требованиям экологических норм и правил является экологический аудит.
Международная торговая палата определяет экологический аудит как инструмент управления, состоящий в систематизированной, документально подтвержденной, объективной оценке соответствия организационной системы управления и функционирования производственных процессов экологическим требованиям.
В общем виде аудит (от англ. audit – проверка, ревизия) – это процесс получения и оценки объективных данных в соответствующей профессиональной деятельности. Аудит имеет следующие преимущества по сравнению с обычным контролем: достоверность, независимость, объективность, повторяемость, понятность. Первоначально аудит использовался в сфере финансовой деятельности субъектов хозяйствования и представлял собой проверку аудиторской службой бухгалтерской отчетности и других документов финансово-хозяйственной деятельности компаний. Впоследствии процедуры аудита стали более широко использоваться – аудит качества, энергетический аудит, экологический аудит и т. д.
Оценка предприятиями экологических аспектов деятельности стала активно применяться в США в 1970-х годах после принятия федерального закона о национальной политике в области окружающей среды, предусматривающего юридическую ответственность за нанесение ущерба природной среде. Поскольку по форме проведения процедура оценки напоминала финансовый аудит, она получила название экоаудита. В 1980-х годах экологический аудит вошел в практику индустриально развитых стран Европы, что обусловило принятие Евросоюзом специального «Постановления об экоаудите» (1993). К началу 1990- х годов экологический аудит взяли на вооружение коммерческие банки в целях минимизации рисков неплатежей по ссудам заемщиков и в процедурах выработки решений по финансированию компаний и фирм в зависимости от степени их экологической благонадежности.
Объектом экологического аудита могут выступать действующие и строящиеся предприятия и организации, деятельность которых оказывает или может оказывать воздействие на окружающую среду. Экоаудит нацелен на выявление существующих или потенциальных проблем, связанных с воздействием хозяйствующих субъектов на окружающую среду, и выработку мер по их решению. Экологический аудит может быть использован:
- для проверки соблюдения природоохранного законодательства;
- для оценки эффективности функционирования систем управления окружающей средой;
- при оценке финансовых рисков инвестирования проектов финансовыми структурами, акционирования, заключения договоров, долгосрочной аренды и договоров страхования ответственности за причинение убытков, вызванных загрязнением окружающей среды;
- при реализации процедуры объявления банкротства;
- при оценке экологического ущерба в целях экологического страхования и в процессе смены собственника для определения ответственности за прошлый экологический ущерб;
- при проверке соблюдения лицензиатом установленных экологических требований, лицензионных соглашений;
- при приватизации и продаже недвижимости;
- для проверки соответствия установленным требованиям в процессе сертификации и т. д.
Осуществление экологического аудита – экологическое аудирование – может быть добровольным и обязательным. Обязательный аудит проводится для организаций и видов деятельности (например, при изменении собственника объекта, передаче объекта в аренду или в качестве залога при ипотеке и пр.), перечень которых утверждается специально уполномоченным органом по экологическому аудиту, а также может инициироваться специально уполномоченными государственными органами при урегулировании исков к нарушителям природоохранного законодательства. Добровольный (инициативный) экоаудит проводится исключительно по инициативе хозяйствующего субъекта в процессе создания и внедрения системы управления окружающей средой, контроле за эффективностью ее функционирования. В зависимости от того, кто проводит аудирование, различают внутреннее (проводится аудиторами из числа работников предприятия) и внешнее (проводится независимой командой аудиторов). Обязательное аудирование может быть только внешним. Внутренний экоаудит является важным инструментом, обеспечивающим функционирование системы управления окружающей средой в организации, однако при его проведении проблематично обеспечить объективность.
В процедуре экоаудита участвуют три стороны: инициатор (клиент, заказчик), аудитор (аудиторская фирма), проверяемый объект. В практике экологического аудирования используются методы анкетирования, материальных балансов, картографический, технических расчетов. Основными этапамипроведения экоаудита являются:
- проверка первичной документации, журналов регистрации и других материалов, отражающих показатели природоохранной деятельности;
- сбор информации в соответствии с целями аудита об уровне экологической опасности объекта (включая собеседование с персоналом);
- визуальное обследование объекта, его инспекция, посещение подразделений, проверка состояния и эксплуатации технических средств;
- инструментальный анализ параметров окружающей среды и факторов негативного воздействия;
- выработка рекомендаций по результатам аудита, составление отчета с выводами и рекомендациями заказчику, предложениями по устранению выявленных проблем.
Опыт проведения экоаудита свидетельствует о возможностях эффективного использования его результатов, которые позволяют:
- идентифицировать не учтенные ранее источники воздействия на окружающую среду;
- оптимизировать потребление природных ресурсов;
- обосновать целесообразность проведения дополнительных изысканий и НИОКР;
- выявить возможности производства дополнительной продукции, услуг, использования вторичного сырья, экономии энергетических ресурсов;
- обосновать альтернативные варианты внедрения новой техники, природоохранных и ресурсосберегающих мероприятий;
- определить вероятные (дополнительные) источники финансирования экологической деятельности;
- уменьшить или исключить вообще риски штрафных санкций в возмещение ущерба и эколого-экономической ответственности;
- определить дополнительные затраты на развитие системы мониторинга и производственного контроля;
- сократить производственные затраты и добиться прироста прибыли за счет появления дополнительной продукции и др.
Правовое регулирование.
Основой государственного регулирования природопользования является экологическое законодательство, обеспечивающее правовую защиту природной среды. В соответствии с декретами о земле, о лесах, о недрах, о рыбных ресурсах, о заповедниках, принятыми еще в СССР основные виды природных ресурсов становятся государственной (общенародной) собственностью. Официально считалось, что природоохранная деятельность в стране регулировалась Законом об охране окружающей среды, водным и лесным кодексами, кодексами о земле, недрах, республиканскими законами об охране и использовании животного мира, об охране здоровья, об охране атмосферного воздуха, положением об охоте, правилами рыболовства и другими законодательными актами. Многие ответственные работники и население в результате не знали правовых норм в области охраны природной среды. Распад СССР и последовавшие за этим общественно-политические и социально-экономические преобразования диктовали необходимость трансформации и правового поля в сфере экологии.
Одним из старейших в мире является белорусское природоохранное законодательство. Началом государственного регулирования правовых норм природопользования на территории Беларуси можно считать принятие в 1588 г. Статута Великого княжества Литовского. На протяжении 250 лет он был действующим законом и составлял основу всей правовой системы. В статуте имеется раздел десятый "О пущах, о ловах, о бортном дереве, об озерах и лугах", восемнадцать артикулов которого не только защищали права феодальной собственности, но и были направлены на охрану животного и растительного мира от хищнического уничтожения.
Основу современного законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования составляют:
Конституция Республики Беларусь (статьи 34, 46, 55) (1994 г. с дополнениями и изменениями от 24 ноября 1996 г.);
– Законы Республики Беларусь: «Об охране окружающей среды
- «О государственной экологической экспертизе»
-«Об отходах»
«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
«Об особо охраняемых природных территориях и объектах»
«Об охране и использовании животного мира»
«Об охране атмосферного воздуха»
«О радиационной безопасности»
«О питьевом водоснабжении» (1999 г.)
«Об охране озонового слоя»
«О налоге за пользование природными ресурсами» (в редакции 2002 г.) и ряд других;
– Кодексы Республики Беларусь: «О недрах» (1997 г.), «Лесной кодекс» (2000 г.), «Водный кодекс» (1998 г.), «О земле» (1999 г.), «Гражданский кодекс» (1998г.).
Нарушение природоохранного законодательства субъектами хозяйствования или отдельными гражданами влечет за собой административную, дисциплинарную, материальную и даже уголовную ответственность с обязательным возмещением нанесенного природной среде ущерба.