Экологическая оценка состояния участка добычи полезных ископаемых и зоны его влияния, по данным СОЭК
Оценку экологической обстановки на участке ДПИ следует делать с учетом всех
визуальных наблюдений и полученных результатов анализа проб.
Появление аномальных концентраций опасных элементов в поверхностных и подземных водах (больше ПДК), в почвах, растительности (значительно, в разы выше фоновых), является количественным критерием для экологической оценки.
Состояние экологической обстановки по степени опасности делится на: зоны: относительно удовлетворительная, напряженная, критическая, кризисная (или зона чрезвычайной экологической ситуации), катастрофическая (или зона экологического бедствия). Оценивается среда обитания и здоровье населения, и состояние природной среды. В оценку среды обитания и здоровья населения включены атмосферный воздух и питьевая вода, а также ионизирующее излучение.
Состояние природной среды, растительного и животного мира оценивается по критериям загрязнения воздуха, воды почв, истощение природных ресурсов, деградации экосистем. В таблице 2.3.2. («Критерии оценки экологической обстановки территорий для выявления зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия» (Прил.3), приводятся критерии санитарно-гигиенической оценки опасности загрязнения питьевой воды и источников питьевого водоснабжения химическими веществами. Так для элементов 1 класса опасности превышение ПДК более чем в 3 раза оценивается как зона экологического бедствия по ст. 59 ФЗ «Об охране окружающей среды», а превышение в 2-3 раза, как чрезвычайная экологическая ситуация, ст. 58 ФЗ «Об охране окружающей среды».
Норма концентрации урана в воде по нормам радиоактивной безопасности - НРБ от 1999г составляет от 4 до 17 мкг/л, а по СаНПиН 2.6.1.758-99, ПДК равна 20 мкг/л. (Прил. 2).
4. Результаты сигнального общественного экологического контроля По итогам Сигнального общественного экологического контроля, в случае опасного (или явной тенденции к опасному) загрязнения природных сред, необходимо составить документ, который должен служить корректным обоснованием запроса в природоохранные органы, ОГВ, в компанию, в МСУ, СМИ.
Документ может состоять из карты или схемы и пояснительной записки к ней.
На карты-схемы, где отражена ситуация участка добычи с рельефом, водотоками со всеми источниками загрязнения и мерами защиты ОС, выносятся пункты отбора проб, концентрации опасных элементов, превышающих ПДК, степень их опасности и оценку экологической обстановки участка ДПИ и зоны его влияния. Так же наглядно показываются результаты в виде таблиц, графиков, фотографий и т.д. (см курсовую Цыбикова Б.).
В Пояснительной записке СОЭК отмечаются использованные методы общественного контроля (визуальные наблюдения, опробования природных сред, анализа и интерпретации полученных результатов) и экологическая оценка ситуации на участке ДПИ.
Ниже приводится пример результатов общественного экологического мониторинга на участке добычи урана «Хиагда» (2000-2009 гг).
Работа Байкальского центра общественной экологической экспертизы (БЦОЭЭ) при ОО Бурятское региональное объединение по Байкалу» (БРО по Байкалу). Мониторинг выполняли: Аносова Г.Б. – геохимик-эколог, директор БЦОЭЭ при ОО «БРО по Байкалу», Леонов В.Е., старший геолог Центральной геолого-экологической партии
по Байкалу», Леонов В.Е. – старший геохимик Эколого-геохимической партии ГФУП «Бурятгеоцентр», Ширапова С.Д, к.г.н., доцент Бурятского государственного университета (БГУ), Бартанова С.В., аспирант БГУ. А также за эти годы привлекались в качестве отборщиков проб студенты БГУ: Ихиритов А, Цыбиков Б., Номшиева Н., Дамбаев Г., и другие.
Проект выполнен при поддержке общественных организаций и экологических фондов: Глобал Грингрантс, ИСАР, ПЕРК, ИОЗ, ИСАР - Сибирь, Турнер, Хъюлэтт.
Введение
Экологический мониторинг состояния природных сред удалось оценить, начиная с 1999 года. Использовались наблюдения Центральной эколого-геохимической партии (ЦЭГХП) ГФУП «Бурятгеоцентр» (1999г), которая проводила первоначальную экологическую оценку территории для проекта ОАО «Хиагда» «Обоснование инвестиций» (ОИ). Использованы материалы кафедры географии Бурятского государственного университета (БГУ), которые проводили аспиранты и студенты под руководством профессора Т.Т. Тайсаева и сотрудники Геологического института (ГИН) СО РАН, которые провели анализ проб из природных сред на уран, торий, калий, радон, цезий, лантан, церий, европий, скандий (2000-2002гг.). В 2000-2004 гг работы провели так же студенты и аспиранты БГУ и специалисты ЦЭГХП. С 2000 по 2009 гг все работы проводились с участием БЦОЭЭ при ОО «БРО по Байкалу», включая отбор проб, оплату анализов, интерпретацию полученных результатов. По итогам экологического мониторинга на данном объекте защищены кандидатские диссертации Шираповой С.Д., Батомункуева С.В. и несколько дипломных работ. В 2015 г. выполнила выпускную квалификационную работу студентка 4 курса Жабкина А., которая заключила договор о прохождении производственной практики и собрала фондовые материалы, находясь на объекте.
Работа складывалась так, что, начиная ее, мы никогда не были уверены, что сможем продолжить ее в следующем году. Не было известно, пустят ли нас на участок (каждый раз мы делали запросы на получение разрешений на посещение не только в ОАО «Хиагда», но и в ОАО «ТВЭЛ»), кроме того, каждое посещение требовало финансовых затрат на оплату транспорта, который постоянно дорожал, оплату отбора и анализа проб. Поэтому каждое посещение могло быть последним, и мы радовались, что оно удавалось. Самое последнее посещение на настоящий момент на участке ОАО «Хиагда» пришлось во время экскурсии для депутатов районного совета Красночикойского района Забайкальского края в 2010 г.
Так же влияло на полноту сбора данных и возможность отбора проб, например воды, от ее наличия. В засушливый год воду в ручье Дренажном находили только в нижней части ручья, а пробы из наблюдательных скважин можно было взять только с помощью компрессора после откачки, а компрессор иногда был не исправен, или был в ремонте трактор, который мог протащить компрессор к скважинам (по словам руководства участка).
В итоге не удалось проводить отбор проб строго в определенное время и из всех пунктов наблюдения намеченных в начале экологического мониторинга. Полученные данные вполне корректны и определенно выявляют некоторые закономерности в миграции урана и сульфат-иона, как наиболее информативного иона, в подземных вод и поверхностных водах в пространстве и времени.
Результаты позволяют обоснованно выявить проблему и предложить ее для принятия управленческих решений как ОАО «Хиагда», так и органам Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РБ. Ежегодно нам отправляют отчет по экологическому мониторингу ОАО «Хиагда», где указано взаимодействие с нашей организацией.
Цели и задачи:
- Выявить (количественно) возможность поступления урана от участка ПВ в природные среды: в поверхностные и подземные воды, почвы, донные отложения, растительность за пределами контура, при добыче урана способом подземного выщелачивания (ПВ).
- Оценить фактическое состояние природных сред на данном участке и сделать
качественный (сигнальный) прогноз состояний при увеличении объема работ при промышленной добыче урана.
- Передать полученные данные мониторинга и рекомендации участникам Общественного Договора и заинтересованным организациям: ОАО «Хиагда»,
Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РБ, Министерству РБ по природопользованию и ООС, Администрации Баунтовского района. Администрации с. Романовка, ОО «Экологическая комиссия с. Романовка, в СМИ для обсуждения общественностью.
Задачи:
1. Провести опробование поверхностных вод ручья Дренажного до его впадения в
речку Тетрах, вод речки Тетрах выше и ниже впадения ручья Дренажного и подземных вод наблюдательных скважин.
2. Провести опробование донных отложений ручья Дренажный и речки Тетрах.
- Провести опробование растительности в пределах полигона ПВ и за его пределами.
- Оценить фактическое состояние природных сред по критериям, сделать
качественный прогноз и передать данные для принятия решений.