Нормативные правовые акты министерств и ведомств как источники зе-мельного права.

Сегодня полномочиями по регулированию земельных отношений наделœены министерства. Важную роль в ведомственном регулировании земельных отношений играют нормативные правовые акты таких органов исполнительной власти, как Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство природных ресурсов Российской Федерации, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерство здравоохранения и социального развития и др.

Так, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (далее – Минсельхоз России) обладает полномочиями по принятию правил и норм в области мелиорации земель; планов проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; планов проведения мероприятий по реабилитации загрязненных земель сельскохозяйственного назначения.

Министерство экономического развития и торговли РФ (далее – Минэкономразвития России) уполномочено на принятие нормативных правовых актов, определяющих состав документов государственного земельного кадастра и порядок их ведения; требования к кадастровому делению и порядок учета кадастровых единиц; порядок изменения границ кадастрового деления; порядок подготовки решений об условиях приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий, а также иных нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к компетенции подведомственных ему агентств, осуществляющих государственное управление в области использования и охраны земель, – Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и Федерального агентства по управлению федеральным имуществом. Так, Приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 ᴦ. № 222 утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка.

Министерство природных ресурсов Российской Федерации (далее – МПР России) вправе осуществлять нормативноправовое регулирование в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов, в т.ч. земель лесного фонда и земель водного фонда, земель особо охраняемых природных территорий, а также принимать иные нормативные правовые акты по вопросам, отнесенным к компетенции подведомственных ему агентств, наделенных отдельными полномочиями по государственному управлению в области использования и охраны земель, – Федеральной службы по надзору в сфере природопользования; Федерального агентства водных ресурсов; Федерального агентства лесных ресурсов.

До административной реформы 2004 года нормотворчество в данной области в основном осуществляли Федеральная служба земельного кадастра (Росземкадастр) по вопросам ведения государственного земельного кадастра, землеустройства, государственной кадастровой оценки земель, мониторинга земель, государственного контроля за использованием и охраной земель и др.; Министерство имущественных отношений Российской Федерации (Минимущество России) по вопросам приватизации, управления и распоряжения федеральным имуществом, в т.ч. земельными участками.

К примеру, 26 сентября 2001 ᴦ. был принят приказ Росземкадастра № П/166 ʼʼОб упорядочении деятельности по ведению Государственного земельного кадастраʼʼ. Приказом Росземкадастра от 2 октября 2002 ᴦ. № П/327 были утверждены требования к оформлению документов о межевании, представляемых на государственный кадастровый учет. 27 января 2003 ᴦ. был принят приказ Росземкадастра № П/6 ʼʼОб утверждении бланков документов, необходимых для осуществления государственного земельного контроляʼʼ и др.

Определенную роль в регулировании земельных отношений играют государственные стандарты, строительные, санитарные, природоохранные нормы и правила, иные нормативно-технические акты, которые закрепляют обязательные технические требования и правила в целях обеспечения рационального

использования земель, недопущения причинения вреда жизни и здоровью человека, окружающей среде.

К их числу относятся ГОСТ ʼʼССБТ. Строительство. Производство земляных работ способом гидромеханизации. Требования безопасностиʼʼ, введенный в действие постановлением Госстроя РФ от 21 января 2002 ᴦ. № 5; ʼʼСанитарно-эпидемиологические требования к качеству почвыʼʼ, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 17 апреля 2003 ᴦ. № 53 (СанПиН 2.1.7.1287-03); ʼʼСанитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и объектовʼʼ, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 апреля 2003 ᴦ. № 38 (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) и ряд других.

Наши рекомендации