Паспорт программы учебной дисциплины.

Учебно-методический комплекс по общеобразовательной дисциплине

ЭКОЛОГИЯ

Курс 1

Семестры 1, 2

Форма обучения очная

Срок освоения ОПОП по форме обучения 3 года 10 месяцев

Москва, 2016

Перечень структурных элементов УМК

№ п/п. Наименование Составитель Страницы
1. Рабочая программа Семенов В.А. 3-14
2. Учебно-методические материалы по освоению дисциплины Семенов В.А. 15-36
2.1. Учебно-методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины Семенов В.А. 15-17
2.2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов Семенов В.А. 17-36
3. Фонд оценочных средств для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине Семенов В.А. Хранится в отдельной папке

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование, Примерной программой общеобразовательной учебной дисциплины «Экология» для профессиональных образовательных организаций.

Обсужден на заседании кафедры: протокол № 5 от 15 декабря 2015 г.

Обновлен: протокол заседания кафедры № 12 от 28 июня 2016 г.

Заведующий кафедрой общеобразовательных дисциплин

Ивашко М.И., доктор исторических наук, профессор

_____________ « » ________________2016 г.

подпись

© Российский государственный университет правосудия, 2016

© Семенов В.А., 2016

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ.

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

1.1. Паспорт программы учебной дисциплины.................................. 4-7

1.2. Структура и содержание учебной дисциплины........................... 7-12

1.3. Условия реализации программы учебной дисциплины.............. 12-14

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

1.1.1. Область применения программы

реализация среднего (полного) общего образования в пределах основной профессиональной образовательной программы по специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование, с учётом гуманитарного профиля получаемого профессионального образования.

1.1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы базовая дисциплина общеобразовательного цикла.

1.1.3. Цели и задачи дисциплины, требования к результатам освоения дисциплины.

Цели изучения дисциплиныформирование у обучающихся понимания основных закономерностей и концепций экологии, современных основ рационального природопользования; сохранение здоровья человека в биосфере и социосфере, формирование экологического мировоззрения и повышение уровня экологической культуры, развитие способности оценки экологических ситуаций и прогнозирования последствий вмешательства человека в природу, привитие навыков бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде.

Задачи изучения дисциплины:

· получение фундаментальных знаний об экологических системах и особенностях их функционирования в условиях нарастающей антропогенной нагрузки; истории возникновения и развития экологии как естественнонаучной и социальной дисциплины, ее роли в формировании картины мира; о методах научного познания;

· овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль экологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять состояние экологических систем в природе и в условиях городских и сельских поселений; проводить наблюдения за природными и искусственными экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений;

· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения экологии; путей развития природоохранной деятельности; в ходе работы с различными источниками информации;

· воспитание убежденности в необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении экологических проблем;

· использование приобретенных знаний и умений по экологии в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; соблюдению правил поведения в природе.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

· определения основных экологических понятий (факторы среды, экологический оптимум, благоприятные, неблагоприятные и экс­тремальные условия, адаптация организмов и др.);

· о биосфере как глобальной экосистеме (круговорот веществ и потоки энергии в биосфере); о законах существования и устойчивости экосистем;

· о месте человека в экосистеме Земли (общеэкологические и социальные особенности популяций человека, экологические связи человечества, их развитие, современные взаимоотношения человечества и природы, социально-экологические связи);

· о динамике отношений системы «природа-общество» (различия темпов и характера формирования биосферы и техносферы, совместимость человеческой цивилизации с законами биосферы);

· социально-экологические закономерности роста численности населения Земли, возможности влияния и перспективы управления демографическими процессами;

· современные проблемы охраны природы (принципы и правила охраны природы, правовые основы охраны природы); современное состояние и проблемы охраны атмосферы, биосферы, литосферы и почв;

· о проблемах восстановления лесных ресурсов, охране редких и исчезающих видов растений, рациональном использовании и охране животных; о Красной книге МСОП и Красной книге России, о роли заповедников в сохранении редких и исчезающих видов органического мира.

уметь:

· решать простейшие экологические задачи;

· использовать количественные показатели при обсуждении экологических и демографических вопросов;

· объяснять принципы обратных связей в природе, механизмы регуляции и устойчивости в популяциях и биоценозах;

· строить графики простейших экологических зависимостей;

· применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности;

· использовать элементы системного подхода в объяснении сложных природных явлений, демографических проблем и взаимоотношений природы и общества;

· проводить экологические исследования;

· прогнозировать перспективы устойчивого развития природы и человечества.

владеть:

общими компетенциями по самоорганизации:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. (часть)

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (часть)

ОК 9. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.

ОК 10. Организовывать свою жизнь в соответствии с социально значимыми представлениями о здоровом образе жизни, поддерживать должный уровень физической подготовленности, необходимый для социальной и профессиональной деятельности. (часть)

общими компетенциями по самообучению:

ОК 6. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации (часть)

общими информационными компетенциями:

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. (часть)

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. (часть)

Освоение содержания учебной дисциплины обеспечивает достижение студентами следующих предметных результатов:

· сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, экологических связях в системе «человек-общество-природа»;

· сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;

· владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;

· владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;

· сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;

· сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.

1.1.4. Профильная составляющая (направленность) дисциплины.

Дисциплина «Экология» находится в логической и содержательно-методической взаимосвязи с другими частями Программы подготовки специалистов среднего звена и контекстно связана с дисциплинами: «География», «Обществознание», «Естествознание». Знания и умения, приобретаемые студентами в ходе освоения содержания курса, будут использоваться в изучении других дисциплин гуманитарного, естественнонаучного, социально-экономического, технического циклов, а отдельные из них – при изучении дисциплин профессионального цикла.

1.1.5. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальная учебная нагрузка - 58 часов; в том числе:

обязательная аудиторная учебная нагрузка - 39 часов;

самостоятельная (внеаудиторная) работа - 19 часов.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

Наши рекомендации