Тема 4. экология и здоровье человека
Определение понятия «Здоровье». Факторы воздействия на здоровье человека и продолжительность жизни. Экологическое состояние, являющееся благополучным для здоровья. Законодательство, обеспечивающее сохранение здоровья человека.
Задания
1. Прокомментируйте высказывание К. Маркса: «Изменяя внешнюю природу человек в то же время изменяет свою собственную природу».
2. Шум влияет на организм. В шумомерах используют систему корректированных частотных характеристик— шкалы А, В, С, D и линейную шкалу, которые отличаются по восприятию. В практике применяется в основном шкала А. Допустимые уровни шума на рабочих местах не превышают по шкале А 80 дБ.
Риск потери слуха у работающих при десятилетней продолжительности воздействия шума составляет 10% при уровне 90 дБ, 29% — при 100 дБ и 55% — при 110 дБ. Каков риск потери слуха у работающих вышеуказанных производств (таблица 5) при пятилетней продолжительности шума?
Ответы занесите в таблицу 6.
Табл. 6
Риск потери слуха у работающих различных производств
№ | Источники шума | Уровень шума, дБ | Риск потери слуха при пятилетней продолжительности, % |
Запуск реактивных двигателей самолетов | 120-140 | ||
Клепка и рубка листовой стали | 118-130 | ||
Работа деревообрабатывающих станков | 100-120 | ||
Работа ткацких станков | до 105 | ||
Бытовой, связанный с жизнедеятельностью людей | 45—60 |
3. Зарисуйте схематически в виде веера или цепных реакций изменения в жизни животных и растений города, наступивших в результате асфальтирования поверхности.
4.Найдите на карте города место Вашего проживания и укажите вероятностные особенные экологические факторы естественного и искусственного происхождения. Проанализируйте эффект суммации данных факторов. Способствуют ли перечисленные обстоятельства продлению жизни? Почему?
5.Опишите химические процессы, происходящие на городских свалках. Представьте описание свалки как экосистемы. Схематически укажите ее структурные элементы и связи между ними в виде стрелок с соответствующими реакциями.
6. Проанализируйте существующие в Хакасии социальные и экологические проблемы, их влияние на жителей республики и возможные варианты их решения. Результаты сведите в таблицу 7.
Табл. 7.
Проблемы Республики Хакасия
№ п/п | Название проблемы | Влияние на жителей республики | Возможные пути решения |
Тестовые задания
Тест 1.
1. Какие из приведенных нормативов ориентированы на показатели здоровья человека:
1) комплексные нормативы;
2) санитарно-гигиенические нормативы;
3) производственно-хозяйственные
2. Функциями экологического контроля являются
1) предупредительная;
2) социальная;
3) информационная;
4) карательная;
5) инвестиционная;
6) культурно-просветительная.
3. Программа по охране окружающей среды — это комплекс мероприятий, направленных на решение экологических проблем, взаимоувязанных по:
1) руководителям мероприятий;
2) исполнителям мероприятий;
3) выделяемым ресурсам;
4) условиям проведения работ;
5) предполагаемым срокам исполнения работ.
4. Чем обусловлено резкое увеличение численности человечества и расширение ареала географического распространения человека:
1) научно-технической революцией;
2) созданием искусственной среды, имитирующей естественную среду обитания человека;
3) его повышенной адаптивностью к экологическим факторам и полиморфизмом;
4) тем, что освоенное современным человеком пространство изначально было благоприятно для его проживания?
5. В чем выражаются основные ограничения, налагаемые природными законами на рост численности и расширение потребностей человечества:
1) в истощении природных ресурсов;
2) в практическом отсутствии пригодных для обитания неосвоенных земель;
3) в отсутствии качественной медицинской помощи;
4) в несовершенстве политических систем современных государств;
5) в неравномерном распределении населения по территории материков?
6. Какие особенности пространственного распределения популяций характерны для человека в настоящее время:
1) относительно равномерное распределение в пространстве;
2) групповое распределение (урбанизация);
3) случайное распределение?
7. В границах санитарно-защитных зон допускается размещать:
1) предприятия пищевой промышленности;
2) сельхозугодья для выращивания технических культур;
3) линии электропередач (ЛЭП);
4) пожарные депо;
5) бани;
6) комплексы водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды.
8. Экологическое законодательство РФ предусматривает экологическую экспертизу
1) государственную;
2)ведомственную;
3) научную;
4) общественную;
5) коммерческую.
9. В течение какого срока должны быть удалены наиболее опасные вещества (даже хранимые в герметичной таре) с территории предприятия:
1) 8 часов;
2) 12 часов;
3) 24 часа; 4) 48 часов?
10. Объектами экологической сертификации являются
1) предплановые документы;
2) техника;
3) проектная документация;
4) материалы;
5) вещества.
11. К основным мероприятиям по защите от шумового воздействия следует отнести:
1)зонирование с выносом источников шума за пределы жилой застройки;
2)устройство защитных зон вокруг и вдоль источников шумового воздействия;
3)организацию транспортной сети с прохождением магистралей через районы жилой застройки;
4)устройство кавальер и выемок;
5)прокладку магистралей на высоких насыпях.
12. Биотехнологические процессы в охране окружающей среды могут быть использованы:
1) в создании биологически активного сорбирующего материала деля очистки загрязненного воздуха;
2) в микробном окислении почв, загрязненных тяжелыми металлами;
3) в биологическом восстановлении отходов растительности (опад листьев, соломы и т.д.);
4) в утилизации твердой фазы сточных вод;
5) в биологической очистке сточных вод.
13. К основным экологическим нормативам качества и воздействия на окружающую среду относят:
1) предельно недопустимую концентрацию вредных веществ;
2) недопустимый уровень шума, вибрации;
3) недопустимую антропогенную нагрузку на окружающую природную среду;
4) норматив образования отходов производства и потребления.
14. Наименьшее количество выхлопных газов автомобиль выбрасывает при скорости:
1) 30-40 км/ч;
2) 50-70 км/ч;
3) 80-90 км/ч;
4) 110-120 км/ч.
15. В большинстве случаев загрязнители химические вещества действуют по типу:
1) синергизма;
2) антагонизма;
3) суммации;
4) нейтрализма.
16. Зоной экологического бедствия в России считают:
1) районы Северного Прикаспия;
2) Кузбасс;
3) промышленную зону Урала;
4) Байкал.
Тест 2.
1. Приспособление организма к обитанию вблизи человека, его жилья называется:
1) анторопогенез;
2) синантропизация;
3) симбиотия;
4) рекреация.
2. К биологическим факторам повышенной для человека опасности относится (-ятся)
1) курение и наркотики;
2) ураганы и землетрясения;
3) паразиты и нападения животных;
4) вождение автомобиля.
3. Загрязнение пресноводных водоемов промышленными и бытовыми стоками порождает проблему
1) подтопления сельхозугодий;
2) недостатка чистой воды;
3) недостатка биоресурсов;
4) повышение солености воды.
4. Процесс систематического и целенаправленного повышения уровня сознательного и нравственного поведения по отношению к окружающей среде, осуществляемый путем воздействия на чувства, сознание, взгляды и представления людей, – это экологическое (ая)
1) воспитание;
2) социализация;
3) просвещение;
4) развитие
5. Пищевые добавки, замедляющие процесс разложения, улучшающие вкус, запах, цвет и текстуру пищевых продуктов, могут вызывать у человека
1) вирусные эпидемии;
2) мутации и рак;
3) инфекционные заболевания;
4) инвазионные заболевания.
6. В конце 20 в. Каждое десятилетие добавляло к общей численности населения планеты еще около 1 млрд. человек, такой стремительный рост получил название
1) популяционная вспышка;
2) «демографический взрыв»;
3) «зеленая революция»;
4) демографический коллапс.
7. В настоящее время население 1/3 стран мира
1) имеет избыточное количество сельхоз. продукции;
2) не может обеспечить себя продовольствием;
3) использует только растительную пищу;
4) использует синтетическую пищу.
8. Основными факторами риска возникновения у человека онкологических заболеваний являются:
1) курение;
2) недоедание;
3) нервные стрессы;
4) потребление пищи с канцерогенными веществами;
5) обильное питание.
9. Главной особенностью человека, отличающей его от других видов, является:
1) зависимость от физических факторов среды;
2) взаимодействие с природой через создаваемую культуру;
3) связь со средой через питание, дыхание, обмен веществ;
4) наличие приспособительных возможностей, полученных в ходе биологической эволюции.
10. Факторы, возникающие в результате деятельности человека, называются:
1) абиотическими;
2) биотическими;
3) антропоцентрическими;
4) антропогенными.
11. Закон необратимости взаимодействия в системе «человек – биосфера» был сформулирован в 1957 году
1) Т. Де Шарденом;
2) П. Дансеро;
3) Д. Медоузом;
4) Б. Коммонером.
12. Принцип всеобщности экологического образования и воспитания означает, что
1) человек без экологического образования не имеет права использовать природу;
2) природа вечна и бесконечна и является всеобщим ресурсом;
3) основой взаимоотношений с природой должны стать потребности человека;
4) экологическое образование и воспитание должны охватывать всех членов общества.
13. Жертвы болезни «итаи-итаи», вызванной загрязнением окружающей среды соединениями кадмия, страдают от
1) нарушений деятельности периферической нервной системы и паралича;
2) поражения кроветворной системы и анемии;
3) врожденных пороков развития и слабоумия;
4) декальцификации костей, поражения печени, почек.
14. Высшая стадия развития биосферы, когда разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития на Земле, называется
1) ноосферой;
2) техносферой;
3) антропосферой;
4) экосферой.
15. Впервые озабоченность тенденциями роста населения планеты в 18 веке высказал
1) К. Маркс;
2) А. Левенгук;
3) Т. Мальтус;
4) Ф. Энгельс.
16. Экологическое мышление – это составляющая
1) экологической культуры;
2) экологических отношений;
3) социального положения;
4) экологического чувствования.
Вопросы для самопроверки
1. Какое определение здоровья в современной науке наиболее актуально?
2. От каких факторов зависит здоровье человека?
3. Какие привычки могут привести к исчезновению человечества?
4. Какие меры следует предпринимать, чтобы снизить риск наследственных заболеваний?
5. Что включается в понятие «здоровый образ жизни»?
6. Какие загрязнения окружающей среды особенно опасны для здоровья человечества?
7. Какие мероприятия по охране от шума и излучений применяются в нашем регионе?
8. Перечислите основные положения концепции устойчивого развития, принятой в 1987 г.
Международной комиссией по окружающей среде и развитию (МКОСР).
9. Дайте определение понятию «мониторинг». Перечислите виды мониторинга. Что понимается под понятием «биомониторинг»?
10. В чем заключается смысл проведения экологической экспертизы какого-либо нововведения?
Доклады и рефераты
1. «Здоровье», «окружающая среда». Кто здоров в России?
2. Факторы, влияющие на здоровье и продолжительность жизни.
3. Техногенные факторы воздействия на здоровье человека.
4. Вода как фактор здоровья.
5. Право граждан на здоровую и благоприятную окружающую природную среду.
6. Взаимное влияние города и геологических оболочек Земли.
7. Проблемы экологической безопасности в России.