Краткое изложение программного материала 3 страница
2. | Вопросы и задания для текущего контроля по всем темам курса: 1) Содержание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», её цели и задачи. 2) Понятие об опасности, опасные и вредные факторы. 3) Аксиома о потенциальной опасности процесса взаимодействия человека со средой обитания. 4) Экстремальные ситуации, предотвращение экстремальных ситуаций. 5) Классификация опасных и вредных факторов. 6) Опасные зоны, чрезвычайные и экстремальные ситуации. 7) Характеристика физических факторов среды обитания. 8) Характеристика биологических факторов среды обитания. Источники опасных биологических веществ. 9) Понятие о биосфере и биологическом круговороте. 10) Понятие о естественных химических факторах среды обитания. Биогеохимические провинции. 11) Понятие о среде обитания – окружающей, производственной и бытовой. 12) Краткая характеристика нервной системы. Механизм реакции нервной системы на факторы окружающей среды. 13) Понятие об анализаторах. Схема зрительного и слухового анализаторов. 14) Иммунитет, понятие об иммунитете, виды иммунитета. 15) Понятие о микроклимате, характеристика микроклимата. 16) Комфортный и дискомфортный микроклимат. Реакция организма на изменение микроклимата. 17) Зависимость способов теплоотдачи от параметров микроклимата. 18) Влияние перегретого микроклимата на организм человека. 19) Реакция на перегретый микроклимат. 20) Оценка микроклимата в производственном помещении. 21) Влияние охлаждающего микроклимата на организм. 22) Прямые и косвенные показатели освещённости. 23) Классификация основных форм деятельности человека; физический труд и энергетические затраты. 24) Статические и динамические усилия. 25) Понятие о тяжести и напряжённости труда. 26) Понятие о динамическом стереотипе. Значение динамического стереотипа для сохранения работоспособности. 27) Мышечная работа. Понятие об утомлении и переутомлении. 28) Методы оценки труда. Утомление и переутомление. 29) Эргономика и инженерная психология. 30) Влияние ЧС на психическое состояние человека и его работоспособность. 31) Ионизирующее излучение, действие на организм. 32) ОЛБ, стадии. 33) Механические колебания, их характеристика и воздействие на организм. 34) Вибрационная болезнь, причины возникновения, формы. 35) Акустические колебания, постоянный и непостоянный шум. Действие на организм. 36) Ионизация атмосферы, характеристика, значение для человека. 37) Ультрафиолетовое излучение, действие на организм. 38) Недостаточность УФ – излучения, профилактика. 39) Поражение электрическим током. Первая помощь. 40) Понятие о техносфере, ноосфере. Особенности экологии городов. 41) Экологические факторы, пределы выносливости, экологическая валентность. 42) Общая характеристика среды обитания людей. 43) Характеристика и формирование биологических факторов среды обитания. 44) Взаимоотношения человека и среды обитания в антропоэкологических системах. 45) Антропогенные экосистемы. Источники химического загрязнения биосферы опасными и вредными веществами, их трансформация, вторичные явления. 46) Вторичные явления: смог, кислотные дожди, разрушения озонового слоя. 47) Понятие об экологическом кризисе. Причины формирования регионального комплекса опасных и вредных факторов окружающей среды. 48) Региональный комплекс опасных и вредных факторов на примере Ростова и Ростовской области. 49) Понятие об урбанизации. Влияние урбанизации на демографические показатели. 50) Понятие об экологической пирамиде. 51) Влияние загрязнений биосферы на демографические показатели. 52) Определение ПДК, этапы нормирования. 53) Коэффициент запаса при установлении ПДК. 54) Понятие о региональном водоиспользовании. 55) Очистка и нейтрализация жидких отходов, сточных вод. 56) Понятие о способах сбора, утилизации и захоронения промышленных отходов. 57) Общие требования к безопасности и экологичности технических систем и технологических процессов. |
3. | Вопросы и задания к зачету: 1. Раскройте цели и задачи дисциплины «Безопасность жизнедеятельности.. 2. Охарактерезуйте опасные и вредные факторы. 3. Проанализируйте Аксиома о потенциальной опасности процесса взаимодействия человека со средой обитания. 4. .Раскройте классификацию опасных и вредных факторов. 5. Проанализируйте чрезвычайные и экстремальные ситуации. 6. Дайте характеристику физических факторов среды обитания. 7. Охарактеризуйте биологических факторов среды обитания. . 8. Раскройте понятие о биосфере и биологическом круговороте. 9. Охарактеризуйте естественные химические фактораы среды обитания. Биогеохимические провинции. 10.Проанализируйте среды обитания – окружающей, производственной и бытовой. 11.Дайте краткую характеристику нервной системы. Поясните механизм реакции нервной системы на факторы окружающей среды. 12.Охарактеризуйте зрительный и слуховой анализаторы. 13.Охарактерезуйте иммунную систему ,иммунитет, виды иммунитета. 14.Раскройте параметры микромлимата на конкретных примерах. 15.Проанализируйте комфортный и дискомфортный микроклимат. Реакция организма на изменение микроклимата. 16.Проанализируйте способы теплоотдачи от параметров микроклимата. 17.Влияние перегретого микроклимата на организм человека. 18.Охарактерезуйте реакцию организма на перегретый микроклимат. 19.Оцените микроклимат в производственном помещении. 20.Раскройте особенности воздействия охлаждающего микроклимата на организм. 21.Охарактеризуйте прямые и косвенные показатели освещённости. 22.Классификацируйте основных форм деятельности человека; физический труд и энергетические затраты. 23.Проанализируйте статические и динамические усилия мышцы. 24.Охарактерезуйте понятия о тяжести и напряжённости труда. 25.Охарактерезуйте мышечную работу, утомление и переутомлени мышцы. 26.Проанализируйте методы оценки труда. Утомление и переутомление. 27.Проанализируйте влияние ЧС на психическое состояние человека и его работоспособность. 28. Раскройте влияние ионизирующего излучение на организм, ОЛБ,стадии. 29. Охарактерезуйте механические колебания, их воздействие на организм. 30.Охарактерезуйте вибрационную болезнь, причины возникновения, формы. 31.Проанализируйте действие акустических колебаний на организм. 32.Охарактерезуйте ионизацию атмосферы, значение для человека. 33.Охарактерезуйте ультрафиолетовое излучение, действие его на организм. 34.Проанализируйте недостаточность УФ – излучения, профилактика. 35.Охарактерезуйте поражение электрическим током организма человека. Оказание первой помощи. 36.Раскройте понятие о техносфере, ноосфере. Особенности экологии городов. 37.Охарактерезуйте экологические факторы, пределы выносливости.. 38.Рскройте характеристики среды обитания людей. 39.Проанализируйте биологических факторов среды обитания. 40.Выявление взаимоотношения человека и среды обитания в антропоэкологических системах. 41.Охарактерезуйте антропогенные экосистемы. Источники химического загрязнения биосферы опасными и вредными веществами, их трансформация, вторичные явления. 42.Поясните явления: смог, кислотные дожди, разрушения озонового слоя. 43.Охарактерезуйте понятие об экологическом кризисе. Причины формирования регионального комплекса опасных и вредных факторов окружающей среды. 44.Идентефецируйте региональный комплекс опасных и вредных факторов на примере Ростова и Ростовской области. 45.Охарактерезуйте понятие об урбанизации. Влияние урбанизации на демографические показатели. 46.Проанализируйте загрязнение биосферы на демографические показатели. 47.Охарактерезуйте водоиспользование в регионе. 48.Поясните метода очистки и нейтрализации жидких отходов, сточных вод. 49.Охарактерезуйте методы и способы сбора, утилизации и захоронения промышленных отходов. |
5.Дополнения и изменения в рабочей программе на учебный год _____/______
Следующие записи относятся к п.п. |
Автор |
Зав. кафедрой |
Принято УМУ__________________________________ Дата:_____________________
Краткое изложение программного материала
(сокращенный курс лекций по курсу «Безопасность жизнедеятельности»)
Введение в дисциплину. Основные понятия безопасности жизнедеятельности
Безопасность жизнедеятельности представляет собой область научных знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов во всех сферах человеческой деятельности, сохранение безопасности и здоровья в среде обитания. Эта дисциплина решает следующие основные задачи:
— идентификация (распознавание и количественная оценка) негативных воздействий среды обитания;
— защита от опасностей или предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека;
— ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов;
— создание нормального, то есть комфортного состояния среды обитания человека.
Интегральным показателем безопасности жизнедеятельности является продолжительность жизни. На ранних этапах антропогенеза (для первобытного человека) она составляла приблизительно 25 лет. На человека воздействовали, в основном, опасности природного характера: зависимость от климатических условий, низкий уровень белкового питания и др.
Развитие цивилизации, под которой мы понимаем прогресс науки, техники, экономики, индустриализацию сельского хозяйства, использование различных видов энергии, вплоть до ядерной, создание машин, механизмов, применение различных видов удобрений и средств для борьбы с вредителями, значительно увеличивает количество вредных факторов, негативно воздействующих на человека. Важным элементом в обеспечении жизнедеятельности человека становится защита от этих факторов.
На протяжении всего существования человеческая популяция, развивая экономику, создавала и социально-экономическую систему безопасности. Вследствие этого, несмотря, на увеличение количества вредных воздействий, уровень безопасности человека возрастал. В настоящее время средняя продолжительность жизни в наиболее развитых странах составляет около 77 лет.
Вторгаясь в природу, законы которой еще далеко не познаны, создавая новые технологии, люди формируют искусственную среду обитания — техносферу. Если учесть, что нравственное и общекультурное развитие цивилизации отстает от темпов научно-технического прогресса,, становится очевидным увеличение риска для здоровья и жизни современного человека. По данным ВОЗ, например, смертность от несчастных случаев занимает третье место после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. От несчастных случаев гибнут молодые, трудоспособные люди; травматизм является основной причиной смерти человека от 2 до 41 года. Так, в настоящее время ежегодно в России в авариях и катастрофах гибнет около 50000 чел,, получают травмы 250000 чел. Это связано с повышением риска во всех областях деятельности и сфере жизни человека.
Курс «Безопасность жизнедеятельности» предусматривает процесс познания сложных связей человеческого организма и среды обитания. Воздействие человека на среду, согласно законам физики, вызывает ответные противодействия всех ее компонентов. Организм человека безболезненно переносит те или иные воздействия до тех пор, пока они не превышают пределы адаптации. Безопасность жизнедеятельности»рассматривает:
— безопасность в бытовой среде;
— безопасность в производственной сфере;
— безопасность жизнедеятельности в городской
среде (селитебной зоне);
— безопасность в окружающей природной среде;
— чрезвычайные ситуации мирного и военного времени. Бытовая среда — это вся сумма факторов, воздействующих на человека в быту. Реакцию организма на бытовые факторы изучают такие разделы науки, как коммунальная гигиена, гигиена питания, гигиена детей и подростов.
Производственная среда — это совокупность факторов, воздействующих на человека в процессе трудовой деятельности.
Безопасность в природной среде — это одна из отраслей экологии. Экология изучает закономерности взаимодействия организмов с окружающей средой обитания. Среда обитания неразрывно связана с понятием «биосфера».
Термин «биосфера» введен австралийским геологом Зюссом в 1875 году. Биосфера — природная область распространения жизни на Земле, включающая нижний слой атмосферы, гидросферу, верхний слой литосферы."-С именем русское ученого Вернадского связано создание учения о биосфере и ее переходе в ноосферу. Основным в учении о ноосфере является единство биосферы и человечества.
«Человек охватил своей жизнью, своей культурой всю верхнюю оболочку планеты, всю биосферу, — писал Вернадский, — биосфера переходит в новое эволюционное состояние—ноосферу, перерабатывается научной мыслью социального человечества... через организованный человеческий труд.» Жизнь человечества стала единой, связь и транспорт охватили всю планету. В эпоху ноосферы человек уже может и должен «мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи, государства, но и в планетном аспекте». В учении о ноосфере заложен активный оптимизм, вера в разумное регулирование отношений человека и природы.
В июне 1992 года в Рио-де-Жанейро была проведена международная встреча на высшем уровне по проблемам планеты Земля, вызванная тем, что глобальная окружающая среда изменяется в настоящее время намного быстрее, чем когда-либо в предыдущие столетиями эти изменения несут реальную угрозу безопасности и обеспеченному будущему людей. На встрече был принят всемирный план действий — Повестка дня на XXI век, — направленный недостижение устойчивого развития. Первоочередными задачами для обеспечения устойчивого развития являются:
-— поиск путей, позволяющих обеспечить экономический рост и процветание при одновременном уменьшении расхода энергии» сырья и производственных отходов;
—• определение сбалансированных структур потребления для всего мира, которые Земля сможет выдержать в течение продолжительного времени.
Одним из главных понятий безопасности жизнедеятельности является так называемая «аксиома о потенциальной опасности».
Анализ общественной практической деятельности дает основание для утверждения о том, что любая деятельность потенциально опасна.
Потенциальная опасность заключается в скрытом, неявном характере проявления опасностей. Например, мы не ощущаем до определенного момента увеличение концентрации СО2 в воздухе. В норме атмосферный воздух должен содержать не более 0,05% СО2. Постоянно в помещении, например, в аудитории, концентрация СО2 увеличивается. Углекислый газ не имеет цвета, запаха и нарастание его концентрации проявится появлением усталости, вялости, снижением работоспособности. Но в целом организм человека, пребывающего систематически в таких условиях, отреагирует сложными физиологическими процессами; изменением частоты, глубины и ритма дыхания (одышкой), увеличением частоты сердечных сокращений, изменением артериального давления. Это состояние (гипоксия) может повлечь за собой снижение внимания, что в определенных областях деятельности может привести к травматизму и т. д.
Потенциальная опасность как явление — это возможность воздействия на человека неблагоприятных или несовместимых с жизнью факторов. По степени и характеру действия на организм все факторы условно делят на вредные и опасные.
К вредным относятся такие факторы, которые становятся в определенных условиях причиной заболеваний или снижения работоспособности. При этом имеется в виду снижение работоспособности, исчезающее после отдыха или перерыва в активной деятельности.
Опасными называют такие факторы, которые приводят в определенных условиях к травматическим повреждениям или внезапным и резким нарушениям здоровья.
Это деление условно, т. к. вредные факторы в определенных условиях могут стать опасными. В общих случаях к определенным признакам опасных и вредных факторов относятся: возможность непосредственного воздействия на организм, затруднение осуществления физиологических функций — дыхания, кровообращения, работы центральной нервной системы, органов пищеварения, выделения.
В условиях производства к появлению опасных факторов может веети превышение пределов эксплуатационной возможности технических устройств, инженерных сооружений и конструкций, что иногда приводит к авариям с высвобождением новых опасных и вредных факторов — веществ или энергии в количествах и дозах, представляющих непосредственную угрозу здоровью и жизни работающих и населения в целом.
Аксиома о потенциальной опасности предусматривает количественную оценку негативного воздействия, которое оценивается риском нанесения того или иного ущерба здоровью и жизни. Риск определяется как отношение тех и ли иных нежелательных последствий в единицу времени к возможному числу событий.
В мировой практике находит признание концепция приемлемого риска,т. е. риска, при котором защитные мероприятия позволяют поддерживать достигнутый уровень безопасности. Для обычных общих условий приемлемый риск гибели для человека принимается равным 106 в/год т. е. 1 на 1000000 случаев в год. Степень риска оценивается в мировой практике для различных видов деятельности вероятностью смертельных случаев.
Какая-то часть опасных и вредных факторов, — преимущественно это относится к производственной, а в какой-то мере и к другим средам обитания, — обычно имеет внешне определенные, пространственные области проявления, которые называются опасными зонами. Они характеризуются увеличением риска возникновения несчастного случая.
Однако, даже если человек находится в опасной зоне, но правильно организует свою деятельность, соблюдает условия безопасности, следит за исправностью технических систем, нарушение здоровья или несчастный случай не возникает. Таким образом, неполадки в здоровье или несчастный случай часто являются следствием нарушения правил личного поведения организационного или технического порядка в момент нахождения человека в опасной зоне.
Условия, при которых создается возможность возникновения несчастного случая, называют опасной ситуацией. Важно уметь предупредить переход опасной ситуации в несчастный случай.
В процессе деятельности и жизни человек может оказаться в такой опасной ситуации, когда физические и психологические нагрузки достигают таких пределов, при которых индивидуум теряет способность к рациональным поступкам и действиям, адекватным сложившейся ситуации. Такие ситуации называют экстремальными.
Если систематизировать все сказанное, то безопасность жизнедеятельности можно определить, как такое состояние окружающей среды, при котором исключена возможность повреждения организма человека в процессе его разнообразной деятельности.
Человеческий опыт накопил определенные приемы» методы для обеспечения безопасного взаимодействия со средой обитания, особенно в производственной среде. Безопасность труда — это такое состояние его условий, при котором исключено негативное воздействие на работающих опасных и вредных производственных факторов.
Техника безопасности— система организационных мероприятий и технических средств, предотвращающих воздействие на работающих опасных и вредных производственных факторов. Для каждого вида работ существуют определенные правила техники безопасности, человек допускается к работе только после их изучения. В паспорте любого технического устройства изложены правила эксплуатации, выполнение которых делает безопасной работу с этом устройством.
Обеспечение безопасных условий на рабочих местах является обязанностью администрации.
Охрана труда—- система законодательных актов, социально-экономических, организационных, технических, гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда.
Производственная санитария— система организационных мероприятий и технических средств, предотвращающих или уменьшающих воздействие на работающих вредных производственных факторов.
Эффективность мероприятий по охране труда может быть снижена неблагоприятной экологической обстановкой в промышленной зоне или городской среде.
Задачу идентификации негативного воздействия производства и технических средств на биосферу и техносферу, разработки и применения средств для снижения этого воздействия решает промышленная экология. Промышленная экология разрабатывает нормативные показатели экологичности предприятий, оборудования и транспорта, определяет порядок экологической экспертизы при подготовке новых производств и при переходе на новые виды продукции.
Сохранение биосферы, обеспечение безопасности и здоровья человека — решение этих проблем должно быть целью специалиста в любой сфере деятельности при выполнении профессиональных обязанностей.