Краткое изложение программного материала 3 страница

2. Вопросы и задания для текущего контроля по всем темам курса: 1) Содержание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», её цели и задачи. 2) Понятие об опасности, опасные и вредные факторы. 3) Аксиома о потенциальной опасности процесса взаимодействия человека со средой обитания. 4) Экстремальные ситуации, предотвращение экстремальных ситуаций. 5) Классификация опасных и вредных факторов. 6) Опасные зоны, чрезвычайные и экстремальные ситуации. 7) Характеристика физических факторов среды обитания. 8) Характеристика биологических факторов среды обитания. Источники опасных биологических веществ. 9) Понятие о биосфере и биологическом круговороте. 10) Понятие о естественных химических факторах среды обитания. Биогеохимические провинции. 11) Понятие о среде обитания – окружающей, производственной и бытовой. 12) Краткая характеристика нервной системы. Механизм реакции нервной системы на факторы окружающей среды. 13) Понятие об анализаторах. Схема зрительного и слухового анализаторов. 14) Иммунитет, понятие об иммунитете, виды иммунитета. 15) Понятие о микроклимате, характеристика микроклимата. 16) Комфортный и дискомфортный микроклимат. Реакция организма на изменение микроклимата. 17) Зависимость способов теплоотдачи от параметров микроклимата. 18) Влияние перегретого микроклимата на организм человека. 19) Реакция на перегретый микроклимат. 20) Оценка микроклимата в производственном помещении. 21) Влияние охлаждающего микроклимата на организм. 22) Прямые и косвенные показатели освещённости. 23) Классификация основных форм деятельности человека; физический труд и энергетические затраты. 24) Статические и динамические усилия. 25) Понятие о тяжести и напряжённости труда. 26) Понятие о динамическом стереотипе. Значение динамического стереотипа для сохранения работоспособности. 27) Мышечная работа. Понятие об утомлении и переутомлении. 28) Методы оценки труда. Утомление и переутомление. 29) Эргономика и инженерная психология. 30) Влияние ЧС на психическое состояние человека и его работоспособность. 31) Ионизирующее излучение, действие на организм. 32) ОЛБ, стадии. 33) Механические колебания, их характеристика и воздействие на организм. 34) Вибрационная болезнь, причины возникновения, формы. 35) Акустические колебания, постоянный и непостоянный шум. Действие на организм. 36) Ионизация атмосферы, характеристика, значение для человека. 37) Ультрафиолетовое излучение, действие на организм. 38) Недостаточность УФ – излучения, профилактика. 39) Поражение электрическим током. Первая помощь. 40) Понятие о техносфере, ноосфере. Особенности экологии городов. 41) Экологические факторы, пределы выносливости, экологическая валентность. 42) Общая характеристика среды обитания людей. 43) Характеристика и формирование биологических факторов среды обитания. 44) Взаимоотношения человека и среды обитания в антропоэкологических системах. 45) Антропогенные экосистемы. Источники химического загрязнения биосферы опасными и вредными веществами, их трансформация, вторичные явления. 46) Вторичные явления: смог, кислотные дожди, разрушения озонового слоя. 47) Понятие об экологическом кризисе. Причины формирования регионального комплекса опасных и вредных факторов окружающей среды. 48) Региональный комплекс опасных и вредных факторов на примере Ростова и Ростовской области. 49) Понятие об урбанизации. Влияние урбанизации на демографические показатели. 50) Понятие об экологической пирамиде. 51) Влияние загрязнений биосферы на демографические показатели. 52) Определение ПДК, этапы нормирования. 53) Коэффициент запаса при установлении ПДК. 54) Понятие о региональном водоиспользовании. 55) Очистка и нейтрализация жидких отходов, сточных вод. 56) Понятие о способах сбора, утилизации и захоронения промышленных отходов. 57) Общие требования к безопасности и экологичности технических систем и технологических процессов.
3. Вопросы и задания к зачету: 1. Раскройте цели и задачи дисциплины «Безопасность жизнедеятельности.. 2. Охарактерезуйте опасные и вредные факторы. 3. Проанализируйте Аксиома о потенциальной опасности процесса взаимодействия человека со средой обитания. 4. .Раскройте классификацию опасных и вредных факторов. 5. Проанализируйте чрезвычайные и экстремальные ситуации. 6. Дайте характеристику физических факторов среды обитания. 7. Охарактеризуйте биологических факторов среды обитания. . 8. Раскройте понятие о биосфере и биологическом круговороте. 9. Охарактеризуйте естественные химические фактораы среды обитания. Биогеохимические провинции. 10.Проанализируйте среды обитания – окружающей, производственной и бытовой. 11.Дайте краткую характеристику нервной системы. Поясните механизм реакции нервной системы на факторы окружающей среды. 12.Охарактеризуйте зрительный и слуховой анализаторы. 13.Охарактерезуйте иммунную систему ,иммунитет, виды иммунитета. 14.Раскройте параметры микромлимата на конкретных примерах. 15.Проанализируйте комфортный и дискомфортный микроклимат. Реакция организма на изменение микроклимата. 16.Проанализируйте способы теплоотдачи от параметров микроклимата. 17.Влияние перегретого микроклимата на организм человека. 18.Охарактерезуйте реакцию организма на перегретый микроклимат. 19.Оцените микроклимат в производственном помещении. 20.Раскройте особенности воздействия охлаждающего микроклимата на организм. 21.Охарактеризуйте прямые и косвенные показатели освещённости. 22.Классификацируйте основных форм деятельности человека; физический труд и энергетические затраты. 23.Проанализируйте статические и динамические усилия мышцы. 24.Охарактерезуйте понятия о тяжести и напряжённости труда. 25.Охарактерезуйте мышечную работу, утомление и переутомлени мышцы. 26.Проанализируйте методы оценки труда. Утомление и переутомление. 27.Проанализируйте влияние ЧС на психическое состояние человека и его работоспособность. 28. Раскройте влияние ионизирующего излучение на организм, ОЛБ,стадии. 29. Охарактерезуйте механические колебания, их воздействие на организм. 30.Охарактерезуйте вибрационную болезнь, причины возникновения, формы. 31.Проанализируйте действие акустических колебаний на организм. 32.Охарактерезуйте ионизацию атмосферы, значение для человека. 33.Охарактерезуйте ультрафиолетовое излучение, действие его на организм. 34.Проанализируйте недостаточность УФ – излучения, профилактика. 35.Охарактерезуйте поражение электрическим током организма человека. Оказание первой помощи. 36.Раскройте понятие о техносфере, ноосфере. Особенности экологии городов. 37.Охарактерезуйте экологические факторы, пределы выносливости.. 38.Рскройте характеристики среды обитания людей. 39.Проанализируйте биологических факторов среды обитания. 40.Выявление взаимоотношения человека и среды обитания в антропоэкологических системах. 41.Охарактерезуйте антропогенные экосистемы. Источники химического загрязнения биосферы опасными и вредными веществами, их трансформация, вторичные явления. 42.Поясните явления: смог, кислотные дожди, разрушения озонового слоя. 43.Охарактерезуйте понятие об экологическом кризисе. Причины формирования регионального комплекса опасных и вредных факторов окружающей среды. 44.Идентефецируйте региональный комплекс опасных и вредных факторов на примере Ростова и Ростовской области. 45.Охарактерезуйте понятие об урбанизации. Влияние урбанизации на демографические показатели. 46.Проанализируйте загрязнение биосферы на демографические показатели. 47.Охарактерезуйте водоиспользование в регионе. 48.Поясните метода очистки и нейтрализации жидких отходов, сточных вод. 49.Охарактерезуйте методы и способы сбора, утилизации и захоронения промышленных отходов.

5.Дополнения и изменения в рабочей программе на учебный год _____/______

 
Следующие записи относятся к п.п.
Автор
Зав. кафедрой
 

Принято УМУ__________________________________ Дата:_____________________

Краткое изложение программного материала

(сокращенный курс лекций по курсу «Безопасность жизнедеятельности»)

Введение в дисциплину. Основные понятия безопасности жизнедеятельности

Безопасность жизнедеятельности представляет собой область научных знаний, охватывающих тео­рию и практику защиты человека от опасных и вред­ных факторов во всех сферах человеческой деятель­ности, сохранение безопасности и здоровья в среде обитания. Эта дисциплина решает следующие ос­новные задачи:

— идентификация (распознавание и количествен­ная оценка) негативных воздействий среды обитания;

— защита от опасностей или предупреждение воз­действия тех или иных негативных факторов на че­ловека;

— ликвидация отрицательных последствий воз­действия опасных и вредных факторов;

— создание нормального, то есть комфортного со­стояния среды обитания человека.

Интегральным показателем безопасности жизне­деятельности является продолжительность жизни. На ранних этапах антропогенеза (для первобытного человека) она составляла приблизительно 25 лет. На человека воздействовали, в основном, опасности при­родного характера: зависимость от климатических условий, низкий уровень белкового питания и др.

Развитие цивилизации, под которой мы понима­ем прогресс науки, техники, экономики, индустри­ализацию сельского хозяйства, использование раз­личных видов энергии, вплоть до ядерной, создание машин, механизмов, применение различных видов удобрений и средств для борьбы с вредителями, зна­чительно увеличивает количество вредных факто­ров, негативно воздействующих на человека. Важ­ным элементом в обеспечении жизнедеятельности человека становится защита от этих факторов.

На протяжении всего существования человечес­кая популяция, развивая экономику, создавала и социально-экономическую систему безопасности. Вследствие этого, несмотря, на увеличение количе­ства вредных воздействий, уровень безопасности че­ловека возрастал. В настоящее время средняя про­должительность жизни в наиболее развитых стра­нах составляет около 77 лет.

Вторгаясь в природу, законы которой еще дале­ко не познаны, создавая новые технологии, люди формируют искусственную среду обитания — тех­носферу. Если учесть, что нравственное и обще­культурное развитие цивилизации отстает от тем­пов научно-технического прогресса,, становится оче­видным увеличение риска для здоровья и жизни современного человека. По данным ВОЗ, например, смертность от несчастных случаев занимает третье место после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. От несчастных случаев гибнут моло­дые, трудоспособные люди; травматизм является основной причиной смерти человека от 2 до 41 года. Так, в настоящее время ежегодно в России в авари­ях и катастрофах гибнет около 50000 чел,, получа­ют травмы 250000 чел. Это связано с повышением риска во всех областях деятельности и сфере жизни человека.

Курс «Безопасность жизнедеятельности» предус­матривает процесс познания сложных связей чело­веческого организма и среды обитания. Воздействие человека на среду, согласно законам физики, вызы­вает ответные противодействия всех ее компонен­тов. Организм человека безболезненно переносит те или иные воздействия до тех пор, пока они не пре­вышают пределы адаптации. Безопасность жизне­деятельности»рассматривает:

— безопасность в бытовой среде;

— безопасность в производственной сфере;

— безопасность жизнедеятельности в городской
среде (селитебной зоне);

— безопасность в окружающей природной среде;

— чрезвычайные ситуации мирного и военного времени. Бытовая среда — это вся сумма факторов, воздействующих на человека в быту. Реакцию орга­низма на бытовые факторы изучают такие разделы науки, как коммунальная гигиена, гигиена пита­ния, гигиена детей и подростов.

Производственная среда — это совокупность фак­торов, воздействующих на человека в процессе тру­довой деятельности.

Безопасность в природной среде — это одна из от­раслей экологии. Экология изучает закономернос­ти взаимодействия организмов с окружающей сре­дой обитания. Среда обитания неразрывно связана с понятием «биосфера».

Термин «биосфера» введен австралийским геоло­гом Зюссом в 1875 году. Биосфера — природная об­ласть распространения жизни на Земле, включаю­щая нижний слой атмосферы, гидросферу, верхний слой литосферы."-С именем русское ученого Вернад­ского связано создание учения о биосфере и ее пере­ходе в ноосферу. Основным в учении о ноосфере яв­ляется единство биосферы и человечества.

«Человек охватил своей жизнью, своей культу­рой всю верхнюю оболочку планеты, всю биосфе­ру, — писал Вернадский, — биосфера переходит в новое эволюционное состояние—ноосферу, перера­батывается научной мыслью социального человече­ства... через организованный человеческий труд.» Жизнь человечества стала единой, связь и транспорт охватили всю планету. В эпоху ноосферы человек уже может и должен «мыслить и действовать в но­вом аспекте, не только в аспекте отдельной личнос­ти, семьи, государства, но и в планетном аспекте». В учении о ноосфере заложен активный оптимизм, вера в разумное регулирование отношений челове­ка и природы.

В июне 1992 года в Рио-де-Жанейро была прове­дена международная встреча на высшем уровне по проблемам планеты Земля, вызванная тем, что гло­бальная окружающая среда изменяется в настоящее время намного быстрее, чем когда-либо в предыду­щие столетиями эти изменения несут реальную уг­розу безопасности и обеспеченному будущему лю­дей. На встрече был принят всемирный план дей­ствий — Повестка дня на XXI век, — направленный недостижение устойчивого развития. Первоочеред­ными задачами для обеспечения устойчивого развития являются:

-— поиск путей, позволяющих обеспечить эконо­мический рост и процветание при одновременном уменьшении расхода энергии» сырья и производ­ственных отходов;

—• определение сбалансированных структур по­требления для всего мира, которые Земля сможет выдержать в течение продолжительного времени.

Одним из главных понятий безопасности жизне­деятельности является так называемая «аксиома о потенциальной опасности».

Анализ общественной практической деятельно­сти дает основание для утверждения о том, что лю­бая деятельность потенциально опасна.

Потенциальная опасность заключается в скрытом, неявном характере проявления опасностей. Напри­мер, мы не ощущаем до определенного момента уве­личение концентрации СО2 в воздухе. В норме атмос­ферный воздух должен содержать не более 0,05% СО2. Постоянно в помещении, например, в аудито­рии, концентрация СО2 увеличивается. Углекислый газ не имеет цвета, запаха и нарастание его концен­трации проявится появлением усталости, вялости, снижением работоспособности. Но в целом организм человека, пребывающего систематически в таких условиях, отреагирует сложными физиологически­ми процессами; изменением частоты, глубины и ритма дыхания (одышкой), увеличением частоты сердечных сокращений, изменением артериально­го давления. Это состояние (гипоксия) может по­влечь за собой снижение внимания, что в определен­ных областях деятельности может привести к трав­матизму и т. д.

Потенциальная опасность как явление — это воз­можность воздействия на человека неблагоприят­ных или несовместимых с жизнью факторов. По сте­пени и характеру действия на организм все факто­ры условно делят на вредные и опасные.

К вредным относятся такие факторы, которые становятся в определенных условиях причиной за­болеваний или снижения работоспособности. При этом имеется в виду снижение работоспособности, исчезающее после отдыха или перерыва в активной деятельности.

Опасными называют такие факторы, которые приводят в определенных условиях к травматичес­ким повреждениям или внезапным и резким нару­шениям здоровья.

Это деление условно, т. к. вредные факторы в определенных условиях могут стать опасными. В общих случаях к определенным признакам опас­ных и вредных факторов относятся: возможность непосредственного воздействия на организм, зат­руднение осуществления физиологических функ­ций — дыхания, кровообращения, работы центральной нервной системы, органов пищеварения, выделения.

В условиях производства к появлению опасных факторов может веети превышение пределов эксп­луатационной возможности технических устройств, инженерных сооружений и конструкций, что иног­да приводит к авариям с высвобождением новых опасных и вредных факторов — веществ или энер­гии в количествах и дозах, представляющих непос­редственную угрозу здоровью и жизни работающих и населения в целом.

Аксиома о потенциальной опасности предусмат­ривает количественную оценку негативного воздей­ствия, которое оценивается риском нанесения того или иного ущерба здоровью и жизни. Риск опреде­ляется как отношение тех и ли иных нежелательных последствий в единицу времени к возможному чис­лу событий.

В мировой практике находит признание концеп­ция приемлемого риска,т. е. риска, при котором за­щитные мероприятия позволяют поддерживать дос­тигнутый уровень безопасности. Для обычных общих условий приемлемый риск гибели для человека при­нимается равным 106 в/год т. е. 1 на 1000000 слу­чаев в год. Степень риска оценивается в мировой практике для различных видов деятельности веро­ятностью смертельных случаев.

Какая-то часть опасных и вредных факторов, — преимущественно это относится к производственной, а в какой-то мере и к другим средам обитания, — обычно имеет внешне определенные, пространствен­ные области проявления, которые называются опасными зонами. Они характеризуются увеличением риска возникновения несчастного случая.

Однако, даже если человек находится в опасной зоне, но правильно организует свою деятельность, соблюдает условия безопасности, следит за исправ­ностью технических систем, нарушение здоровья или несчастный случай не возникает. Таким обра­зом, неполадки в здоровье или несчастный случай часто являются следствием нарушения правил личного поведения организационного или техни­ческого порядка в момент нахождения человека в опасной зоне.

Условия, при которых создается возможность возникновения несчастного случая, называют опас­ной ситуацией. Важно уметь предупредить переход опасной ситуации в несчастный случай.

В процессе деятельности и жизни человек может оказаться в такой опасной ситуации, когда физичес­кие и психологические нагрузки достигают таких пределов, при которых индивидуум теряет способ­ность к рациональным поступкам и действиям, адекватным сложившейся ситуации. Такие ситуа­ции называют экстремальными.

Если систематизировать все сказанное, то безопас­ность жизнедеятельности можно определить, как такое состояние окружающей среды, при котором исключена возможность повреждения организма че­ловека в процессе его разнообразной деятельности.

Человеческий опыт накопил определенные при­емы» методы для обеспечения безопасного взаимодей­ствия со средой обитания, особенно в производствен­ной среде. Безопасность труда — это такое состояние его условий, при котором исключено негатив­ное воздействие на работающих опасных и вредных производственных факторов.

Техника безопасности— система организацион­ных мероприятий и технических средств, предотв­ращающих воздействие на работающих опасных и вредных производственных факторов. Для каждо­го вида работ существуют определенные правила техники безопасности, человек допускается к рабо­те только после их изучения. В паспорте любого тех­нического устройства изложены правила эксплуа­тации, выполнение которых делает безопасной ра­боту с этом устройством.

Обеспечение безопасных условий на рабочих ме­стах является обязанностью администрации.

Охрана труда—- система законодательных актов, социально-экономических, организационных, тех­нических, гигиенических и лечебно-профилакти­ческих мероприятий и средств, обеспечивающих бе­зопасность, сохранение здоровья и работоспособно­сти человека в процессе труда.

Производственная санитария— система органи­зационных мероприятий и технических средств, пре­дотвращающих или уменьшающих воздействие на работающих вредных производственных факторов.

Эффективность мероприятий по охране труда мо­жет быть снижена неблагоприятной экологической обстановкой в промышленной зоне или городской среде.

Задачу идентификации негативного воздействия производства и технических средств на биосферу и техносферу, разработки и применения средств для снижения этого воздействия решает промышленная экология. Промышленная экология разрабатывает нормативные показатели экологичности предприя­тий, оборудования и транспорта, определяет поря­док экологической экспертизы при подготовке но­вых производств и при переходе на новые виды про­дукции.

Сохранение биосферы, обеспечение безопасности и здоровья человека — решение этих проблем дол­жно быть целью специалиста в любой сфере деятель­ности при выполнении профессиональных обязан­ностей.

Наши рекомендации