Экологическое проектирование завершается публичной защитой проекта. Анализ экологических проектов позволяет внести коррективы в последующий учебный процесс.

Министерство здравоохранения Свердловской области

Государственное бюджетное профессиональное

Образовательное учреждение

«Свердловский областной медицинский колледж»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО РУКОВОДСТВУ ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ПРОЕКТОМ

Екатеринбург, 2016 г.

Рассмотрен и одобрен на заседании кафедры медико-биологических дисциплин протокол № 3 от «7» 10. 2015 г. заведующий кафедрой _____________ Г.А. Никитина   Согласовано на заседании ЦМС Протокол № 3 от «11» 11. 2015г.   Составлен в соответствии с ФГОС СПО по специальностям 34.02.01 Сестринское дело 31.02.02 Акушерское дело 31.02.04 Медицинская оптика 31.02.03 Лабораторная диагностика     УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по НМР ___________ / О.В. Ледянкина /

Составители:

Е.О. Костылева, заведующий кафедрой сестринского дела и акушерского дела ГБПОУ «Свердловский областной медицинский колледж»;

Г.А. Никитина, заведующий кафедрой медико-биологических дисциплин ГБПОУ «Свердловский областной медицинский колледж».

Рецензенты:

Г.П. Сикорская, директор Уральского научно-образовательного центра УрО РАО, д.п.н., профессор.

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

I. Общие положения ……………………………………………………….… 4

II.Составление проектных заданий ………………………………………… 9

III.Структура экологического проекта……………………………………. 11

IV.Требования к оформлению экологического проекта………………….12

Образец оформления титульного листа ……………………………......... 13

Примеры библиографических записей ………………………………. … 17

Общие положения

Экологическое проектированиеявляется организационной формой обучения (видом учебной самостоятельной работы), ориентированной на развитие у студентов ноосферного мышления, экологической культуры, культуры здоровья. Такая работа будет способствовать приобретению студентами первичного опыта проектной деятельности. Экологические проекты выполняются по дисциплине Экология и это позволяет студенту самостоятельно применить полученные знания в решении практических задач.

Дидактические цели экологического проектирования:

· Формирование у студентов проектного мышления, заключающегося в способности видеть результат будущей профессиональной деятельности и выбирать средства и ресурсы для его достижения.

· Вовлечение студентов в проектную деятельность.

· Обучение студентов практическим умениям экологической деятельности.

· Углубление, обобщение, систематизация и закрепление знаний по экологии.

· Формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда.

· Комплексная проверка уровня знаний и умений.

Обучающийся при написании экологических проектов должен основываться на знании/понимании, умении, должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, развитии экологической культуры и мышления, применять компетентностный подход.

В результате освоения дисциплины Экология обучающийся должен знать/понимать:

· основные положения биологических теорий и закономерностей: учения В.И.Вернадского о биосфере;

· строение и функционирование биологических объектов: структуры экосистем;

· сущность биологических процессов: круговорот веществ и превращение энергии в организме, в экосистемах и биосфере;

· вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие экологической науки;

· экологическую терминологию и символику.

В результате освоения дисциплины Экология обучающийся должен уметь:

· объяснять роль экологии в формировании научного мировоззрения; вклад экологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на человека; влияние экологических факторов на живые организмы, взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

· решать элементарные экологические задачи; составлять элементарные схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания);

· выявлять источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

· сравнивать эколологические объекты: природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;

· анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

· изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

· находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать.

В результате освоения дисциплины Экология обучающийся должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

· для соблюдения мер профилактики стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

· оказания первой помощи при простудных заболеваниях;

· оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

В результате освоения дисциплины Экология способствовать развитию и воспитанию у обучающихся:

· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения экологических явлений; выдающихся достижений экологии, вошедших в общечеловеческую культуру в ходе работы с различными источниками информации;

· воспитание убежденностив возможности познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем.

Изучение учебной дисциплины ОУД.12 Экология направлено на освоение элементов общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

Сущность проектной деятельности можно пояснить следующим примером.

Тема проекта – тема обусловлена реальной проблемой: имеющиеся на рынке ящики недолговечны, не удобны в использовании, не отвечают требованиям современного дизайна.

Деятельность – процесс.

Субъект — это тот, кто в состоянии выполнять данную деятельность.

Цель — это то, для чего данная деятельность выполняется.

Материалы и ресурсы — то, что используется и перерабатывается при выполнении деятельности (доски, гвозди, способности производителя, его время, здоровье, воля).

Средства и инструменты. Обычная деятельность предполагает применение вспомогательных средств, которые поддерживают ее выполнение либо являются необходимыми для получения осмысленных результатов.

Методы — это то, что указывает на способ выполнения данной деятельности.

Продукт проектной деятельности – экологические программы мониторинга конкретного биогеоценоза, экспертиза, экологическая тропа, дневник путешествия, буклет, модель, видеофильм, выставка, газета, журнал, действующая фирма, законопроект, игра, коллекция, костюм, музыкальное произведение, мультимедийный продукт, оформление кабинета, постановка, праздник, прогноз, система колледжного самоуправления, справочник, сравнительно-сопоставительный анализ, учебное пособие, экскурсия, анализ данных социологического опроса, атлас, карта; документация, доказывающие превосходство данной модели над другими.

Результат (часто – ожидаемый) проекта - положительный результат – это материализация достигнутой цели.

Если деятель проявил понимание и умения по каждому из этих элементов системы проектной деятельности, то можно считать, что он проявил компетентность. Формирование профессиональной компетентности через освоение отдельных компетенций и есть главная задача педагога в руководстве экологическими проектами.

Студенты выполняют экологические проекты по индивидуальным или групповым заданиям. Задача обычно формулируется так, чтобы в ней было отражено конкретное экологическое содержание, часто связанное с биогеоценозом, где студенты проходили социальную практику (экологические субботники, акции, трудовые десанты), были на экскурсии, выполняли исследовательскую работу. В представлении студента учебная задача выступает как конкретное задание. Студент в ходе выполнения экологического проекта учится проектировать, овладевает методикой расчетов, учится пользоваться нормативной и справочной литературой, оформлять проекты и презентации. Содержание и уровень сложности учебной задачи должны соответствовать общим компетенциям. Завышение требований, как правило, приводят к формальному их решению, недостаточно глубокой проработке, снижению степени самостоятельности в работе студента.

Большое воспитательное значение имеет выполнение студентами медицинского колледжа экологических проектов, имеющих практическое значение. Однако, при разработке подобных проектов, прежде всего, должно быть предусмотрено выполнение студентом в полном объеме учебной задачи в соответствии с требованиями дисциплины.

Студенты должны быть поставлены перед необходимостью проводить исследование по определённой методике, анализировать, сравнивать, оценивать данные и варианты решений поставленных задач, систематизировать материал, делать обобщения, выводы.

В ходе выполнения экологических проектов студенты должны пользоваться специальной литературой, периодикой, тем самым вырабатывая и закрепляя умения работать с книгой, справочными материалами, делать выписки, составлять конспекты.

В медицинском колледже, согласно ФГОС СПО, экологические проекты могут выполняться в рамках профессионального цикла, куда входит дисциплина Экология. Причем, проектирование осуществляется в счет времени, выделенного на самостоятельную работу обучающегося по дисциплине. Самое главное – экологический проект должен касаться отвечать требованиям компетентностного подхода.

Экологический проект выполняется в течение длительного времени (2,5-3месяцев) наряду с обычной ежедневной учебной работой, следовательно, требует особо тщательной организации труда, планирования личного времени.
В связи с довольно большой трудоемкостью, своеобразием каждого этапа экологического проекта опытные преподаватели организуют поэтапную работу студентов над ним, разрабатывая четкие задания на каждый этап.
На организационном этапе выдаются темы проектов и проектные задания к ним, излагаются требования, которых следует придерживаться при его выполнении; рекомендуется учебная, научная, справочная литература, устанавливаются объемы проекта. Для правильного распределения времени на выполнение проекта составляется график, в котором намечаются дни консультаций, этапы работы над проектом.

Экологический проект может выполняться как одним студентом индивидуально, так и двумя студентами в малой рабочей группе. Это зависит от сложности практической задачи, от способностей и возможностей студентов.

Экологическое проектирование завершается публичной защитой проекта. Анализ экологических проектов позволяет внести коррективы в последующий учебный процесс.

Наши рекомендации