Раздел 1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПРАВА. Студента _______Околеловой Кати______________________________________

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

ПО

ПРАВОВЕДЕНИЮ

Студента _______Околеловой Кати______________________________________

Группы __________12171______________________________________________

Cдается преподавателю перед зачетом или экзаменом как показатель самостоятельной работы студента

Издательство ТПУ

Томск - 2009

ББК 60.5

К 18

Камышев Э.Н. Рабочая тетрадь по правоведению. – Томск: ТПУ 2009. - 32 с.

Раздел 1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПРАВА. Студента _______Околеловой Кати______________________________________ - student2.ru Раздел 1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПРАВА. Студента _______Околеловой Кати______________________________________ - student2.ru с Камышев Э.Н., 2009

ВВЕДЕНИЕ

Рабочая тетрадь по курсу правоведения подготовлена заведующим кафедрой социологии, психологии и права Томского политехнического университета, доктором философских наук, профессором Э.Н. Камышевым. Она предназначено для студентов негуманитарных вузов очной, заочной и вечерней форм обучения для подготовки к экзаменам и зачетам, для текущего контроля усвоения студентами теоретического материала.

Рабочая тетрадь составлена исходя из требований государственных стандартов направлений и специальностей подготовки, осуществляемых в негуманитарных вузах, к дисциплине "правоведение", утверждённых в 2000 году Министерством образования РФ.

Задачи (тесты) в рабочей тетради соответствуют учебным пособиям автора, опубликованным после 2001 года (Например: Камышев Э.Н., Литвинцева Г.Ю., Литвинцева М.Ю. Правоведение. Конспект лекций. – Томск: Издательство ТПУ 2006. – 104 с.).

Для решения, приведенных в рабочей тетради, задач (тестов) студент должен использовать теоретический материал лекций, конспекта лекций, а также приведенной в конспекте лекций дополнительной литературы.

Для студентов дневного и вечернего обучения решение задач (тестов) из рабочей тетради является необходимым условием самостоятельной работы студентов на практических занятиях.

Для студентов-заочников решение задач (тестов), приведенных в рабочей тетради, является их, предусмотренной в учебном плане, контрольной работой, которая должна быть обязательно выполнена и зачтена преподавателем до сдачи ими экзамена или зачета по правоведению.

В основу рабочей тетради положены тестовые задания 4-х видов:

1. Тесты на выбор (закрытые), где надо выбрать правильный ответ.

2. Тесты закрытые, где надо продолжить фразу или вставить слово во фразу.

3. Тесты на соответствие, где надо стрелками отметить соответствие между приведенными понятиями.

4. Тесты на установление последовательности в спрашиваемой области.

Раздел 1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПРАВА

1. Наиболее правильным следует считать следующее определение права:

А) это наука об обществе;

Б) это регулятор общественных отношений;

В) это способ существования демократических режимов;

Г) это элемент государственного устройства.

2. Наиболее правильным следует считать следующее определение нормы права:

А) это способ существования общества;

Б) это правила поведения людей;

В) это механизм властного подчинения;

Г) это способ существования демократии.

3. Реализация норм права может осуществляться в следующих формах:

А) соблюдение, запрещение, применение;

Б) использование, исполнение, соблюдение;

В) исполнение, согласование, завершение;

Г) применение, завершение, исполнение.

4. Формой существования права является …

А) правовой обычай, общественная мораль;

Б) правовой обычай, юридический прецедент;

В) договор с нормативным содержанием;

Г) юридический акт, решение большинства населения.

5. Система права есть …

А) единство права и законы;

Б) единство права и отрасли права;

В) единство права и кодексы;

Г) кодексы и законы.

6. К основному виду нормативного акта относится …

А) закон;

Б) результат референдума;

В) указ Президента РФ.

Г) Постановление Правительства РФ.

7. При разночтении норм права надо руководствоваться …

А) законом;

Б) Указом Президента РФ;

В) Постановлением Правительства РФ;

Г) Решением Государственной Думы РФ.

8. Постановления Правительства РФ вступают в силу …

А) со дня их утверждения председателем;

Б) со дня их принятия;

В) со дня их опубликования.

9. Законы РФ вступают в силу …

А) со дня их принятия Государственной Думой РФ;

Б) со дня их подписания Президентом РФ;

В) через 10 дней после их опубликования.

10. Нормативные акты обратную силу …

А) не имеют;

Б) имеют;

В) имеют в особо оговоренных случаях.

11. Конституция РФ является основным федеральным законом …

А) для всех без исключения;

Б) для тех случаев, которые не прописаны в Кодексах;

В) для Конституционного суда РФ;

Г) для судебной и исполнительной власти.

12. Не подлежат изменению без принятия новой Конституции следующие главы действующей Конституции РФ

А) права и свободы человека и гражданина;

Б) федеративное устройство;

В) президент Российской Федерации;

Г) федеральное собрание;

Д) правительство Российской Федерации;

Е) судебная власть.

13. Право – система общественных норм, регулирующих поведение людей в …

Ответ: _____обществе_________________________________________________

14. Норма права – общие правила поведения _людей______________________ .

15. Логическая, содержательная структура правовой нормы выражается в трех частях: гипотеза, диспозиция, _санкция____________________________ .

16. Гипотеза – часть нормы права, в которой определяются фактические условия её _применения_____________________________ .

17. Диспозиция – часть нормы права, содержащая само правило поведения____ .

18. Санкция – часть нормы права, указывающая на последствия за _ нарушение правовой нормы для виновных лиц __ .

19. Правоотношение – общественное отношение, урегулированное нормой ___права___________________ .

20. Различаются следующие основные формы права: правовой обычай, юридический прецедент, договор с нормативным содержанием и нормативный _акт__________________________ .

21. Закон представляет собой основной вид нормативного __акта____________ .

22. Нормативные акты, как правило, обратной силы __не имеют____________ .

23. Установите соответствие между частями нормативного акта и их характеристиками (покажите стрелками)

Гипотеза – Условия применения нормы права.

Диспозиция – Содержание нормы права.

Санкция – Последствия за нарушение нормы права.

24. Установите соответствие между нормативными актами и временем их вступления в действие.

Постановления Правительства РФ – с момента их утверждения.

Законы РФ – 10 дней после их опубликования.

Указы Президента РФ – с момента подписания

25. Установите соответствие между основными формами права и их характеристиками.

Правовой обычай – принятое правило поведения как общая норма.

Юридический прецедент – единожды принятое правило поведения. Нормативный акт – сложившееся правило поведения.

26. Установите соответствие между разными отраслями права и регулируемыми ими общественными отношениями.

Трудовое право – отношения в процессе труда.

Гражданское право – имущественные отношения.

Административное право – отношения в сфере государственного управления. Уголовное право – отношения, связанные с преступлениями.

27. Установите соответствие между сферой действия и субъектом принятия нормативного акта.

Страна в целом – Государственная Дума РФ.

Отдельный регион – орган субъекта федерации.

Отдельное село – орган местного самоуправления.

28. Установите соответствие между возможностью принятия изменений в Конституцию РФ и её частями.

Нельзя вносить изменения – Гл. 1-2.

Можно вносить изменения с одобрения субъектов Федерации – Гл. 3-8.

Можно вносить изменения без одобрения субъектов Федерации – ст. 65 Гл. 3.

29. Расположите по степени приоритетности в применении: 1 – законы, 2 – кодексы и 3 – постановления Правительства РФ. Ответ: _1,3,2____________

30. Расположите по степени приоритетности в применении: решения Верховного суда, Президиума областного суда, областного суда.

31. Ответ: _ Верховный суд, Президиум областного суда, областной суд.__

32. Расположите по степени приоритетности в применении законы, в случае имеющихся в них противоречий: международные, федеральные, областные.

Ответ: _федеральный, международные, областные_________________________

Наши рекомендации