Понятие коррупционных и иных преступлений против интересов государственной службы и государственного управления
Спецификой коррупционных и иных преступлений против интересов государственной службы и государственного управления является совершение общественно опасных деяний людьми, призванными соблюдать и охранять законы.
Особенность коррупционных преступлений заключается в том, что они предполагают наличие двух сторон: во-первых, государственного служащего, использующего свое служебное положение, и, во-вторых, лиц, заинтересованных в том, чтобы государственный служащий в их пользу (или в пользу представляемых ими организаций) совершил действия, противоречащие интересам службы1.
Широкая распространенность данных преступлений, коррумпированность государственного аппарата заставляет законодателя принимать строгие меры борьбы с коррупционными и иными преступлениями против интересов государственной службы и государственного управления.
Решение существующих законодательных и иных правоприменительных проблем в сфере борьбы с коррупционными и иными преступлениями против интересов государственной службы и государственного управления предполагает уяснение смысла и содержания понятий «коррупционные преступления» и «иные преступления против интересов государственной службы и государственного управления», определение которых осложнено отсутствием в законе и юридической литературе единого подхода в рассмотрении этих вопросов.
Выявление специфических признаков рассматриваемых преступлений и формирование на этой основе понятия коррупционного и иного преступления против интересов государственной службы и государственною управления имеет важное значение для установления наличия такого преступления, квалификации общественно опасных деяний, отличия смежных составов преступлений, разграничения данных преступлений и иных правонарушений.
Уголовный кодекс, следуя принципу недопустимости отождествления государственной службы и службы в коммерческих организациях и общественных объединениях, предусмотрел две самостоятельные главы, в которых установил уголовную ответственность за преступления против интересов государственной службы (гл. 13 УК РК) и преступления против интересов в коммерческих и иных организациях (гл. 8 УК РК).
Законом РК «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам борьбы с коррупцией» от 25 сентября 2003 г. глава 13 УК РК получила наименование «Коррупционные и иные преступления против интересов государственной службы и государственного управления».
В связи с изменением законодательства возникла необходимость правильного определения понятия коррупционных и иных преступлений против интересов государственной службы и государственного управления.
Решение рассматриваемых вопросов тесно связано с понятием коррупции, содержащимся в п. 1 ст. 2 Закона РК «О борьбе с коррупцией» от 2 июля 1998 г.: «Под коррупцией в настоящем Законе понимается не предусмотренное законом принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ лицами, выполняющими государственные функции, а также лицами, приравненными к ним, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей либо иное использование ими своих полномочий для получения имущественной выгоды, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ».
Аналогично понятие коррупции рассматривается в законодательных актах некоторых стран СНГ.
Так, в статье 1 Закона Республики Беларусь «О мерах борьбы с организованной преступностью и коррупцией» от 26 июня 1997 г. коррупция - это «умышленное использование лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций или лицами, приравненными к ним, своего служебного положения и связанных с ним возможностей в целях противоправного приобретения для себя или близких родственников имущественных или неимущественных благ, льгот и преимуществ, а также подкуп указанных лиц путем противоправного приобретения для себя или близких родственников имущее! венных и неимущественных благ, льгот и преимуществ, а также подкуп указанных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами этих благ, льгот и преимуществ»2.
Близким к данному является определение коррупции в ст. 1 Закона Украины «О борьбе с коррупцией»: коррупция — это деятельность лиц, уполномоченных на использование функций государства, направленная на противоправное использование предоставленных им полномочий для получения материальных благ, услуг, льгот и иных преимуществ»3.
В Уголовном кодексе Киргизской Республики коррупция определена как самостоятельное преступление, характеризуемое как «умышленные деяния, состоящие в создании противоправной устойчивой связи одного или нескольких должностных лиц, обладающих властными полномочиями, с отдельными лицами или группировками в целях незаконного получения материальных, любых иных благ и преимуществ, а также предоставление ими этих благ и преимуществ физическим и юридическим лицам, создающее угрозу интересам общества или государства»1.
На наш взгляд, диспозиция данной статьи УК Киргизской Республики носит общий характер, достаточно неопределенна, что позволяет трактовать ее очень широко, что, естественно, не будет способствовать эффективному ее применению.
Анализ юридической литературы показывает, что среди ученых нет единства мнений в характеристике понятия коррупции.
Так, А. Н. Агыбаев полагает, что коррупция в большей степени «синтетическое, социальное и криминологическое понятие, чем уголовно-правовое, поэтому его надо рассматривать не как конкретный состав, а как совокупность родственных видов деяний». Поэтому, по мнению автора, уголовно наказуемая коррупция — лишь один из видов коррупции, под которой следует понимать «общественно опасные деяния, связанные с использованием должностными лицами или государственными служащими, уполномоченными на выполнение функций государственной власти, управления органов правосудия, надзора и контроля, а также лицами, наделенными действующим законодательством организационно-распорядительными или административно-хозяйственными полномочиями своего статуса по службе и связанных с ними возможностей для непредусмотренного законом получения материальных, иных благ и преимуществ, а также противоправное предоставление им этих благ и преимуществ физическим и юридическим лицам». При этом, главное в коррупции, по мнению А. Н. Агыбаева, то, что она является катализатором организованной преступности, одной из необходимых составляющих ее среды обитания. По мнению Б. В. Волженкина этимологически термин «коррупция» происходит от латинского слова, означающего «порча, подкуп». Поэтому автор считает, что коррупция — это «социальное явление, заключающееся в разложении власти, когда государственные (муниципальные) служащие и иные лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, используют свое положение, статус и авторитет занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения и в групповых интересах».
Авторы Комментария и постатейных материалов к Закону РК «О борьбе с коррупцией» пишут: «Коррупция представляет собой социально-правовое явление, обладающее многоструктурным и многоуровневым содержанием, в логический объем которого входит комплекс однородных видов общественно опасных деяний»2.
По мнению А. И. Долговой, коррупция - это «социальное явление, характеризующееся подкупом — продажностью государственных и иных служащих и на этой основе корыстным использованием ими в личных целях либо в узкогрупповых, корыстных интересах официальных служебных полномочий, связанных с ними авторитета и возможностей»3.
М. О. Нукенов полагает, что «ядром коррупции является взяточничество», утверждая при этом, что коррупция не является категорией права в прямом смысле, т.к. не имеет юридической формулировки. Вместе с тем, полагает М. О. Нукенов, понятие коррупции во многом влияет на состояние законотворческой деятельности и правоприменительной практики.
Г. А. Сатаров отмечает, что «государственный служащий обязан принимать решения, исходя из целей, установленных правом... и общественно одобряемых культурными и моральными нормами. Коррупция начинается тогда, когда эти цели подменяются корыстными интересами должностного лица, воплощенного в корыстных действиях». Таким образом, коррупция предполагает и нарушение этических норм служебных полномочий.
Мы рассмотрели различные точки зрения, характеризующие понятие коррупции, которые можно систематизировать следующим образом:
1.Коррупция рассматривается как злоупотребление должностными полномочиями, совершаемое с корыстной целью.
2.Коррупция отождествляется со злоупотреблением служебным положением, совершаемым в личных интересах, а также случаев корыстного злоупотребления по службе, характеризуемых подкупом государственных служащих.
3.Коррупция характеризуется как элемент организованной преступности.
4.Коррупция — это любое умышленное нарушение должностными лицами (иными государственными служащими) своих служебных полномочий.
Отдельные ученые отождествляют коррупцию со взяточничеством.
На наш взгляд, понятие коррупции и установление ее проявлений должно основываться на понимании социальной сущности данного явления. Сущность коррупции состоит в том, что она разрушает установленный порядок деятельности государственного аппарата, в результате чего происходит дифформация власти.
Согласно Кодексу поведения должностных лиц, определенного Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабря 1978 г., «коррупция - это злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях»2.
Следовательно, коррупция предполагает использование власти и связанных с ней возможностей не в интересах всего общества, а в интересах отдельных лиц или группы лиц в корыстных целях или иной личной заинтересованности. Другими словами, коррупция предполагает неправомерное использование публичной власти в личных целях. Аналогичное определение коррупции, как нами указывалось ранее, дано в Законе РК «О борьбе с коррупцией» от 2 июля 1998 г.
Таким образом, в названном Законе РК заключены основные признаки состава данного правонарушения.
Согласно п. 2 ст. 2 упомянутого Закона коррупционные правонарушения делятся на дисциплинарные, административные проступки и на преступления.
Круг коррупционных преступлений был определен совместным Приказом Генерального прокурора РК от 13 октября 1998 г. и Министром юстиции РК от 16 октября 1998 г. и охватил 21 состав преступления; затем совместным Приказом Генерального прокурора РК от 4 марта 1999 г. и Министром юстиции РК от 9 марта 1999 г. и охватил 17 составов преступлении. Позже круг коррупционных преступлений был определен приказом Генерального прокурора РК от 5 июня 2000 г. в количестве 16 составов преступлений.
В пункте 2 совместного Приказа Генерального прокурора РК и Министра юстиции РК было сказано, что «также следует считать коррупционными иные преступления, совершенные должностными лицами из корыстной или иной личной заинтересованности, сопряженные или создающие условия для коррупции». Вопрос о том, какие иные преступления в соответствии с п. 2 данного Приказа относятся к коррупционным, вызвало определенные трудности в теории уголовного права и в следственно- судебной практике.
В связи с этим Законом РК от 25 сентября 2003 г. в УК внесены существенные изменения и дополнения: диспозиции статей 307, 308, 310, 314, 315 изложены в новой редакции; изменения внесены в редакции ст. ст. 311, 312 Уголовного кодекса; в примечании к ст. 307 УК РК определены субъекты коррупционных преступлений. Наконец, в примечании к ст. 41 УК РК определены конкретные составы коррупционных преступлений.
К коррупционным преступлениям законодатель в примечании к ст. 41 УК РК отнес 12 общественно опасных деяний, предусмотренных:
1) п. «г»ч. Зет. 176 УК РК (присвоение или растрата вверенного чужого имущества, совершенные лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненных к нему лицом, если они сопряжены с использованием им своего служебного положения);
2)п. «а» ч. 3 ст. 193 УК РК (легализация денежных средств или иного имущества, приобретенного незаконным путем лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненных к нему лицом, если они сопряжены с использованием им своего служебного положения);
3)п. «а»ч. Зет. 209 УК РК (экономическая контрабанда, совершенная лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом, если они сопряжены с использованием им своего служебного положения);
4) ст. 307 УК РК (злоупотребление должностными полномочиями);
5)п. «в» ч. 4 ст. 308 УК РК (превышение власти или должностных полномочий в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц или организаций либо нанесения вреда другим лицам или организациям);
6)ст. 330 УК РК (незаконное участие в предпринимательской деятельности);
7)ст. 311 УК РК (получение взятки);
8)ст. 312 УК РК (дача взятки);
9)ст. 313 УК РК (посредничество во взяточничестве);
10)ст. 314 УК РК (служебный подлог);
11)ст. 315 УК РК(бездействие по службе);
12)ст. 380 УК РК (злоупотребление властью, превышение или бездействие власти).
Из 12 составов преступлений, отнесенных законодателем в примечании к ст. 41 УК РК к коррупционным преступлениям, 8 составов заключены в главе 13 УК РК:
1.ст. 307 УК РК - злоупотребление должностными полномочиями;
2.п. «в»ч. 4 ст. 308 УК РК - превышение власти или должностных полномочий в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц или организаций либо нанесения вреда другим лицам или организациям;
3.ст. 310 УК РК - незаконное участие в предпринимательской деятельности;
4.ст. 311 УК РК - получение взятки;
5.ст. 312 УК РК - дача взятки;
6.ст. 313 УК РК -посредничество во взяточничестве;
7.ст. 314 У К РК -служебный подлог;
8.ст. 315 УК РК -бездействие по службе.
К иным преступлениям против интересов государственной службы и государственного управления законодатель отнес составы, предусмотренные ст. 309 УК РК (присвоение полномочий должностного лица) и ст. 316 УК РК (халатность).
В юридической литературе под коррупционными и иными преступлениями против интересов государственной службы и государственного управления (должностными преступлениями) принято считать общественно опасные деяния, посягающие на нормальную деятельность государственного аппарата, совершенные специальными субъектами преступления (лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, либо приравненными к ним лицам и должностными лицами) с использованием предоставленных им служебных полномочий, с существенным нарушением прав и законных интересов граждан или организаций, либо охраняемых законом интересов общества или государства1.
Из данного определения следует, что основными признаками составов указанных преступлений являются:
1.посягательство на нормальную, законную деятельность государственного аппарата (объект преступления);
2.действие или бездействие лица, нарушающее интересы службы, повлекшее существенное нарушение прав и законных интересов граждан, общества или государства (объективная сторона преступления);
3.общественно опасное деяние, совершенное виновно, т.е. умышленно или по неосторожности (субъективная сторона преступления);
4.общественно опасное деяние, совершенное лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненных к нему лицом, а равно должностным лицом (специальный субъект преступления). Исключение составляет лишь ст. 332 УК РК (дача взятки), где субъект — общий.
Совокупность этих признаков по УК составляет содержание преступлений, предусмотренных главой 13 УК РК.
Объектомпосягательства преступлений, предусмотренных главой 13 УК РК, является нормальная деятельность государственного аппарата и аппарата местного самоуправления как в целом, так и отдельных его звеньев.
В качестве дополнительного объекта некоторых преступлений выступают права и законные интересы граждан, организаций, законные интересы общества и государства.
Обязательным признаком отдельных преступлений является их предмет: деньги, ценные бумаги, иное имущество (ст. ст. 311-313 УК РК), официальные документы (ст. 314 УК РК).
Большинство коррупционных и иных преступлений против интересов государственной службы и государственного управления совершается путем действия. И лишь такие преступления как бездействие по службе (ст. 315 УК РК) и халатность (ст. 316 УК РК) могут быть совершены путем бездействия.
По конструкции объективной сторонырассматриваемые деяния подразделяются на две группы:
1.преступления с материальным составом (ст. ст. 307-309, 315, 316 УК РК);
2.преступления с формальным составом (ст. ст. 310—314 УК РК).
К числу обязательных признаков объективной стороны материальных составов законодатель относит существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.
К существенному нарушению прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства следует отнести, прежде всего, причинение существенного материального вреда правоохраняемым объектам.
Существенный материальный вред подразделяется на имущественный, личностный и организационный. Имущественный вред должен определяться соответственно в денежном выражении в кратном размере месячного расчетного показателя, установленного законодательством РК на момент совершения преступления.
Личностный вред можно считать существенным, если он проявляется в причинении легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего.
Организационный вред заключается в приостановке работы предприятия, организации в прекращении выпуска продукции, создании помех и сбоев в их работе и т.п.
Существенным вредом также является нарушение конституционных прав и свобод граждан, подрыв авторитета соответствующего органа, сокрытие тяжких преступлений и т.д. Критериями материального вреда является степень отрицательного влияния деяния на нормальную работу конкретного предприятия, учреждения, размер причиненного ущерба, число пострадавших, тяжесть морального, физического и имущественного вреда. Имущественный, личностный, организационный вред носят оценочный характер.
Субъективная сторонавсех преступлений, предусмотренных главой 13 УК РК, характеризуется умышленной формой вины Исключением является состав преступления, предусмотренный ст. 316 УК РК (халатность), где возможна только неосторожная форма вины.
Обязательным элементом коррупционных и иных преступлений против интересов государственной службы и государственного управления является корыстный мотив или иная личная заинтересованность.
Корыстный мотив предполагает желание незаконно получить деньги, имущество, материальные блага, имущественную выгоду без незаконного изъятия чужого имущества и безвозмездного обращения его в свою пользу или пользу других лиц или иную имущественную выгоду либо желание освободиться от выплат, материальных обязательств.
Иная личная заинтересованность может выражаться в стремлении извлечь выгоду неимущественного характера, руководствуясь такими побуждениями как карьеризм, угодничество, протекционизм, семейственность, месть, ревность, зависть, сокрытие своей компетенции и др.
Субъектамиданных преступлений согласно Закону являются специальные субъекты:
1..Лица, уполномоченные на выполнение государственных функций.
2.Приравненные к ним лица.
3.Должностные лица.
4..Лица, занимающие ответственную государственную должность.
Согласно п. 1 примечания к ст. 307 УК РК к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, относятся должностные лица, депутаты Парламента и маслихатов, судьи и все государственные служащие в соответствии с законодательством РК о государственной службе.
Понятие «должностные лица» законодательно закреплено в примечании к ст. 307 УК РК. Согласно п. 3 указанного примечания должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, а также в Вооруженных Силах РК, друг их войсках и воинских формированиях РК.
Депутаты Парламента РК в силу своего о особого статуса — это представители законодательной власти, имеют более широкий круг полномочии, правовое положение которых определены Конституционным законом РК «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» от 26 декабря 1995 г. Парламент РК является высшим представительным органом, осуществляющим законодательные функции. Полномочия депутата начинаются с момента его регистрации в качестве депутата Парламента Центральной избирательной комиссии.
Депутат маслихата выражает волю населения соответствующих административно-территориальных единиц с учетом общегосударственных интересов. Полномочия депутата маслихата регламентированы Законом РК «О местном государственном управлении в Республике Казахстан» от 23 января 2001 г.
Особую категорию лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, составляют судьи, порядок назначения которых определен Конституционным законом РК «О судебной системе и статусе судей в Республике Казахстан» от 25 декабря 2000 г. Если депутатам Парламента и маслихатов для вступления в должность помимо конституционных требований к кандидатам в депутаты необходим факт избрания на выборах, то порядок наделения судей полномочиями имеет свою особую регламентацию. Так, кандидаты в судьи должны соответствовать предъявляемым требованиям закона, сдают квалификационные экзамены на занятие должности судьи в Квалификационной коллегии юстиции и далее назначаются на должность Президентом.
Правовой статус государственных служащих определен Законом РК «О государственной службе в Республике Казахстан» от 23 июля 1999 г. Государственные служащие в соответствии с законодательством РК о государственной службе классифицируются на два вида: политические государственные служащие и административные государственные служащие.
В соответствии с п. 2 примечания к ст. 307 УК РК к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, приравниваются:
1..лица, избранные в органы местного самоуправления;
2.граждане, зарегистрированные в установленном законом порядке в качестве кандидатов в Президенты РК, депутаты Парламента РК и маслихатов, а также в члены выборных органов местного самоуправления;
3.служащие, постоянно или временно работающие в органах местного самоуправления, оплата труда которых производится из средств государственного бюджета РК;
4.лица, исполняющие управленческие функции в государственных организациях и организациях, в уставном капитале которых доля государства составляет не менее 35 %.
Под местным самоуправлением признается деятельность выборных и других органов местного самоуправления в сельских и городских местных сообщества, охватывающих территории, на которых компактно проживают группы населения, путем самостоятельного решения населением вопросов местного значения. В некоторых нормативных правовых актах на местном уровне делается попытка по определению компетенции органов местного самоуправления по отдельным вопросам регулирования некоторых общественно-правовых институтов.
Правовой статус граждан, зарегистрированных в качестве кандидатов в Президенты РК, депутаты Парламента и маслихатов, а также в члены выборных органов местного самоуправления регламентируется непосредственно Конституцией и Конституционным законом РК «О выборах в Республике Казахстан». Закон определяет порядок регистрации лица в качестве кандидата в Президенты РК, депутата Парламента и маслихатов, а также в члены выборных органов местного самоуправления, гарантий их деятельности в ходе избирательной компании, порядок проведения предвыборной агитации, финансирования выборов, порядок голосования и определения итогов голосования и т.д.
Лица, приравненные к уполномоченным на выполнение государственных функций в своей основе, никаких государственных функций не выполняют. Более того, органы местного самоуправления (п. 1 ч.2 примечания к ст. 307 УК РК) в Республике Казахстан отсутствуют, а лица, зарегистрированные в качестве кандидатов в депутаты (п. 2 ч. 2 примечания к ст. 307 УК РК) не исполняют государственных функций. Поэтому правовое положение этих субъектов предполагает смещение самого понятия лица, уполномоченного на выполнение государственных функций, в сторону неопределенности его уголовно-правового статуса.
Служащие, постоянно или временно работающие в органах местного самоуправления, оплата труда которых производится из средств государственного бюджета и исполняющие управленческие функции в государственных организациях и организациях, в уставном капитале которых доля государства составляет не менее тридцати пяти процентов, предусмотрены в подпунктах 3 и 4 п. 2 примечания к ст. 307 УК РК. Отсутствие Закона РК «О местном самоуправлении в Республике Казахстан» не позволяет провести анализ правового статуса служащих, постоянно или временно работающих в органах местного самоуправления, оплата труда которых производится из средств государственного бюджета. Обособлять служащих, постоянно или временно работающих в органах местного самоуправления, не имея конкретного на то законодательного основания, ставит под сомнение законодательство о государственной службе.
Понятие должностного лица законодательно закреплено в п. 3 примечания к ст. 307 УК РК. В нем определено, что должностные лица постоянно, временно или по специальному полномочию выполняют определенные функции, закрепленные в соответствующих нормативных правовых актах.
Под специальным полномочием следует понимать поручение лицу, не занимающему штатной должности, выполнение определенных организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей либо функции представителя власти. Это должно быть надлежащим образом оформлено специальным правовым актом (приказом) или на основании устного распоряжения.
Под представителями власти понимаются должностные лица государственного органа, которые по роду своей деятельности наделены в установленном законом порядке полномочиями осуществлять властные функции не только в отношении подчиненных им работников, но и в отношении граждан, не находящихся от них в служебной зависимости, (примечание к ст. 320 УК РК). Важным признаком, отличающим представителя власти от других должностных лиц, является его право руководить деятельностью лиц, не подчиненных ему непосредственно по службе, отдавать распоряжения, обязательные для исполнения гражданами и организациями независимо от их ведомственной принадлежности, подчиненности и форм собственности, требовать от них выполнения определенных действий или отказа от совершения каких-либо действий.
Под организационно-распорядительными функциями, согласно п. 6 нормативного постановления Верховного Суда РК «О практике рассмотрения судами уголовных дел о преступлениях, связанных с коррупцией» от 13 декабря 2001 г., следует понимать полномочия должностных лиц по руководству коллективом, осуществлению подбора и расстановки кадров, организации труда подчиненных, поддержанию трудовой дисциплины, выполнению задач, поставленных перед коллективом и т.п.. К этой категории относятся: руководители министерств, ведомств, их заместители, руководители структурных подразделений названных органов. Можно выделить следующие признаки организационно-распорядительных функций:
а) наличие подчиненных ему работников;
б) наличие права постановки перед подчиненными задач и контроля за их выполнением;
в) наличие права приема на работу или увольнения, полномочий по подбору и расстановке кадров;
г) наличие права применять к подчиненным мер поощрения или взыскания.
Под административно-хозяйственными функциями должностных лиц, в соответствии с п. 6 названного нормативного постановления Верховного Суда РК от 13 декабря 2001 г. следует понимать полномочия по управлению или распоряжению государственным имуществом, его хранением, реализацией, по обеспечению контроля за этими операциями в государственном органе или в органе местного самоуправления, в соответствующих учреждениях и в воинских формированиях. Это могут быть начальники финансовых снабженческих отделов или служб, заведующие складами, государственными магазинами, руководители структурных подразделений - отделов, филиалов и т.д. Указание на то, что рассматриваемые обязанности являются не просто хозяйственными, а административно-хозяйственными, означает, что они реализуются путем организационно-контрольной и распорядительной деятельности.
Ответственность по отдельным нормам права наступает за деяния, совершенные лицами, занимающими ответственную государственную должность. В соответствии с п. 4 примечания к ст. 307 УК РК под лицами, занимающими ответственную государственную должность, понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией РК, конституционными и иными законами РК для непосредственного исполнения функций государства и полномочий государственных органов, а равно лица, занимающие согласно законодательству РК о государственной службе политические должности государственных служащих.
Согласно ст. 1 Закона РК «О государственной службе» от 23 июля 1999 г. политический государственный служащий — это государственный служащий, назначение (избрание), освобождение и деятельность которого носит политико-определяющий характер и который несет ответственность за реализацию политических целей и задач.
Следует заметить, что понятие должностного лица, лица, уполномоченного на выполнение государственных функций, а также лица, занимающего ответственную государственную должность, непосредственно перекликаются с понятием должностного лица в целом, как общего и частного, и имеют одинаковые уголовно-правовые функциональные характеристики. Следовательно, введя в качестве дополнительного субъекта коррупционных преступлений лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, законодатель, по существу, корреспондировал его с понятием «должностное лицо». Исходя из вышеизложенного, представляется не совсем корректной позиция законодателя, предусматривающего в качестве самостоятельного субъекта коррупционных преступлений лицо, уполномоченное на выполнение государственных функций.
Более того, не представляется возможным разграничить понятие должностного лица и лица, уполномоченного на выполнение государственных функций, так как в п. 1 примечания к ст. 307 УК РК при определении понятия «лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций», к ним относятся и должностные лица.
Возникают трудности при решении вопроса: по какой части ст.307 УК РК следует квалифицировать действия, например, судьи или депутата Парламента РК, которые в соответствии с п. 1 примечания к ст. 307 УК отнесены к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, а в соответствии с п. 3 примечания к ст. 307 УК судьи и депутаты Парламента РК в то же время являются лицами, занимающими ответственную государственную должность.
Сказанное означает, что действия названных субъектов преступлений одновременно подпадают под признаки ч.ч. 1 и 3 ст. 307 УК РК, существенно отличающихся друг от друга по степени общественной опасности, имеющих различные санкции. Изложенное положение противоречит закону и препятствует единообразному его применению.
Вместе с тем, на наш взгляд, указание в названии главы на «иные преступления против интересов государственной службы и государственного управления» не в полной мере соответствует требованиям законодательной техники и затрудняет установление родового признака данной группы посягательств.
Преступления, совершаемые должностными лицами благодаря занимаемому ими служебному положению и вопреки интересам службы, причиняют вред нормальной деятельности государственной власти, причиняют или создают угрозу причинения вреда интересам государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
По своему характеру рассматриваемые преступления могут быть коррупционными, но могут и не быть таковыми, но и первые, и вторые, в конечном счете, посягают на интересы государственной службы, которые выступают родовым объектом данной группы посягательств, объединенных в главу 13 УК РК.
Правы поэтому авторы, которые считают, что нет необходимости в названии главы 13 УК РК проводить классификацию рассматриваемой группы преступлений на коррупционные и иные, а достаточно обозначить направленность этих посягательств на интересы государственной службы, под которой в соответствии со ст. 1 Закона РК «О государственной службе» от 23 июля 1999 г. понимается деятельность государственных служащих в государственных органах по исполнению должностных полномочий, направленная на реализацию задач и функций государственной власти.
Кроме того, дополнение названия главы 13 УК РК интересами государственного управления порождает вопросы соотношения данной группы преступлений с преступлениями против порядка управления (глава 14 УК РК), которые также могут посягать на интересы государственного управления.
Любые изменения и дополнения в действующее уголовное законодательство должны быть обусловлены социально-экономическими, криминологическими факторами, практикой применения действующего законодательства. Изменения, внесенные в главу 13 УК РК Законом РК от 25 сентября 2003 г., на наш взгляд, искусственны и ничего позитивного, кроме путаницы не дают.
Поэтому следует согласиться с предложением о том, что главе 13 УК РК следует вернуть ее прежнее название — «Преступления против интересов государственной службы». Это будет способствовать единообразию в применении норм права, повышению эффективности в борьбе с коррупционными и иными преступлениями против интересов государственной службы и государственного управления