Стратегия и общая характеристика мер митигации

Отметим виды деятельности, позволяющие обеспечить готовность к чрезвычайным ситуациям на всех уровнях: на национальном, областном или районном:

1. Планирование подготовки к ЧС.

2. Оценка уязвимости и потенциала противодействия ЧС.

3. Наличие государственной структуры, способной принимать решения и координировать деятельность Министерств, Ведомств и других органов государственного управления при подготовке к ЧС.

4. Наличие системы предупреждения и оповещения населения и органов государственного управления.

5. Наличие основных ресурсов, которые потребуются для помощи пострадавшему населению.

6. Наличие надежной информационной системы в стране.

7. Информирование и обучение населения действиям при подготовке к ЧС.

8. Наличие механизмов реагирования на ЧС.

9. Способность населения к самоорганизации.

Для реализации вышеперечисленных видов деятельности планируется прежде всего проведение комплекса мер митигации.

Митигация – это совокупное понятие, которое охватывает все действия, предпринимаемые государственными структурами и населением до наступления ЧС, включая обеспечение готовности и долгосрочные меры по уменьшению риска. Термин «митигация» применяется относительно широкого спектра возможных действий и мер по смягчению воздействия ЧС на людей. В более широком смысле, митигация подразумевает планирование и реализацию мер по снижению риска, связанного с природными, техногенными, экологическими и биолого-социальными ЧС, а также процесс планирования эффективного реагирования на них при их возникновении.

Цель стратегии по митигации – снижение потерь при будущей ЧС. При этом, главной целью является снижение числа жертв и пострадавших людей среди населения, а второстепенной – снижение ущерба и экономических потерь, нанесенных инфраструктуре, а также снижение потерь собственности населения в той степени, в которой они влияют на общество в целом. Одна из целей стратегии вызвать – побуждение людей защитить себя, сохранить жизнь и здоровье в ЧС.

В настоящее время государственные структуры по защите населения занимаются в более полном объеме митигацией чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера, но работа по митигации ситуаций экологического неблагополучия находится пока в зачаточном состоянии в большинстве стран мира. Человечество еще не осознало грозящей экологической опасности для цивилизации. Поэтому важнейшей составляющей стратегии вызвать – побуждение людей защитить себя, сохранить жизнь и здоровье именно в ситуациях экологического неблагополучия.

Основными общими направлениями митигации являются:

Ø разработка концепции национальной безопасности, в том числе и военной доктрины;

Ø создание государственных структур, решающих проблемы митигации, защиты населения при возникновении ЧС и ликвидации их последствий;

Ø рациональное размещение производительных сил по территории страны с учетом природной, техногенной и экологической безопасности:

Ø создание и совершенствование правовой базы, обеспечивающей эффективную работу государственных структур по защите населения и подготовку населения действиям по предотвращению ЧС, выживанию в них или снижению возможных ущербов;

Ø проведение комплекса мероприятий по предупреждению возникновения ЧС;

Ø планирование подготовки и реагирования на ЧС;

Ø подготовка объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях чрезвычайных ситуаций;

Ø декларирование промышленной безопасности;

Ø лицензирование деятельности опасных производственных объектов;

Ø страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;

Ø проведение государственной экспертизы в области предупреждения чрезвычайных ситуаций;

Ø государственный надзор и контроль по вопросам природной, техногенной, экологической и биолого-социальной безопасности.

Митигация – это сложный процесс решения как долгосрочных, так и краткосрочных проблем подготовки к ЧС.

Первым шагом при выборе стратегии митигации является понимание природы опасности, с которой возможно столкновение в будущем. Для понимания каждой опасности необходимо осознание: причин, масштаба, интенсивности и вероятности, частоты возникновения, физических, химических и биологических механизмов разрушения, элементов и действий, наиболее подверженных разрушению, возможных экономических и социальных последствий катастрофы.

Митигация включает в себя не только готовность к спасению человеческих жизней, меры по сохранению и восстановлению здоровья, снижению потерь собственности людей, но и меры по снижению необратимого воздействия катастроф на экономическую деятельность и механизмы жизнеобеспечения общества. Там, где ресурсы на митигацию ограничены, меры должны быть направлены в те области, где их применение будет наиболее эффективным – на повышение потенциала наиболее уязвимых элементов.

Оценка уязвимости при ЧС техногенного и природного характера является важнейшим аспектом эффективного планирования мер митигации. Степень уязвимости влияет как на вероятный масштаб физического ущерба и повреждений, так и на наличие ресурсов для быстрого восстановления. Для снижения физической уязвимости, могут быть усилены слабые элементы. Для снижения уязвимости общества в целом и экономической деятельности, возможно, потребуется изменение или усиление инфраструктуры и межсекторного взаимодействия. Под межсекторным взаимодействием понимают минимальные гуманитарные стандарты и индикаторы обеспеченности пострадавших в ЧС людей водой, продуктами, кровом, медицинской помощью, санитарией и т.п.

Снижение риска ЧС может быть достигнуто либо устранением его причин, либо уменьшением уязвимости объектов риска. Разумеется, многие виды стихийных бедствий предотвратить невозможно: землетрясения, ураганы, смерчи, засухи др. В этом случае, митигация главным образом направлена на снижение уязвимости элементов, наиболее подверженных воздействию.

Пожары, аварии на промышленных предприятиях, выбросы химикатов, технологические и транспортные происшествия – это катастрофы, которых можно избежать. Для технологических катастроф и катастроф, порожденных деятельностью человека, наиболее эффективной стратегией митигации является снижение опасности.

При выборе наиболее приемлемой стратегии митигации необходимо оценивать стоимость вложений в контексте возможных предотвращенных потерь. Наиболее оптимальным является подход, основанный на подсчете возможного ущерба и всех видов потерь (экономических, человеческих и т.д.), а также анализе эффективности каждого вида мер митигации. Однако, независимо от выбранных мер митигации, многочисленные оценки проектов по митигации показали, что помимо спасения жизней, вложенные средства многократно окупаются за счет уменьшения величины ущерба.

Основными стратегическими мерами митигации являются: инженерные, строительные, экономические, управленческие, организационные, общественные, физического планирования

Любая эффективная стратегия по митигации должна включать в себя комплекс краткосрочных и долгосрочных мер, который может охватывать: инженерные и строительные меры(обучение местных строителей технике внедрения новых подходов в традиционные методы улучшения защиты зданий, структур, дорог является одним из основных компонентов, применяемых при таких мерах), меры физического планирования (правильное расположение новых строений, таких как школы, больницы и прочие здания инфраструктуры, играет важную роль в снижении уязвимости местных поселений. В городских районах одной из наиболее эффективных мер является уменьшение плотности застройки наиболее подверженных риску зданий и объектов инфраструктуры), экономические меры (диверсификация экономики является важным элементом снижения риска, а сильная экономика является лучшей защитой от воздействия катастроф). При сильной экономике имеются возможности использовать экономические рычаги для принятия мер по митигации катастроф, а также управленческие и организационные меры.

Диверсификация экономической деятельности – такой же важный экономический принцип, как и принцип децентрализации, применяемый при планировании. Односторонняя промышленность или сельское хозяйство всегда более уязвимы, чем многосекторные действия. Связи между различными секторами экономики – транспортировкой товаров, потоком информации, организацией рынка труда – могут быть более уязвимы к воздействию ЧС, чем непосредственно сами средства производства.

Экономические льготы и ограничения являются важным компонентом администрирования. Льготы, пособия, кредиты и налоги могут влиять на решения людей о принятии мер по смягчению последствий ЧС. В промышленно развитых странах одним из основных методов экономической защиты также является страхование. Если экономический риск распределен среди большого числа плательщиков, потери будут снижены. Таким образом, поощрение людей защищать самих себя с помощью страхования обеспечивает более высокий уровень защиты широких слоев населения.

Имеются особенности митигации при ЧС биолого-социального характера. Они изучаются студентами в вузах Министерства здравоохранения, Министерства сельского хозяйства и продовольствия.

Мы рассматриваем основные меры митигации, которые на практике будут планировать и выполнять выпускники вузов, а также мероприятия в которых непосредственно участвует население.

Среди направлений митигации деятельность по предупреждению чрезвычайных ситуаций имеет приоритет по сравнению с другими видами работ по противодействию ЧС. Это обусловлено тем, что социально-экономические результаты превентивных действий предотвращающих чрезвычайные ситуации в большинстве случаев более значимы, чем их ликвидация.
Предупреждение – это комплекс мероприятий проводимых заблаговременно, направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение ущерба природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций проводится по следующим направлениям:

Ø проведение комплекса мероприятий по выявлению возможных источников ЧС, изучению их поражающих факторов и возможных способов защиты людей, объектов и природной среды;

Ø мониторинг и прогнозирование ЧС;

Ø оценка ЧС по результатам прогнозирования и анализа потенциала (оценка риска, уязвимости, ущербов, ресурсов и потенциала для предупреждения и ликвидации ЧС);

Ø управление рисками, уязвимостью и потенциалом для минимизации возможных ущербов при возникновении отдельных ЧС;

Ø предотвращение в возможных пределах некоторых неблагоприятных или опасных природных явлений и процессов путем систематического снижения их накапливающегося разрушительного потенциала;

Ø предотвращение аварий и техногенных катастроф путем повышения технологической безопасности производственных процессов и эксплуатационной надежности оборудования;

Ø разработка и осуществление инженерно-технических мероприятий, направленных на сокращение числа источников чрезвычайных ситуаций, смягчение их последствий, защиту населения и материальных средств;

Ø информирование населения о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории проживания; подготовка населения к защите в чрезвычайных ситуациях;

Ø предупреждение и оповещение населения, органов государственного управления о непосредственной угрозе возникновения ЧС на данной территории;

Ø подготовка сил и средств ликвидации ЧС и их последствий.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций включает меры организационного, организационно-экономического, инженерно-технического, медицинского и специального характера.

ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ И РЕАГИРОВАНИЯ

НА ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ

Реагирование на возникающие ЧС обычно начинается с разработки государственными структурами планов по митигации, особенно мероприятий предупреждения ЧС и защите населения в них. Эта задача вытекает из требований Законов РБ, Постановлений правительства и других документов.

Планирование подготовки и реагирования на чрезвычайные ситуации предполагает:

- выявление потенциально опасных источников ЧС;

- определение возможных масштабов воздействия поражающих факторов источников чрезвычайных ситуаций на людей, экономику и природную среду;

- определение риска чрезвычайных ситуаций;

- проведение комплекса мероприятий по снижению риска чрезвычайных ситуаций;

- определение степени уязвимости населения, экономики и природной среды от источников ЧС;

- проведение комплекса мероприятий по снижению уязвимости населения, экономики и природной среды в ЧС;

- оценку наличия организационных ресурсов и потенциала для прогнозирования, оценки, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

- анализ и оценку чрезвычайных ситуаций по секторам;

- подготовку сил и средств для решения задач прогнозирования и других проблем митигации;

- уточнение функций государственных структур по защите населения и обязанностей должностных лиц;

- планирование деятельности для достижения уровня подготовки, необходимого для своевременного и эффективного реагирования на произошедшую ЧС и др.

Подобные планы не предполагают описание специфического сценария чрезвычайной ситуации. Процесс планирования происходит предварительно и в атмосфере неопределенности до того момента, когда чрезвычайная ситуация происходит на самом деле. Как только возникла чрезвычайная ситуация, планы должны быть проверены, оценены и адаптированы к реальной ситуации.

Планирование мероприятий на случаи возникновения ЧС по сути своей являетсяпроцессом. В общем, процесс планирования должен:

- определить задачи, которые необходимо выполнить;

- оценить ресурсы, имеющиеся в наличии, возможности сил и средств для решения задач;

- оценить угрозы, демографическую ситуацию, провести микро- и макро-анализ уязвимости, потенциала и риска с использованием методов сбора качественной, количественной информации и способов ее обработки;

- обозначить требования для реагирования на чрезвычайные ситуации, возможности и потенциальные проблемы в ресурсах государства;

- уточнить концепцию операций, систему управления ЧС, процедуры, необходимые для выполнения плана;

- уточнить порядок координации действий со структурами в иерархии управления, а также с международными как с правительственными, так и неправительственными организациями;

- выявить проблемы, которые могут возникнуть при реагировании на чрезвычайные ситуации;

- способствовать более полному учету факторов, возможностей по реагированию на чрезвычайные ситуации;

- уточнить решение проблем материально-технического обеспечения;

- помочь уточнить формы и способы подготовки населения действиям по предупреждению ЧС и выживанию в них;

- оценить и улучшить план посредством выполнения упражнений, проведения учений, тренировок, тестирования и анализа операций по реагированию на ЧС.

Планы составляются во всех структурах ГСЧС и на объектах. Они постоянно корректируются и уточняются в процессе непрерывной оценки прогнозируемых чрезвычайных ситуаций, работ по снижению их риска, уязвимости населения, объектов экономики и природной среды. Обычно планы содержат разделы (или разрабатываются отдельно) подготовки и реагирования на ЧС, оперативные планы и планы реагирования на случай непредвиденных чрезвычайных ситуаций.

Механизмами реагирования на чрезвычайные ситуации являются: разведка, поиск и спасение, эвакуация, обеспечение безопасности зоны чрезвычайной ситуации, развертывание и усиление соответствующих структур (больницы, госпитали и т.д.), развертывание систем распределения помощи, реализация оперативных планов реагирования на ЧС.

Наши рекомендации