Система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера функционирует в соответствии с одноименным положением, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 ноября 2004 г. № 1466, в рамках государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера - своевременное определение вероятности угроз возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с отражением их возникновения и развития на основе анализа возможных причин и источников их возникновения в прошлом и настоящем (ст. 1 Закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Прогнозирование чрезвычайных ситуаций – опережающее отражение вероятности возникновения и развития чрезвычайных ситуаций на основе анализа возможных причин их возникновения, их источников в прошлом и настоящем.
Прогнозирование может носить долгосрочны й, краткосрочный или оперативный характер.
Объектами наблюдений при проведении мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций являются источники чрезвычайных ситуаций.
Основными задачами системы мониторинга и прогнозирования являются:
проведение наблюдений за источниками чрезвычайных ситуаций;
сбор, обработка и анализ информации об источниках чрезвычайных ситуаций;
создание банка данных по источникам чрезвычайных ситуаций; прогнозирование чрезвычайных ситуаций;
обеспечение республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров, местных исполнительных и распорядительных органов информацией об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций.
Система мониторинга и прогнозирования функционирует на республиканском, территориальном и местном уровнях.
На республиканском уровне координацию функционирования системы, а также функции по сбору, хранению, обработке информации о чрезвычайных ситуациях и их прогнозированию осуществляет Министерство по чрезвычайным ситуациям.
На территориальном и местном уровнях сбор, хранение, обработку информации о чрезвычайных ситуациях и их прогнозирование осуществляют областные и Минское городское управления МЧС и районные (городские) отделы по чрезвычайным ситуациям областных и Минского городского управлений МЧС.
Проведение наблюдения, анализа и оценки состояния и изменения источников чрезвычайных ситуаций в рамках системы мониторинга и прогнозирования осуществляется республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров.
Система мониторинга и прогнозирования взаимодействует с Национальной системой мониторинга окружающей среды и системой социально-гигиенического мониторинга в части обмена информацией.
Содержание информации, необходимой для функционирования системы мониторинга и прогнозирования, сроки и порядок ее представления определяются МЧС по согласованию с заинтересованными республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь.
Финансирование создания и функционирования системы мониторинга и прогнозирования осуществляется в пределах средств республиканского и местных бюджетов, предусмотренных на содержание МЧС, иных государственных органов и организаций, а также собственных средств организаций и других источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.
Система мониторинга и прогнозирования ЧС состоит из следующих основных элементов:
- организационной структуры;
- общей модели системы, включая объекты мониторинга;
- комплекса технических средств;
- моделей ситуации (моделей развития ситуаций);
- методов наблюдений, обработки данных, анализа ситуаций и прогнозирования;
- информационной системы.
Организационная структура в общем случае включает в себя:
орган управления системы мониторинга соответствующего уровня;
службу наблюдения и контроля (совокупность постов, станций наблюдения и контроля);
службу сбора и обработки информации и выработки рекомендаций по комплексу мероприятий, направленных на предупреждение возникновения ЧС или уменьшения их вредного воздействия на окружающую среду и человека;
службу технического обеспечения деятельности системы.
Общая модель системы мониторинга отражает возможность развития следующих ЧС:
природных чрезвычайных ситуаций, источником которых являются природные процессы и явления;
биолого-социальных чрезвычайных ситуаций;
техногенных чрезвычайных ситуаций;
чрезвычайных ситуаций в результате применения современных средств поражения: ядерного, бактериологического, химического оружия и других специальных средств поражения.
Комплекс технических средств должен удовлетворять целям наблюдения и контроля:
обеспечивать осуществление измерения требуемых параметров;
обладать необходимой для оценки состояния окружающей среды точностью, достоверностью, оперативностью, уровнем автоматизации (в соответствии с моделью ЧС).
Модели чрезвычайных ситуаций (модели развития ситуаций) должны содержать:
общее описание ситуаций в зависимости от процесса его проявления;
комплекс характеристик, входных измеряемых параметров состояния окружающей среды, позволяющих идентифицировать ситуацию в целом и отдельные этапы ее развития;
критерии принятия решений.
Методы наблюдения и контроля должны содержать:
описание наблюдаемых процессов, явлений и перечень наблюдаемых параметров;
значения наблюдаемых параметров, принятых в качестве нормальных, допустимых и критических;
режим наблюдений – непрерывный или периодический;
точность измерений наблюдаемых параметров;
правила (алгоритм) обработки результатов наблюдений и форму их представления.
Методы прогнозирования ЧС включают:
описание прогнозируемых процессов, явлений;
перечень исходных данных для прогнозирования;
правила оценки репрезентативности исходных данных;
алгоритм прогноза (включая оценку достоверности результатов) и требования к программному и техническому обеспечению;
перечень выходных данных.
Информационная система мониторинга представляет собой распределенную автоматизированную систему оперативного обмена информацией и содержит сеть центров коммутации и абонентских пунктов, обеспечивающую обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и рассылку информации.
В зависимости от масштаба чрезвычайной ситуации, различают пять уровней (ступеней) мониторинга: глобальный; национальный; региональный; местный; локальный.
Каждый нижеследующий уровень мониторинга входит составной частью в вышеперечисленный уровень.