Вопрос №1. Формы собственности на природные ресурсы в РФ
Билет 11
Согласно Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной собственности.
Государственной выступает в виде федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации Земля и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной собственности, закрепляются за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с действующим законодательством (земля, недра, воды, леса, + прир ресурсы террит вод, Конт шельфа, и исключит эк зоны).
Природные объекты, находящиеся в муниципальной собственности, закрепляются за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с действующим законодательством.
Как предусмотрено статьей 213 ГК РФ, в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам. Согл ВК в собственности ЮЛ ФЛ могут находиться пруд и обводненный карьер.
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
недра в пределах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Участки недр не могут быть предметом купли-продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.
Вопрос 2. УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВВодный кодекс Российской Федерации" от 03.06.2006 в ред. от 28.12.2010)
К полномочиям органов государственной власти (субъекты и мсу) Российской Федерации в области водных отношений относятся:
1) владение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в федеральной собственности;
2) разработка, утверждение и реализация схем комплексного использования и охраны водных объектов и внесение изменений в эти схемы;
3) осуществление федерального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов;
4) организация и осуществление государственного мониторинга водных объектов;
5) установление порядка ведения государственного водного реестра и его ведение;
6) утверждение порядка подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, порядка подготовки и заключения договора водопользования;
7) определение порядка создания и осуществления деятельности бассейновых советов;
8) гидрографическое и водохозяйственное районирование территории Российской Федерации;
9) установление ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, порядка расчета и взимания такой платы;
10) установление порядка утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и целевых показателей качества воды в водных объектах;
12) утверждение правил использования водохранилищ;
Вопрос №3. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 13 августа 1996 г. ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ГИБЕЛИ ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ, А ТАКЖЕ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ МАГИСТРАЛЕЙ, ТРУБОПРОВОДОВ, ЛИНИЙ СВЯЗИ И ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ
запрещается:
выжигание растительности, хранение и применение ядохимикатов, удобрений, химических реагентов, горюче-смазочных материалов и других опасных для объектов животного мира и среды их обитания материалов, сырья и отходов производства без осуществления мер, гарантирующих предотвращение заболеваний и гибели объектов животного мира, ухудшения среды их обитания;
установление сплошных, не имеющих специальных проходов заграждений и сооружений на путях массовой миграции животных;
устройство в реках или протоках запаней или установление орудий лова, размеры которых превышают две трети ширины водотока;
расчистка просек под линиями связи и электропередачи вдоль трубопроводов от подроста древесно-кустарниковой растительности в период размножения животных.
Требования обязательны для всех
23. При проектировании и сооружении транспортных магистралей необходимо ограничить их прохождение по границам различных типов ландшафтов, на путях миграции и в места концентрации объектов животного мира.
24. Владельцы транспортных средств и организации должны ограничивать в пределах своей компетенции судоходство и скорость движения транспорта по согласованию со специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.
На транспортных магистралях необходимо устанавливать специальные предупредительные знаки и знаки ограничения скорости движения транспорта.
28. Трубопроводы должны быть заглублены (погружены под землю на определенную глубину). При строительстве трубопроводов в легко уязвимых местах среды обитания животных (тундра и другие), где невозможно заглубить трубы в землю, необходимо предусмотреть сооружение переходов для мигрирующих животных, приподняв отдельные участки трубопроводов на высоту не ниже 3 м.
29. В случае пересечения реки трубопровод заглубляется и фиксируется (для предотвращения всплытия). При пересечении трубопроводом верховий рек и ручьев устраивается эстакада.
Трубопроводы не должны пересекать нерестилища и зимовальные ямы.
33. При проектировании и строительстве новых линий связи и электропередачи должны предусматриваться меры по предотвращению и сокращению риска гибели птиц в случае соприкосновения с токонесущими проводами на участках их прикрепления к конструкциям опор, а также при столкновении с проводами во время пролета.
34. Линии электропередачи, опоры и изоляторы должны оснащаться специальными птицезащитными устройствами, в том числе препятствующими птицам устраивать гнездовья в местах, допускающих прикосновение птиц к токонесущим проводам.
35. устанавливаются санитарно-защитные полосы.
37. Трансформаторные подстанции на линиях электропередачи, их узлы и работающие механизмы должны быть оснащены устройствами (изгородями, кожухами и другими),.
Билет 12
Вопрос №1. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 16 июня 2004 г. N 282 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ФЕДЕРАЛЬНОМ АГЕНТСТВЕ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ
Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов.(в ред. Постановления Правительства РФ от 08.08.2009 N 649)
2. Федеральное агентство водных ресурсов находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Функции:
- обеспечение в пределах своей компетенции мероприятий по рациональному использованию, восстановлению и охране водных объектов, предупреждению и ликвидации вредного воздействия вод;
- предоставление права пользования водными объектами, находящимися в федеральной собственности;
- эксплуатация водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения, защитных и других гидротехнических сооружений, находящихся в ведении Агентства, обеспечение их безопасности;
- разработка в установленном порядке схем комплексного использования и охраны водных ресурсов;
- обеспечение разработки и осуществления противопаводковых мероприятий, , предотвращению загрязнения вод;
- оказание государственных услуг по предоставлению информации, связанной с состоянием и использованием водных объектов, находящихся в федеральной собственности;
- ведение государственного реестра договоров пользования водными объектами, государственного водного кадастра и Российского регистра гидротехнических сооружений, осуществление государственного мониторинга водных объектов, государственного учета поверхностных и подземных вод .
Вопрос №2. Государственная система лицензирования пользования недрами
ФЗ «О недрах» от 21.02.1992 (ред. от 26.07.2010).
Гос. Лицензирование – единый порядок предост лицензии, включ эколог, информац, юр. Подготовку материалов и оформление. Организац обеспечение возлагается на Роснедра и террит органы агентства. Недра в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах" предоставляются в пользование на основании лицензий. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока.
Лицензия включ бланк, уст формы с гос гербом РФ ( Постановление Верховного Совета РФ от 15. 06. 1992г), кот уст положение о порядке лицензирования польз недрами действ в ред от ФЗ 26.06.2007) Лицензия должна содержать сведения о пользователе недр, об органах ее предоставивших, а также основание предоставление лицензии, данные о целевом назначении работ связ с польз недрами, сроки деййсвтия, условия связ с платежами, соглашение о праве собственности на геолог инф, полученную в процессе пользования недрами и т.д. Форма бланка лицензии содерж в спец администр регламенте Роснедр, утв. Приказом Минприродыот 29 сент 2009г.
Вопрос №3.
Согласно ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" от 14.03.1995 (ред. от 27.12.2009)
Дендрологические парки и ботанические сады являются природоохранными учреждениями, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности. Территории дендрологических парков и ботанических садов предназначаются только для выполнения их прямых задач, при этом земельные участки передаются в бессрочное (постоянное) пользование дендрологическим паркам, ботаническим садам, а также научно-исследовательским или образовательным учреждениям, в ведении которых находятся дендрологические парки и ботанические сады.
2. Находящиеся на балансе дендрологических парков и ботанических садов здания, сооружения и помещения приватизации не подлежат.
3. Дендрологические парки и ботанические сады могут быть федерального, регионального значения и образуются соответственно решениями исполнительных органов государственной власти Российской Федерации или представительных и исполнительных органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
На их террит Запрещается всякая деятельность, не связанная с выполнением их задач и влекущая за собой нарушение сохранности флористических объектов.
Билет 13
Вопрос №1. В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» 10.01.2002г к вреду, причиненному окружающей среде, относится негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.
Общие принципы оценки и возмещения вреда и убытков (экономического ущерба) содержатся в Гражданском кодексе Российской Федерации.
размер убытков определяется суммированием затрат, необходимых для восстановления нарушенного объекта (приведения его в первоначальное состояние), стоимости утраченного объекта и убытков, вызванных неполучением ожидаемых доходов.
Согласно Закону РФ «Об охране окружающей среды» вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» включает в себя правовую норму, согласно которой вред, причиненный природным объектам и природным комплексам в границах особо охраняемых природных территорий, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками, а при их отсутствии по фактическим затратам на их восстановление.
В статье 131 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что ущерб, причиненный водным объектам, определяется в соответствии с методиками исчисления ущерба, а при их отсутствии по фактическим затратам на восстановление водных объектов с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Аналогичным образом должен определяться размер ущерба в результате причинения вреда объектам животного мира и среде их обитания в соответствии с Законом РФ от 24 апреля 1995 года «О животном мире».
Вопрос №2. ДОГОВОР КУПЛИ-ПРОДАЖИ ЛЕСНЫХ НАСАЖДЕНИЙ
Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 годав ред от 22 июля 2009 года.
1. По договору купли-продажи лесных насаждений осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
3. К договору применяются положения о договорах купли-продажи, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено лесным Кодексом.
4. В договоре указываются местоположение лесных насаждений (лесной квартал и (или) лесотаксационный выдел) и объем подлежащей заготовке древесины.
5. Срок действия договора не может превышать один год.
. 2. Минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений определяется как произведение ставки платы за единицу объема древесины и объема подлежащей заготовке древесины.
3. Ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
1. Договор купли-продажи лесных насаждений заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, предусмотренных ЛК.
5. Порядок подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и форма примерного договора купли-продажи лесных насаждений утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Вопрос №3. ФЗ «о животном мире» от 24 апреля 1995 года в ред 28.12.2010года.
Животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью.
Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в отношении объектов животного мира
К федеральной собственности могут быть отнесены следующие объекты животного мира:
редкие и находящиеся под угрозой исчезновения, а также занесенные в Красную книгу Российской Федерации;
обитающие на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
населяющие территориальное море, континентальный шельф и исключительную экономическую зону Российской Федерации;
подпадающие под действие международных договоров Российской Федерации;
отнесенные к особо охраняемым, ценным в хозяйственном отношении;
естественно мигрирующие по территориям двух и более субъектов Российской Федерации.
Перечень объектов животного мира, отнесенных к федеральной собственности, утверждается Правительством Российской Федерации.
Объекты животного мира, изъятые из среды обитания в установленном порядке, могут находиться в частной, государственной, муниципальной или иных формах собственности. Отношения по владению, пользованию и распоряжению такими животными регулируются гражданским законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. + Коренные малочисленные народы, исконная среда обитания и традиционный образ жизни связан с жив миром.
Билет 14
Вопрос №1. Экологическая доктрина Российской Федерации (распоряжение правительства РФ от 31.08.2002 года) определяет цели, направления, задачи и принципы проведения в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии на долгосрочный период.
Сохранение природы и улучшение окружающей среды являются приоритетными направлениями деятельности государства и общества. Природная среда должна быть включена в систему социально-экономических отношений как ценнейший компонент национального достояния. Формирование и реализация стратегии социально-экономического развития страны и государственная политика в области экологии должны быть взаимоувязаны, поскольку здоровье, социальное и экологическое благополучие населения находятся в неразрывном единстве.
Экологическая доктрина базируется на Конституции Российской Федерации, федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также на:
фундаментальных научных знаниях в области экологии и смежных наук;
оценке современного состояния природной среды и ее воздействия на качество жизни населения Российской Федерации;
признании важного значения природных систем Российской Федерации для глобальных биосферных процессов;
учете глобальных и региональных особенностей взаимодействия человека и природы.
Настоящий документ учитывает также рекомендации Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) и последующих международных форумов по вопросам окружающей среды и обеспечения устойчивого развития.
Вопрос №2.
ФЗ «О недрах» от 21.02.1992 (ред. от 26.07.2010).
Недра в пределах гос границы РФсоставляют гос фонд недр. Недра предоставляются в пользование для геологического поиска, разведки, добычи полезных ископаемых, для использования природных лечеб ресурсов и для строительства подземных сооружений. Объект пользования – горный отвод, для определения границ которого учитываются размеры участка недр, зоны подхода, и др факторы.
Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе иностранные граждане, отвечающие квалификационным требованиям, предъявляемым к недропользователям.
Пользователями недр при ведении работ по добыче радиоактивных веществ и захоронению радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов могут быть юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие выданные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти разрешения (лицензии) на эти цели
Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции - с даты вступления такого соглашения в силу.
Участки недр предоставляются в пользование на определенный срок или без ограничения срока. На определенный срок участки недр предоставляются в пользование для: